Возраст как особая структурная «макроединица» периодизации детства. Л.С. Выготский о ключевых вопросах психологической диагностики и практики

Психологический возраст как макроединица периодизации развития характеризуется структурой (социальной ситуацией развития и возрастными психологическими новообразованиями) и динамикой (чередованием кризисов — периодов фундаментальных качественных изменений, и стабильных возрастов). Социальная ситуация развития; это те единственные и неповторимые связи и взаимоотношения ребенка со взрослыми и социальной средой в целом, которые складываются на данном возрастном этапе. Социальная ситуация развития определяет весь образ жизни ребенка, его социальное бытие и особенности сознания ребенка.

Социальная ситуация развития меняется в самом начале возрастного периода. К концу периода появляются новообразования, среди которых особое место занимает центральное новообразование, имеющее наибольшее значение для развития на следующей стадии.

Л.С. Выготский рассмотрел динамику переходов от одного возраста к другому. На разных этапах изменения в детской психике могут происходить медленно и постепенно, а могут - быстро и резко. Соответственно выделяются стабильные и кризисные стадии развития. Для стабильного периода характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка. Незначительные, минимальные изменения, происходящие на протяжении длительного времени, обычно незаметны для окружающих. Но они накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии: появляются возрастные новообразования. Только сравнив начало и конец стабильного периода, можно представить себе тот огромный путь, который прошел ребенок в своем развитии.

Стабильные периоды составляют большую часть детства. Они длятся, как правило, по нескольку лет. И возрастные новообразования, появляющиеся медленно и долго, оказываются устойчивыми, фиксируются в структуре личности.

Кроме стабильных существуют кризисные периоды развития. В возрастной психологии нет единого мнения по поводу кризисов, их места и роли в психическом развитии ребенка. Часть психологов считает, что детское развитие должно быть гармоничным, бескризисным. Кризисы - ненормальное, "болезненное" явление, результат неправильного воспитания. Другая часть психологов утверждает, что наличие кризисов в развитии закономерно. Более того, по некоторым представлениям, ребенок, не переживший по-настоящему кризис, не будет полноценно развиваться дальше.

Кризисы, в отличие от стабильных периодов, длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваясь до года или даже двух лет. Это краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии и ребенок резко меняется во многих своих чертах. Развитие может принять в это время катастрофический характер.

Кризисные и стабильные периоды развития чередуются. Поэтому возрастная периодизация Л.С. Выготского имеет следующий вид: кризис новорожденности - младенческий возраст (2 месяца - 1 год) - кризис 1 года - раннее детство (1-3 года) - кризис 3 лет - дошкольный возраст (3 - 7 лет) - кризис 7 лет - школьный возраст (7-13 лет) - кризис 13 лет - пубертатный возраст (13-17 лет) - кризис 17 лет.

 

10. Характеристика целей и средств 1-го этапа возрастно-психологического консультирования.

1. Беседа с обратившимся за помощью взрослым (Первичная диагностика).

Цели этапа:

1. Отсеять клиентов, проблемы которых лежат вне деятельности ВПК.

К примеру, на приём может прийти человек с психическим заболеванием и рассказывать о проблемах несуществующего ребёнка. Такие случаи нужно перенаправлять к психиатру.

2. Если проблема клиента лежит в поле деятельности ВПК, нужно внимательно выслушать клиента. Это поможет составить предварительное мнение о причинах возникновения жалобы.

- установить контакт с клиентом.

- первоначальное знакомство с проблемой, собирается информация о проблеме, выясняется как клиент её осознает.

- к концу беседы мягкое управление её содержанием для восполнения недостающей информации

Правило: Не задавать вопросы.

Используя технику активного слушания, нужно дать клиенту высказать жалобу-проблему именно в том виде, в каком он её видит и осознает. Анализ того, что, как и в каком порядке человек рассказывает, позволит узнать его собственное понимание проблемы, объяснение её причин, выявить его мотивацию прихода к психологу. За время этой встречи консультант выслушивает жалобы клиента, а также составляет впечатление о нем на основе его поведения и характера общения с консультантом.

Хотя 1-й этап может (и должен) быть очень информативным и вызывать множество предположений о возможных причинах возникновения жалобы, следует выработать в себе «толерантность к неопределённости», чтобы не сделать поспешных выводов.

«Этих данных при их вдумчивом и внимательном анализе достаточно для того, чтобы построить гипотезы о зоне нарушения и выборе направления даль­нейшей диагностической работы, а также для вынесения некоторых первоначальных диагностических суждений.»

11.Характеристика целей и средств 2-го этапа возрастно-психологического консультирования. Типология результатов 2-го этапа и возможные варианты продолжения работы с клиентом.

1. Диагностическое обследование ребёнка:

Цели этапа:

1. Подтвердить или опровергнуть обоснованность жалобы на ребёнка. Возможно, проблема существует лишь в глазах взрослого-родителя или в основном связана с ним самим. В этих случаях требуется отдельная психотерапевтическая работа с родителем.

2. Если жалоба обоснована, найти психологическое объяснение причин связанной с ней проблемы с помощью тестов и клинической беседы.

 

В случае диагностики с помощью тестов нужно тщательно следить за «чистотой» их выполнения: ребёнок должен чувствовать себя хорошо, ему не должно ничего мешать и т.д. Нужно следить за тем, что ребёнок не переутомлялся.

Очень полезно проводить диагностическое обследование ребёнка в таких условиях, чтобы родитель мог наблюдать за процессом.

Это полезно по следующим причинам:

1. Родитель может понаблюдать за поведением ребёнка с другим взрослым. Это может быть очень важным, поскольку часто причина жалоба заключается и в поведении родителя.

2. На следующем этапе психолог сможет апеллировать к конкретному опыту в доказательство и объяснение своей точки зрения родителю.

3. Психолог получает возможность пронаблюдать реальный срез детско-родительских отношений. Родитель может по-разному реагировать на выполнение ребёнком каких-либо тестовых заданий: болеть за ребёнка, переживать, пытаться помочь. Также и ребёнок может просить родителя о помощи или наоборот теряться, нервничать в его присутствии.

Варианты различных результатов второго этапа:

1) Жалоба абсолютно не обоснована. Можно предложить развивающие программы. (Профилактическое обращение).

2) Жалоба обоснована только в отношении самого ребёнка, но у ребёнка её нет (неадекватная оценка родителей)

3) Жалоба частично или полностью обоснована. У Ребёнка есть признаки, которые описывали родители, но касаются они отношений между сверстниками или др. людьми, но не родителей. (пример: переход ребёнка в другой класс).

4) Жалоба частично или полностью обоснована. Все нарушения ребёнка связаны с взаимоотношениями с родителями. Нужна коррекция взаимоотношений (пример: совместные игры)

5) Жалобы, касающиеся поведения ребёнка и в семье и в не семь полностью обоснованы. Нужна работа с ребёнком.

12.Характеристика целей и средств 3-го этапа возрастно-психологического консультирования.

2. Беседа с обратившимся за помощью взрослым:

Цели этапа:

1. Передать полученную на 2-м этапе информацию родителю в доступной и понятной для него форме.

2. Прийти к единому с родителем мнению относительно ситуации и дальнейших действий.

Здесь возможны несколько вариантов:

· Родитель выслушал, понял и принял всё, что сообщил ему психолог. Это идеальный вариант.

· Родитель выслушал, вроде бы всё понял, но ушёл, внутренне не согласившись. Этот вариант плох тем, что из-за внутреннего несогласия действия психолога и взрослого могут быть непоследовательны.

· Родитель выслушал, но открыто не согласился с точкой зрения психолога. Этот вариант лучше предыдущего, поскольку если противоречие возникло, появляется шанс его решить. Реакция родителя может дать дополнительную информацию о его личностных качествах, которые также могут влиять на его восприятие ребёнка и взаимодействие с ним.

Пока психолог и родитель не пришли к единому мнению относительно ситуации, делать что-либо дальше не имеет смысла.

13. Характеристика целей и средств 4-го этапа возрастно-психологического консультирования.

1. Выработка рекомендаций и передача их родителям:

Цели этапа:

1. Совместное продумывание плана решения проблемы и выбор средств.

Родитель должно чётко понимать, что и для чего делается, иначе он просто не станет тратить на это свои силы и ресурсы.

Важна конкретизация направления работы – родителю должно всё предельно ясно. Поэтому полезным является некая обратная связь с ним: «Что Вы будете делать?»; «Как Вы будете делать?». Правильный выбор средств и понимание действий родителем очень важны. 

Задача психолога, проверять то, что придумал родитель, направлять его, подкидывать идеи.

14. Параметры анализа жалобы родителей (структура жалобы).

Структура спонтанной жалобы:

I. Локус жалобы:

 а) субъектный (на кого жалуется клиент)

 б) объектный (на что жалуется клиент).

По субъектному локусу есть четыре основных вида жалоб:

1) на ребенка

2) на семейную ситуацию в целом

3) на супруга и супружеские отношения

4) на самого себя

5) на третьих лиц, в том числе на совместно проживающих в семье или вне семьи бабушек и дедушек.

По объектному локусу можно выделить следующие виды жалоб:

1) на очевидные нарушения психического или соматического здоровья или поведения (энурез, страхи, навязчивости);

2) на ролевое поведение (несоответствие полу, возрасту, статусу) мужа, жены, сына (дочери) и т.д;

3) на поведение с точки зрения соответствия психическим нормам

4)  на индивидуальные психические особенности

5) на психологическую ситуацию (потеря контакта, близости, понимания);

6) на объективные обстоятельства (трудности с жильем, работой, и т. д.).

II. Самодиагноз – это собственное объяснение клиентом природы того или иного нарушения в семейной жизни, основанное на его представлениях о самом себе, о семье и человеческих взаимоотношениях:

1. «Злая воля» — «нежелание понять».

2. «Психическая аномалия» — отнесение лица, о котором идет речь, к психически больным.

3. «Органический дефект» — лицо относят к неполноценному – нарушение ЦНС

4. «Генетическая запрограммированность» —негативная наследственность

5. «Индивидуальное своеобразие» —поведенческие особенности как личностные черты

6. «Собственные неверные действия»

7..«Собственная личностная недостаточность»

8. «Влияние третьих лиц» — родителей, супруга, и т.д, как актуальное, так и имевшее место в прошлом.

9. «Неблагоприятная ситуация»

III. Проблема в данном контексте —указание на то, что клиент хотел бы, но не может изменить. Проблемы:

1. Неуверен, хочу быть уверенным.

2. Не умею, хочу научиться

3. Не понимаю, хочу понять

4. Не знаю, что делать, хочу знать

5. Не имею, хочу иметь

6. Знаю, как надо, но не могу сделать, нужны дополнительные стимулы.

7. Не справляюсь сам, хочу изменить ситуацию

IV. Запрос — это конкретизация формы ожидаемой клиентом помощи от консультации.

1. Просьба об эмоциональной и моральной поддержке

2. Просьба о содействии в анализе

3. Просьба об информации

4. Просьба об обучении навыкам.

5. Просьба о помощи в выработке позиции

6. Просьба в оказании влияния на члена семьи или в его изменении в интересах лица, о котором идет речь.

7. Просьба об оказании влияния на члена семьи в интересах клиента.

 

Спонтанно излагаемая жалоба имеет определенный сюжет. Сюжет — это форма жалобы, созданная самим клиентом, и для наивного слушателя сюжет исчерпывает все содержание жалобы. От анализа сюжет отличается тем, что его строение и содержание продиктованы не специалистом, а самим клиентом и тем, что ему кажется важным.

Явное и скрытое содержание жалобы.

Скрытое содержание жалобы — это не бессознательное, не подсознательное и не вытесненное содержание, это лишь недоговоренное содержание. Подтекст жалобы может быть неосознанным или вытесненным.

Можно выделить три основные мотивационные ориентации, встречающиеся у клиентов:

1. Деловая ориентация, два вида:

а) адекватная деловая ориентация. Клиент искренне заинтересован в изменении своей ситуации. Он доверяет психологу, готов сотрудничать, не переоценивает вероятностный эффект.

 «Я благодарен за возможность встретиться с вами, не сомневаюсь в вашей компетенции и надеюсь,что вы сделаете все возможное, чтобы мне помочь, и что в ваших силах, если вообще мне можно помочь. Сам я готов делать все, что вы мне скажете»;

б) неадекватная деловая ориентация. Клиент преувеличивает возможности консультанта, выражает завышенные ожидания эффективности его помощи

 «Я уверен, что вы — маг и волшебник и вы, и только вы, можете мне помочь».

2. Рентная ориентация. Два вида:

а) «обаятельный рантье». Переложение ответственности на плечи консультанта.

б) «требовательный рантье». Его позицию можно было бы выразить так: «Ну вот, теперь вы все знаете и теперь уж это ваша забота, принимайтесь за дело и не вздумайте отвертеться — вам за это деньги платят».

3. Игровая ориентация.

Клиент словно обратился для того, чтобы вступить в определенные отношения с консультантом, и это, прежде всего, является мотивом его посещения. «Посмотрим, такой ли вы специалист, как вы представляетесь».

 

15. Виды отношения к консультанту и субъектному локусу жалобы (в подтексте).

При анализе подтекста жалобы необходимо обратить внимание на два момента. Один из них касается отношения клиента к лицу, о котором идет речь в жалобе, другой — отношений с самим консультантом.

В первом случае текст жалобы может быть проинтерпретирован в терминах эмоциональных отношений (В. В. Столин, 1983), т.е. в терминах симпатии — антипатии, уважения — неуважения, близости — отдаленнсти. В таком случае декларируемая забота и любовь к ребенку могут совпадать с эмоциональным отношением, содержащим симпатию, близость, уважение, и не совпадать с ним в случае антипатии, отдаленности, неуваения.

Во втором случае в ходе беседы и изложения жалобы клиентом наличествует отношение к консультанту. Поскольку клиент не знаком с консультантом, то это отношение вызвано не какими-то особенностями консультанта или его поведения, оно, скорее, провоцируется, ими и выражает некоторую общую мотивационную ориентацию клиента. Можно выделить три основные моти-вационные ориентации, встречающиеся у клиентов консультации.

1. Деловая ориентация, которая существует в двух основных видах:

а) адекватная деловая ориентация. Клиент искренне заинтересован в изменении своей ситуации (т. е. в решении проблемы). Текстом жалобы, тоном, мимикой, всей манерой поведения клиент дает понять, что он доверяет учреждению, в которое обратился, не сомневается в личной профессиональной компетенции консультанта, ожидает помощи, возможной в его ситуации, хотя и не переоценивает вероятный эффект такой помощи, клиент готов сотрудничать и выполнять все предписания. Эту позицию можно было бы выразить так: «Я благодарен за возможность встретиться с вами, не сомневаюсь в вашей компетенции и надеюсь,

что вы сделаете все возможное, чтобы мне помочь, и что в ваших силах, если вообще мне можно помочь. Сам я готов делать все, что вы мне скажете»;

б) неадекватная деловая ориентация. Эта ориентация отличается от предыдущей тем, что клиент преувеличивает возможности консультанта, так или иначе выражает завышенные ожидания эффективности его помощи. Обобщенно словесный эквивалент этой ориентации можно выразить так: «Я уверен, что вы — маг и волшебник и вы, и только вы, можете мне помочь».

2. Рентная ориентация. Эта ориентация также существует в двух видах:

а) одну из них можно было бы назвать ориентацией «обаятельного рантье». Клиент как бы считает, что его откровенность, испытываемые им страдания и невзгоды, его обаяние, симпатия и доверие к консультанту — это тот капитал, на который он неизбежно получит проценты в виде переложения ответственности на плечи консультанта. Тон его беседы как бы подчеркивает: «Ну наконец-то я встретил вас, никто другой не мог бы мне помочь». В завершение беседы клиент как бы формулирует: «Ну, теперь вы все знаете, ответственность теперь на вас, что мне делать дальше?»;

б) другую ориентацию можно обозначить как ориентацию «требовательного рантье». Клиент хочет получить причитающийся ему процент, но не с капитала обаяния и доверчивости, а с самой позиции посетителя консультации. Его позицию можно было бы выразить так: «Ну вот, теперь вы все знаете и теперь уж это ваша забота, принимайтесь за дело и не вздумайте отвертеться — вам за это деньги платят».

3. Игровая ориентация. В случае двух предыдущих ориентации клиент так или иначе заинтересован в изменении ситуации, существующей вне стен консультации. В случае игровой ориентации возникает впечатление, что клиент обратился для того, чтобы вступить в определенные отношения с консультантом, и это, прежде всего, является мотивом его посещения. Так, например, клиент дает понять, что он не такой уж профан в психологии, знает многих психологов и кое-что читал, и как бы предлагает консультанту пройти у него аттестацию, т. е. доказать свою компетентность: «Посмотрим, такой ли вы специалист, как вы представляетесь». Доказательства компетентности клиент принимает с заметным оживлением и тут же выдвигает новые «экзаменационные вопросы».

В другом случае клиент всячески усиливает безнадежность и трудность своей проблемы, хотя реально этой безнадежности не чувствует. Он как бы говорит: «Вы согласны, что моя ситуация безнадежна и решения нет?» Если консультант предложит какое-то решение, клиент тут же его опровергает введением информации, ранее не сообщенной, и добавляет: «Ну разве можно выдвигать столь необдуманные предложения?» Если консультант подтвердит отсутствие решения, клиент тут же предложит его и скажет: «Вот видите, и мы не лыком шиты, и, пожалуй, разбираемся в жизни получше вас».

Важным моментом первичной психодиагностики является анализ поведения клиента во время первой беседы.

 

16. Основные синдромы детского или родительского неблагополучия в результате первичного анализа жалобы (каждый синдром – отдельный вопрос).

Можно выделить совокупность психологических синдромов, которые имеют значение для первоначальной дифференциации клиентов, а также относятся к сфере детско-родительских отношений.

1. Подозрения на душевное заболевание. Признаки, которые должны быть учтены консультантом, и могут указывать на наличие душевных болезней:

· сбивчивое, путаное изложение сюжета, повторы, нелогичность, отсутствие связи между фрагментами;

· наличие таких симптомов, как галлюцинации, бредовые идеи и др.

· общий малоэмоциональный тон изложения проблем, которые должны были бы остро переживаться, или, напротив, повышенно возбужденная манера речи

· неучет реакции консультанта на то, что излагается клиентом в ходе беседы. Возникает впечатление, что все то же самое говорилось бы любому другому человеку на месте консультанта и вне зависимости от реакции на то, что говорится;

· отсутствие поведенческих и других фактических подтверждений самодиагноза третьими лицами

· исключительнаяпсихологичность проблем, которые формулирует клиент.

В зависимости от степени выраженности этих симптомов психолог-консультант принимает решение направить клиента либо в медицинское учреждение, либо на дополнительную беседу с психиатром в рамках консультации.

2. Синдром поиска социальных союзников. Чаще всего речь идет о жалобах одного из супругов на другого, который «незаконно», «подло» оставил первого, препят­ствует контактам с ребенком, хотя могут быть случаи и не относящиеся к супружеским отношениям. Клиент ищет социальных союзников, которые помогли бы ему «найти управу», «наказать», принудить к чему-то назы­ваемое лицо.

Общие признаки жалоб этого клиента таковы:

· Субъектный локус жалобы — третьи лица (никогда не сам клиент), и как правило взрослые.

· Объектный локус — несоответствие поведения лица закону, морали, справедливости и т, д. Проблема: «Хочу заставить, отомстить, наказать, не дать воз­можности, но не справляюсь». Запрос: «Помогите обуз­дать, наказать, повлиять (в моих интересах)».

· Отно­шение к лицу, о котором идет речь, выражено в подтексте: с антипатией, с уважением как достаточно сильного врага, но не с уважением человеческих достоинств, со специфической близостью, которой обладает преследо­ватель в отношении жертвы.

· Отношение к консультанту очень утилитарное: клиент явно знает, что хочет (хотя и не знает, как консультант это может сделать), и ин­тересуется лишь действиями в этом направлении. При этом он чрезвычайно чуток к тому, «за кого» консуль­тант, и интерпретирует попытки объективно разобраться в проблеме как намерение консультанта стать на сто­рону его врага.

В случаях выявления синдрома поиска социальных союзников наиболее правильной консультативной так­тикой будет разъяснение сугубо психологического, а не юридического или административного характера учреждения, направление в нужные учреждения за разъяснением правовой стороны вопроса, а также мяг­кое указание на вред собственному здоровью клиента, вытекающий из столь большого придания значения указанной проблеме. Длительное психологическое кон­сультирование в этом случае, как правило, невозможно.

3. Синдромы детского неблагополучия и родительской тревожности. На первой стадии признаки, составля­ющие оба эти синдрома, одни и те же.

Родитель жалу­ется на ребенка (субъектный локус), и в частности на отдельные нарушения его поведения или психического развития (объектный локус).

Как правило, самодиагноз имеет множественный характер: может быть указано некоторое неблагополучие родов и последующего со­матического развития ребенка, в качестве гипотезы (стра­шащей самого клиента) может быть высказано предпо­ложение о психической аномалии, одновременно с этим могут быть указаны третьи лица как источники «плохого» влияния (супруг, его родители), собственные личностные качества («Я человек не слишком сильный, неумелый» и т. п.). Иногда к этому добавляется гипо­теза о неблагоприятном влиянии «генов» со стороны разведенного супруга.

Проблема состоит в том, что родитель хотел бы помочь своему ребенку, но не знает как и не справляется сам.

4. Синдром нелюбящего родителя. Субъектный локус жалобы тот же, что и в предыдущем случае,- ребенок. Однако объектный локус отличается - указывается на несоответствие поведения должному: ребенок не пpoявляет интереса к ученику непослушен, дерзок, у него дурные наклонности и т. д. В качестве самодиагноза преимущественно выступает "злая воля".

5. Синдром неуверенного родителя. Субъектный локус жалобы — ребенок. Объектный локус жалобы — не­соответствие поведения ребенка идеалу «хорошего маль­чика» или «хорошей.девочки», а также идеалам «гармо­нично развитой личности». Самодиагноз — собственные неверные действия, «слабость» собственной личности и социальная «слабость», не позволяющие обеспечить ребенку все необходимое, а также «индивидуальные особенности» ребенка. Проблема: «Не знаю, как отнес­тись к индивидуальному своеобразию, особенностям моего ребенка». Запрос состоит в просьбе о помощи в выработке позиции и эмоциональной поддержке: «Не правда ли таков мой ребенок, это не ужасно?», «Можно ли считать, что эти его отклонения от идеала не есть патология?» Отношение к ребенку с симпатией, уваже­нием, но без достаточной близости, что и выражается в сомнениях по поводу того, имеет ли он право быть таким, каким является. Отношение к консультанту деловое, адекватное.

6. Синдром личностного неблагополучия. Иногда безот­носительно к содержанию жалобы на первый план вы­ступают состояния клиента, которые требуют оказания психотерапевтической помощи ему лично и вне связи с тем, будут ли привлекаться к работе другие члены семьи. Речь идет о переживаниях тревоги, неуверенно­сти, поиске поддержки и участия, неспособности выйти из порочного круга, при котором неверное восприятие порождает неадекватные эмоции, последние — непра­вильные действия, те вызывают соответствующие ре­акции у окружающих, которые закрепляют неверное восприятие. Эти состояния близки тем, которые описы­ваются в рамках психопатологии неврозов (А. Кем-пински, 1975), но не достигают степени клинической выраженности. В этих случаях предпочтительной часто оказывается индивидуально-ориентированная работа с клиентом.

17. Специфика тестового и клинического типов обследования, их соотношение.

Тест-это точная инструкция. Ее искажать нельзя. Есть регламент по времени, указана определенная последовательность заданий.

В клиническом варианте можно варьировать время выполнения заданий, последовательность подачи. При проведении клинической методики необходимо наладить контакт с ребенком, задача создать атмосферу такую, чтобы ребенку было интересно. При таких условиях ребенок полностью раскроется и покажет все свои возможности. По ходу методики можно выдвигать гипотезы и сразу же их проверять. Определенной последовательности нет.

При выявлении проблемы можно менять задания и изменять правила для проверки гипотезы. Например, если ребенок поступил с жалобой на плохую успеваемость в школе, а при благоприятной обстановке выполняет все задания хорошо, но стоит только изменить интонацию, ребенок теряется и похожую задачу решить не может. Значит стоит обратить на это особое внимание.

18. Анализ, этиология, клинико-психологическая структура задержанного психического развития.

Задержанное психическое развитие (ЗПР)

Из-за схожей симптоматики за олигофрению иногда принимают ЗПР.

Свойства:

1.Обратимость (существуют способы терапии, все симптомы могут исчезнуть даже просто течением времени с взрослением ребёнка)

2.Мозаичность (неоднородность нарушений – некоторые функции могут быть нарушены, другие могут быть нетронутыми)

3.Иерархичность отсутствует

В отличие от олигофрении, при ЗПР нарушения начинают действовать позже и имеют определённую локализацию в мозге. Сочетания нарушений имеют множество вариаций.

ЗПР может иметь различные причины возникновения (генеза)

· ЗПР конституционального происхождения (гармоничный психофизический инфантилизм). Школьник похож на дошкольника – яркие фантазии, его увлекают игры, плохо развито произвольное поведение.

· ЗПР соматогенного происхождения – из-за болезни. Астеничен, постоянная боязнь и гиперопека родителей вызывают эмоциональную недоразвитость, выпадают из нескольких ведущих деятельностей. Вызывает деформацию по ССР, формирующую в дальнейшем, задержку развития.

· ЗПР психогенного происхождения – неблагоприятные условия воспитания, недосмотр, гиперопека, психотравмирующие условия. Мозг созревает, а ребенок ничего не делает, позже перерастает в органику. Чем раньше начинают действовать факторы, тем хуже.

· ЗПР церебрально-органического генеза.

 

19. Анализ, этиология, клинико-психологическая структура психического недоразвития.

Психическое недоразвитие (олигофрения)

Причины:

· Генетические

· Инфекции

· Интоксикации

· Травмы 

Свойства:

1. Необратимость (какого либо лечения не существует)

2. Тотальность (недоразвиты все функции организма)

3. Иерархичность (в первую очередь нарушены самые высшие психические функции)

Ключевой признак – невозможность понятийного обобщения. Этот навык у них просто не формируется. Признаки олигофрении прослеживаются уже в младенческом возрасте. К примеру, комплекс оживления появляется позже – в 3-6 месяцев.

Существуют 3 степени олигофрении:

1. Дебильность - низкая степень, наиболее распространённый случай.

2. Имбицильность - средняя степень

3. Идиотия – высокая степень

При дебильности могут существовать социальные контакты – социализация. Имеется эмоциональный отклик (могут обижаться, радоваться), могут найти профессию и избранника.

20. Сопоставительный анализ этиологии и клинико-психологической структуры психического недоразвития и задержанного психического развития.(можно выучить 18 и 19 вопрос и по ним уже отвечать)

 

21. Психологические проблемы кризиса 3-х лет. Типология протекания кризиса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: