Причины:
1. Дизонтогенез: Олигофрения и ЗПР. Обнаруживается в 50% случаев по данной жалобе. Обследование КГ функций обязательно. Такие дети должны учиться в особой школе.
2. Синдром хронической неуспешности.
Симптомы:
· Высокий уровень тревожности (паника перед сложным заданием)
· Высокий уровень личностнойконформности.
Часто ощущение «неуспеха» у ребёнка является следствием завышенных требований родителей.
3. Синдром школьной тревожности. Избегает темы школы. Проективные методики позволяют выявить нарушения в отношениях с учителем.
4. Психофизический инфантилизм: Дети игрового типа – «играют, пока интересно». Необходима игровая форма подачи материала.
5. Синдром ухода от деятельности
Симптомы:
· Демонстративность – повышенная потребность во внимании
· Повышенная тревожность
· Бескорыстный обман. Могут наобещать и тут же об этом забыть.
· Хорошее воображение
Противоречие заключается в желании внимания, добиться которого не даёт повышенная тревожность.
6. Отсутствие познавательных мотивов. Часто причин находится в родителях, у которых сами нет познавательных мотивов.
Ребёнок ленится».
Причины:
1. Отсутствие познавательных мотивов
2. Синдром хронической неуспешности
3. Нарушения отношений с учителем и школьная тревожность
4. Общая замедленность темпа психической деятельности: Ребёнок делает всё настолько медленно, что со стороны выглядит так, будто он вообще ничего не делает.
5. Сниженная энергетика – астеничность: Не хватает энергии, ребёнок быстро устаёт.
6. Ребёнок ленится – избалованный гедонист, который делает только то, что приятно.
Ребёнок рассеян или невнимателен»
Причины:
1. Функция внимания действительно снижена – определяется с помощью тестов.
2. Несформированность организации деятельности: Хаотичная деятельность, не может расположить всё по порядку. Не может найти ошибка из-за отсутствия структуры.
3. Уход от деятельности – «витает в облаках». Ребёнок внимателен только в интересных ему занятиях.
4. Синдром гиперактивности и дефицита внимания (СДВГ)
Ребёнок неуправляем»
Причины:
1. Ошибки взрослых, не понимающих возрастные особенности детей. Неуправляемость и «упрямство» являются лишь ответом на завышенные требования родителей.
2. Повышенная энергетика – жажда самостоятельной деятельности.
3. Негативистическая демонстративность – желание быть в центре внимания
4. Избалованность. Ребёнок окружён большим количеством взрослых, пытающихся самоутвердиться в отношениях с ребёнком. Другой вариант: мать-одиночка, которая посвятила всю свою жизнь ребёнку. Наблюдаются признаки демонстративности и неуправляемости.
У ребёнка проблемы с общением»
Причины:
1. Проблемы с общением у самих родителей. Иногда проблемы существуют лишь в общении между родителем и ребёнком.
2. Интеллектуализм – преобладание познавательных интересов. Если есть хотя бы 1-2 друга – всё в порядке. Задачей родителя будет являться найти для ребёнка круг общения по его интересам.
3. Несформированность средств общения: Есть стремление, но нет навыков. Ребёнок не может перенять стандарты общения, так как просто не видит их.
4. Аутизация - сниженная потребность в общении. Иногда это может быть симптомом шизофрении, которые может проявиться в будущем (отведение взгляда, избегание контакта)
Ребёнок агрессивен»
Причины:
1. Истинная агрессивность как стремление причинить боль и страдание – встречается достаточно редко.
2. Защитная агрессия – «наиболее частая история»
3. Несформированность средств общения.
Аутоагрессивные тенденции (отдельно от жалобы): Интегрированное недовольство собой. Может привести к неизлечимой депрессии (порождается родителями).
33. Основные синдромы неблагополучия в развитии в младшем школьном возрасте (каждый синдром – отдельный вопрос).
1.1. "Ребенок плохо учится"