double arrow

Синдром «хронической неуспешности».


Данный синдром имеет место, если выявляется высокий уровень тревожности. Необходимо учитывать данные наблюдения, рисунков, результаты методики "Образец и правило", у ребенка с синдромом хронической неуспешности наблюдается резкое ухудшение качества в самом сложном задании.

При этом синдроме складывается своеобразный порочный круг: нарушения деятельности ведут к неуспеху, неуспех порождает тревогу, тревога дезорганизует деятельность ребенка, способствует закреплению неудач. Чем дальше, тем труднее разорвать этот круг, поэтому неуспешность и становится "хронической".

Кроме высокой тревоги необходимо условие - высокая степень личностной конформности, т.е. установка на исполнительность, послушность, выполнение требований взрослых. Если этого нет - ребенку безразлично несоответствие его достижений ожиданиям взрослых.

При обследовании синдром проявляется в выраженной направленности на точное выполнение заданий психолога, ребенок проявляет стремление избегать непривычных заданий, которые оцениваются как сложные.

Синдром встречается и при отсутствии прямых родительских жалоб на низкую успеваемость: в случае завышенных родительских притязаний (успехи у ребенка средние, а родители ожидают отличных). Тогда жалобы идут по линии тревоги: ребенок не отвечает у доски, тренировочные упражнения выполняет лучше контрольных. При обследовании выявляется высокая тревога и начальный уровень тревожной дезорганизации деятельности.




Синдром «школьной тревожности».

Данный синдром возникает в случае, когда тревога полностью локализуется в школьной сфере: ступор при вызове к доске, неспособность ответить то, что дома хорошо выучено. При обследовании ребенок успешен и адекватен, отдельные показатели тревоги встречаются лишь в слабой степени. Необходимо прозондировать всю школьную сферу и прежде всего отношения с учителем. Можно встретить упорный уход от малейших попыток коснуться этой болезненной сферы или резкую актуализацию тревоги обычно нетревожного ребенка.

Необходимо расспросить родителей о том, как складывались отношения у ребенка с учителем. О многом говорят школьные тетради - стиль учительских отметок. В данном случае, прежде всего, необходимо искать нарушения общения с учителем. Не путать с синдромом хронической неуспешности – в том случае характерна тотальность переживания ребенком своих неуспехов, его предельная генерализация.

Психофизический инфантилизм.

Синдром характеризуется тем, что происходит сохранение дошкольного уровня вплоть до подросткового возраста. Когда на инфантильного ребенка обрушивается вся система школьных требований, некоторые черты дошкольного возраста сохраняются долго. Они и обнаруживаются при обследовании. Это проявляется в отношении к инструкциям, образцам, которые ребенок если не игнорирует, то трактует весьма вольно, легко отдаваясь ситуативным импульсам. Причем физическое отставание может быть небольшим (например, на год), а психологическое - значительным.



Психологический дошкольник не считает важными школьные требования, поэтому тревожность не развивается даже при значительной объективной неуспешности. Здесь показательна самооценка: при хронической неуспешности она явно занижена, а здесь – не сформирована.

Задержка психического развития.

В чистом виде встречается нечасто. Задержка психического развития порождает тревожность, которая замыкает порочный круг хронической неуспешности. Чем глубже задержка психического развития, тем больше вероятность встретить ее в чистом виде. В этом случае ребенок не замечает своих неуспехов, снижена критичность.





Сейчас читают про: