Вопрос 1. Данные, информация, знания. Понятия и определения. Свойства информации. Критерии развитости информационного общества. Предпосылки появления информационных систем.
Данные - это совокупность сведений, зафиксированных на определенном носителе в форме, пригодной для постоянного хранения, передачи и обработки. Преобразование и обработка данных позволяет получить информацию.
Информация - это результат преобразования и анализа данных. Отличие информации от данных состоит в том, что данные - это фиксированные сведения о событиях и явлениях, которые хранятся на определенных носителях, а информация появляется в результате обработки данных при решении конкретных задач. Например, в базах данных хранятся различные данные, а по определенному запросу система управления базой данных выдает требуемую информацию.
Знания – это зафиксированная и проверенная практикой обработанная информация, которая использовалась и может многократно использоваться для принятия решений.
|
|
Знания – это вид информации, которая хранится в базе знаний и отображает знания специалиста в конкретной предметной области. Знания – это интеллектуальный капитал.
Главные свойства - это достоверность, адекватность, объективность, доступность, точность, полнота информации.
Критерии развитости информационного общества:
1. наличие компьютеров;
2. уровень развития компьютерных сетей;
3. количество населения, занятого в информационной сфере, а также использующего информационные и коммуникационные технологии в своей повседневной деятельности.
Первые информационные системы появились в 50-х гг. В эти годы они были предназначены для обработки счетов и расчета зарплаты, а реализовывались на электромеханических бухгалтерских счетных машинах. Это приводило к некоторому сокращению затрат и времени на подготовку бумажных документов.
60-е гг. знаменуются изменением отношения к информационным системам. Информация, полученная из них, стала применяться для периодической отчетности по многим параметрам. Дня этого организациям требовалось компьютерное оборудование широкого назначения, способное обслуживать множество функций, а не только обрабатывать счета и считать зарплату, как было ранее.
В 70-х — начале 80-х гг. информационные системы начинают широко использоваться в качестве средства управленческого контроля, поддерживающего и ускоряющего процесс принятия решений.
К концу 80-х гг. концепция использования информационных систем вновь изменяется. Они становятся стратегическим источником информации и используются на всех уровнях организации любого профиля. Информационные системы этого периода, предоставляя вовремя нужную информацию, помогают организации достичь успеха в своей деятельности, создавать новые товары и услуги, находить новые рынки сбыта, обеспечивать себе достойных партнеров, организовывать выпуск продукции по низкой цене и многое другое.
|
|
Вопрос 2. Сигналы, виды и форма представления информации, кодирование и преобразование информации. Система (определение). Признаки системы. Параметры измерения информации.
Дискретный сигнал - сигнал, имеющий два определенных уровня: верхний и нижний. Верхнему уровню сигнала соответствует логическая единица, а нижнему- логический ноль.
Аналоговый сигнал неразрывно изменяется во времени
Дигитальный (цифровой) сигнал является отображением аналогового сигнала с помощью дискретных величин. Любой уровень дигитального сигнала может быть выражен с помощью конечного числа.
Система — это прежде всего целостная совокупность элементов.
системой, должен обладать четырьмя основными свойствами или признаками (целостностью и делимостью, наличием устойчивых связей, организацией и эмерджентностью)
За единицу количества информации принимается такое количество информации, которое содержит сообщение, уменьшающее неопределенность в два раза. Такая единица названа "бит".
Для информации существуют свои единицы измерения информации. Если рассматривать сообщения информации как последовательность знаков, то их можно представлять битами, а измерять в байтах, килобайтах, мегабайтах, гигабайтах, терабайтах и петабайтах.
Вопрос 3. Информационная система (определение) и ее структурная схема. Подсистема. Пользователь. Терминал.
Структуру информационной системы составляет совокупность отдельных ее частей, называемых подсистемами.
Подсистема – это часть системы, выделенная по какому-либо признаку.
Общую структуру информационной системы можно рассматривать как совокупность подсистем, независимо от сферы применения. В этом случае говорят о структурном признаке классификации, а подсистемы называют обеспечивающими. Таким образом, структура любой информационной системы может быть представлена совокупностью обеспечивающих подсистем (рис. 2.9).
Terminal. Устройство для оперативного ввода и вывода информации, используемое при взаимодействии человека с вычислительной машиной (часто удаленного от пользователя).
Пользователь — лицо или организация, которое использует действующую систему для выполнения конкретной функции.