Деятельность компетентных органов завершается изданием акта применения права. Он фиксирует принятое решение, придает ему официальное значение и властный характер.
Акт применения права – это официальный правовой документ, содержащий индивидуальное государственно-властное предписание, вынесенное компетентным государственным органом в результате решения конкретного юридического дела.
Признаки правоприменительного акта:
1) исходит от компетентных органов;
2) носит государственно-властный характер, обеспечивается и охраняется государством;
3) носит индивидуально-конкретный (персонифицированный) характер, так как адресован конкретным субъектам и рассчитан на конкретные обстоятельства;
4) рассчитан на однократное применение;
5) имеет определенную установленную законом форму.
Отличия индивидуально правоприменительного акта от нормативно-правового акта:
1) индивидуально правоприменительный акт принимается на основе нормативно-правового акта;
|
|
2) конкретизирует норму права, содержащуюся в нормативно-правовом акте, применительно к индивидуальной ситуации;
3) носит персонифицированный (индивидуально-определенный) характер;
4) не является источником (формой) права;
5) рассчитан на однократное применение;
6) выступает юридическим фактом для возникновения, изменения и прекращения соответствующих правоотношений.
Структура правоприменительного акта-документа:
1) вводная часть
В ней фиксируется время и место вынесения решения, наименование и состав органа, вынесшего его, предмет разбирательства и лица, принимавшие в нем участие;
2) описательная часть
Содержит указание на мотивы к возбуждению дела и заявленные при этом требования;
3) мотивировочная часть
Указывает на обстоятельства, достоверно установленные в ходе проверки, мотивы, по которым принимаются или отвергаются соответствующие доказательства, выводы, которыми обосновывается выбор правовых норм и принимаемое решение;
4) резолютивная часть
Содержит окончательный вывод правоприменительного органа, указание на те последствия, которые вытекают из нормативно-правового акта и данного правоприменительного акта.
Виды правоприменительных актов:
1) по форме:
- указы, приказы,
- приговоры (суда), постановления,
|
|
- решения,- распоряжения и т.д.;
2) по субъектам издания:
- акты государственных органов (постановление Совета Федерации о назначении Генерального прокурора)
- акты негосударственных органов (распоряжение мера города о назначении главы районной администрации)
3) по функции права:
- регулятивные - направлены на реализацию, содержащихся в нормах права предписаний в связи с нормальной реализацией субъектами правоотношений своих прав и обязанностей (приказ о назначении на должность);
-охранительные - издаются, как правило, в связи с совершёнными правонарушениями или для предотвращения возможных правонарушений, направлены на охрану правопорядка (постановление о привлечении в качестве обвиняемого).
4) по юридической природе:
- основные (выражают конечное решение юридического дела- приговор, постановление),
- вспомогательные (подготавливают издание основных- определение суда о назначении экспертизы.);
5) по предмету правового регулирования:
- административно-правовые,
- гражданско-правовые,
- уголовно-правовые.
6) по характеру, содержащегося в актах решения:
-обязывающие - устанавливающие обязанность стороны правоотношения (решение суда о сносе самовольно построенного гаража);
-управомочивающие - устанавливающие субъективные права стороны правоотношения (приказ ректора о выплате повышенной стипендии).
7) по внешней форме выражения:
-устные (приказ командира части, адресованный подчинённому.),
-письменные (постановление);
-конклюдентные действия (жесты инспектора дорожного движения, адресованные водителям и пешеходам).