Проблемы эмоционального выгорания и психологической адаптации субъектов образовательного процесса

Термин «эмоциональное выгорание» (burnout) был введен в научный обиход в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с людьми в эмоционально нагруженной атмосфере (профессии типа «человек — человек»). Выгорание рассматривается как трехкомпонентная конструкция, включающая эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений. Эмоциональное истощение проявляется в таких симптомах, как сниженный эмоциональный тонус, опустошение и усталость, утрата интереса к окружающему, эмоциональное пресыщение (отвращение к деятельности), депрессия, агрессивные реакции. Деперсонализация характеризуется обезличиванием отношений с людьми, повышением зависимости от других или, наоборот, негативизмом, циничностью восприятия других людей, обращением с учеником как с объектом. Н. Н. Киреева и А. И. Анисимова (2009) выявили, что учителя с низким уровнем психического выгорания отличаются меньшим стремлением к дистанцированию, большей склонностью к сотрудничеству и к конструктивному разрешению разногласий, к стабильным и гармоничным взаимоотношениям. Они позитивно воспринимают собственную личность, выше оценивают осмысленность своей жизни, возможность контролировать ее ход. Пока специалист выполняет эти стандарты — установки — условия, он может оценивать и воспринимать себя профессионально успешным. Психологическая характеристика педагогов что позволяет переживать приятные чувства. Но как только он, по собственным оценкам, перестает соответствовать хотя бы одному из этих стандартов, он начинает переживать неприятные чувства. Авторы отмечают, что в связи с тем, что большинство учителей — женщины, к профессиональным стрессорам добавляются загруженность работой по дому и дефицит времени для семьи и детей. Е. О. Ненарт (2009) выделяет три группы факторов, способствующих выгоранию учителей. Первая группа — условия и содержание труда. Большое количество учащихся в классе, работа с детьми из социально неблагополучных семей. Вторая группа — социально-психологические факторы. Третья группа — личностные особенности. Более всего подвержены риску выгорания учителя, склонные к перфекционизму, т. е. предъявляющие к себе непомерно высокие требования. Эти учителя рассматривают свою педагогическую деятельность как предназначение, поэтому у них стирается грань между работой и личной жизнью. Как отмечает Н. А. Аминов (1998), высоких результатов в педагогической деятельности достигают лишь те учителя, которые обладают большой сопротивляемостью эмоциональной истощаемости (выгоранию).

ВИДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕСТРУКЦИЙ: АВТОРИТАРНОСТЬ, ДЕМОНСТРАТИВНОСТЬ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДОГМАТИЗМ И ИНДИФФЕРЕНТНОСТЬ, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ.

Э.Ф. Зеер так характеризует профессиональные деструкции (от лат. destructio - разрушение, нарушение нормальной структуры чего-либо) – «это постепенно накопившиеся изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса, а также на развитии самой личности». Профессиональная деформация: Авторитарность- Жесткая централизация процесса управления. Преимущественное использование распоряжений, указаний, наказаний. Нетерпимость к критике, переоценка собственных возможностей, потребность командовать другими, черты деспотизма. Демонстративность - Чрезмерная эмоциональность, самопрезентация. Управленческая деятельность - средство самоутверждения на фоне профессионального коллектива, Демонстрация своего превосходства. Педагогический догматизм - Стремление к упрощению профессиональных задач и ситуаций, игнорирование социально-психологических знаний. Склонность к мыслительным и речевым штампам. Преувеличенная ориентация на свой опыт; Профессиональная агрессия - Пристрастное отношение к инициативным, творческим и независимым работникам. Выраженная склонность к оскорбительным замечаниям, занижению оценок, насмешкам и иронии; Педагогическая индифферентность - Проявление равнодушия, эмоциональной сухости и жесткости. Игнорирование индивидуальных особенностей коллег и учащихся. Негативное восприятие этических норм и правил поведения

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЫНОЧНОМ ОБЩЕСТВЕ.

Целью высшего образования является подготовка с учетом перспектив развития страны конкурентоспособных высококвалифицированных кадров с высокими духовно-нравственными качествами, способных к самостоятельному мышлению и обеспечению прогрессивного научно-технического, социально-экономического и культурного развития общества.

Основными задачами высшего образования являются:• обеспечение высококачественного обучения на основе современных образовательных программ в соответствии с государственными образовательными стандартами;•          подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации;• систематическое совершенствование организации и методики подготовки кадров исходя из перспектив экономического и социального развития страны, потребностей общества;• введение в практику интерактивных методов обучения, новых педагогических и информационных технологий, методик и средств самообразования и индивидуализации обучения, системы дистанционного образования;•  разработка и введение в практику действенных механизмов интеграции высшего образования с наукой и производством;           формирование конкурентной среды на рынке образовательных услуг на основе развития государственных и негосударственных высших образовательных учреждений;• совершенствование управления и расширение самостоятельности высших образовательных учреждений, введение общественного управления в форме попечительских и наблюдательных советов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: