Формирование структуры профессиональной деятельности студентов обеспечивается в рамках учебной и внеучебной деятельности вуза. Поиск условий этого обеспечения приводит нас к выводу, что учебная деятельность существенно отличается от профессиональной по мотивам, целям, предмету, действиям, средствам, результатам. Это говорит о том что необходимо искать пути и средства трансформации учебной деятельности в профессиональную. Теоретическая модель формирования содержания профессионального образования на модульно-компетентностной основе позволила определить основные ориентиры организации процесса профессионального обучения:• процесс учения предусматривает конкретную, практическую деятельность студентов;• деятельность учитывает имеющийся у студентов опыт и соответствует мотивации;• деятельность планируется, выполняется, корректируется и оценивается студентами по возможности самостоятельно;• деятельность способствует максимально широкому восприятию действительности и содействует целостному восприятию трудового процесса; деятельность учения сопровождается социальным общением и сотрудничеством;• результаты деятельности интегрируются в опыт студентов и соотносятся с возможностями их профессионального использования.Опыт реализации основных элементов этой модели убедительно доказывает ее возможности в формировании профессиональной компетентности.
|
|
ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ТРАДИЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Несомненным достоинством традиционного обучения является возможность за короткое время передать большой объем информации. При таком обучении учащиеся усваивают знания в готовом виде без раскрытия путей доказательства их истинности. Кроме того, оно предполагает усвоение и воспроизведение знаний и их применение в аналогичных ситуациях.
Среди существенных недостатков этого типа обучения можно назвать его ориентированность в большей степени на память, а не на мышление. Это обучение также мало способствует развитию творческих способностей, самостоятельности, активности. Наиболее типичными заданиями являются следующие: вставь, выдели, подчеркни, запомни, воспроизведи, реши по примеру и т.п. Учебно-познавательный процесс в большей степени носит репродуктивный (воспроизводящий) характер, вследствие чего у учащихся формируется репродуктивный стиль познавательной деятельности. Поэтому нередко его называют "школой памяти". Как показывает практика, объем сообщаемой информации превышает возможности ее усвоения (противоречие между содержательным и процессуальным компонентами процесса обучения).
|
|
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ.
США. В настоящее время образование в этой стране предоставляется в основном правительством, финансируемым и контролируемым тремя уровнями государственного управления: федеральным, штатовским и местным. Стандарты образования и тесты утверждаются правительством на уровне штата, подписываются губернатором и принимаются к действию институтом образования. В американской системе образования - колледжи или университеты, разительно отличаются друг от друга, представляют в основном четырехгодичное обучение с последующим дальнейшим продолжением в магистратуре и докторантуре университетов. При этом учитывается успеваемость и результаты тестов - GRE (для университетского образования в общем), LSAT (юридического образования), GМАТ (бизнес-образования) и МСАТ (медицинского образования). Выпускники школ направляют свои документы для поступления и проходят отбор по среднему балу успеваемости GРА), результатам тестов GАТ или АСТ), собственному сочинению (essay) и собеседованию. Германия придерживается цели в области политики образования - доступность вузов для всех. Поскольку Германия обделена природными ресурсами, основой экономической стабильности для нее являются высококвалифицированные специалисты. Поэтому институту образования уделяется огромное внимание: финансирование на обучение постоянно увеличивается, открываются новые вузы, появляются новые учебные профили, при этом процесс обучения ориентируется на работу по специальности. немецких университетов от других состоит в том, что в системе высшего образования Германии не существует уровней обучения по понятиям "группы". Почти для всех курсов обучения рекомендованы учебные планы и требуется сдача промежуточных экзаменов, однако по многим дисциплинам студенты сами делают выбор в отношении изучаемых предметов и расписания занятий, то есть самостоятельно составляют программу на каждый семестр. В конце каждого из них учащийся собирает специальные сертификаты тех специальных курсов и лекций, которые он прослушал и, в том случае, если он набрал определенное их количество, может подать заявку на экзамен и сдать его.Япония. Характерной особенностью организации учебного процесса в японских университетах является то, что кроме студентов, аспирантов и докторантов в японских вузах есть вольнослушатели, переводные студенты, студенты-исследователи и коллегиальные исследователи. Вольнослушатели зачисляются на базовый курс или в аспирантуру для изучения одного или ряда курсов. Переводные студенты из японских или зарубежных вузов зачисляются для посещения одной или более лекций, либо для получения научного руководства в аспирантуре или докторантуре.