Роль высшего образования в формировании профессионализма и компетентности

Формирование структуры профессиональной деятельности студентов обеспечивается в рамках учебной и внеучебной деятельности вуза. Поиск условий этого обеспечения приводит нас к выводу, что учебная деятельность существенно отличается от профессиональной по мотивам, целям, предмету, действиям, средствам, результатам. Это говорит о том что необходимо искать пути и средства трансформации учебной деятельности в профессиональную.      Теоретическая модель формирования содержания профессионального образования на модульно-компетентностной основе позволила определить основные ориентиры организации процесса профессионального обучения:• процесс учения предусматривает конкретную, практическую деятельность студентов;•         деятельность учитывает имеющийся у студентов опыт и соответствует мотивации;• деятельность планируется, выполняется, корректируется и оценивается студентами по возможности самостоятельно;• деятельность способствует максимально широкому восприятию действительности и содействует целостному восприятию трудового процесса; деятельность учения сопровождается социальным общением и сотрудничеством;• результаты деятельности интегрируются в опыт студентов и соотносятся с возможностями их профессионального использования.Опыт реализации основных элементов этой модели убедительно доказывает ее возможности в формировании профессиональной компетентности.

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ТРАДИЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Несомненным достоинством традиционного обучения является возможность за короткое время передать большой объем информации. При таком обучении учащиеся усваивают знания в готовом виде без раскрытия путей доказательства их истинности. Кроме того, оно предполагает усвоение и воспроизведение знаний и их применение в аналогичных ситуациях.

Среди существенных недостатков этого типа обучения можно назвать его ориентированность в большей степени на память, а не на мышление. Это обучение также мало способствует развитию творческих способностей, самостоятельности, активности. Наиболее типичными заданиями являются следующие: вставь, выдели, подчеркни, запомни, воспроизведи, реши по примеру и т.п. Учебно-познавательный процесс в большей степени носит репродуктивный (воспроизводящий) характер, вследствие чего у учащихся формируется репродуктивный стиль познавательной деятельности. Поэтому нередко его называют "школой памяти". Как показывает практика, объем сообщаемой информации превышает возможности ее усвоения (противоречие между содержательным и процессуальным компонентами процесса обучения).

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ.

США. В настоящее время образование в этой стране предоставляется в основном пра­вительством, финансируемым и контролируе­мым тремя уровнями государственного управ­ления: федеральным, штатовским и местным. Стандарты образования и тесты утверждаются правительством на уровне штата, подписы­ваются губернатором и принимаются к дейст­вию институтом образования. В американской систе­ме образования - колледжи или университеты, разительно отличаются друг от друга, пред­ставляют в основном четырехгодичное обуче­ние с последующим дальнейшим продолже­нием в магистратуре и докторантуре универ­ситетов. При этом учитывается успеваемость и результаты тестов - GRE (для университетско­го образования в общем), LSAT (юридичес­кого образования), GМАТ (бизнес-образова­ния) и МСАТ (медицинского образования). Выпускники школ направляют свои докумен­ты для поступления и проходят отбор по среднему балу успеваемости GРА), результа­там тестов GАТ или АСТ), собственному сочинению (essay) и собеседованию. Германия придерживается цели в области политики образования - доступность вузов для всех. Поскольку Германия обделена природ­ными ресурсами, основой экономической ста­бильности для нее являются высококвали­фицированные специалисты. Поэтому инсти­туту образования уделяется огромное внима­ние: финансирование на обучение постоянно увеличивается, открываются новые вузы, появляются новые учебные профили, при этом процесс обучения ориентируется на работу по специальности. немецких университетов от дру­гих состоит в том, что в системе высшего образования Германии не существует уровней обучения по понятиям "группы". Почти для всех курсов обучения рекомендованы учебные планы и требуется сдача промежуточных экзаменов, однако по многим дисциплинам студенты сами делают выбор в отношении изучаемых предметов и расписания занятий, то есть самостоятельно составляют программу на каждый семестр. В конце каждого из них учащийся собирает специальные сертификаты тех специальных курсов и лекций, которые он прослушал и, в том случае, если он набрал определенное их количество, может подать заявку на экзамен и сдать его.Япония. Характерной особенностью организации учебного процесса в японских университетах является то, что кроме студентов, аспирантов и докторантов в японских вузах есть вольно­слушатели, переводные студенты, студенты-исследователи и коллегиальные исследова­тели. Вольнослушатели зачисляются на базо­вый курс или в аспирантуру для изучения одного или ряда курсов. Переводные студенты из японских или зарубежных вузов зачисляют­ся для посещения одной или более лекций, либо для получения научного руководства в аспирантуре или докторантуре.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: