Проблема межличностного взаимодействия преподавателя и студентов. Психологические трудности профессии преподавателя высшей школы

Взаимодействие в сфере высшего профессионального образования – это взаимодействие преподавателей и студентов, возникающее в ходе реализации их личных и общественных интересов. В процессе развития взаимодействия создается структура отношений преподавателей и студентов, которая закрепляется на уровне их межличностных контактов. Высшее образование создается процедурами взаимодействия участников образовательного процесса, каждый из которых одновременно выступает и как субъект, преследующий общие цели, и как объект ориентации для других индивидов. Взаимодействие общностей студентов и преподавателей – результат взаимосогласованных единичных действий, включающих индивида (группу индивидов.При исследовании взаимодействия преподавателей и студентов в сфере высшего образования большое значение приобретает объективная обоснованность ожиданий субъектов, выступающих в качестве участников взаимодействия.Повышение степени удовлетворенности от процесса взаимодействия включает в себя обеспечение степени комфортности в системе взаимных действий, адекватного восприятия себя и партнера по взаимодействию. Ожидаемый результат совместной деятельности определен наличием общей цели, отвечающей интересам всех и способствующий реализации потребностей каждого, средствами и условиями ее достижения, уровнем квалификации профессорско-преподавательского состава.Центральная проблема во взаимодействии преподавателей и студентов – это проблема их взаимоотношений. Каждый из участников образовательного процесса входит в социальную ситуацию, обладая неким накопленным опытом и с культурными предпосылками.

ОСОБЕННОСТИ ТРУДНОСТЕЙ МОЛОДЫХ И ЗРЕЛЫХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. СТРЕСС И ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ.

молодые специалисты обладают хорошими прогностическими и перцептивными способностями, умеют выстраивать стратегию собственного поведения для достижения поставленной цели, обладают знаниями правил, регламентирующих поведение людей, характеризуются психологической наблюдательностью в распознавании состояний и личности учащихся. В то же время понимание логики развития сложных ситуаций межличностного взаимодействия у них ниже среднего. Они испытывают трудности при анализе этих ситуаций в динамике. Связано это с недостаточным уровнем развития социальной сензитивности как одного из компонентов социального интеллекта. Недостаток опыта не позволяет им быстро ориентироваться в ситуации с большим числом участников. Более опытные преподаватели, проработавшие в вузе 9–10 лет, характеризуются развитой способностью понимать вербальную экспрессию в контексте определенной ситуации. Они обладают высокой чувствительностью к характеру и оттенкам человеческих взаимоотношений, что помогает им быстро и правильно понимать смысл высказываний. Опытные преподаватели способны находить правильный тон общения с разными собеседниками в зависимости от ситуации и имеют большой репертуар ролевого поведения. Общий уровень социального интеллекта у них выше, чем у молодых преподавателей. Опытные педагоги умеют извлекать максимум информации о поведении студентов, способность к рефлексии. Увеличение стажа работы не всегда является однозначно положительным фактором педагогической успешности; период стажа от 16 до 23,5 лет является критическим, за которым следует новый подъем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: