Перспективы и тенденции развития высшего образования в рк

Новый этап и направления развития высшей школы Казахстана определены в Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 годы. Они связаны с интеграцией в европейское образовательное пространство. В 2011 году сделан очень важный шаг – обеспечена финансами реализация в Казахстане основного мирового тренда высшего образования – академической мобильности. Теперь за счет государства студенты национальных университетов могут в течение семестра пройти обучение в лучших европейских вузах, студенты других региональных вузов Казахстана – в наших национальных университетах. В ближайшем будущем студенты смогут по ней поехать учиться за рубеж – на небольшие сроки, к примеру семестр, а потом вернуться в свой вуз. Кредитная технология позволяет засчитывать такое обучение в другом вузе. По этой же программе произойдет последовательный переход к подготовке за рубежом только магистров и докторов PhD. Вся нагрузка по бакалаврам останется в отечественных вузах – они уже должны справляться на уровне, близком к мировому. Еще одно важное нововведение – предоставление вузам академической свободы. Ее основной смысл – в образовательных программах будет увеличен компонент по выбору: в бакалавриате до 70%, в магистратуре до 80%, в докторантуре до 90–95%.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ В СИСТЕМЕ ВУЗОВСКОГО ОБУЧЕНИЯ.

Вхождение молодых людей в систему вузовского обучения, приобретение ими нового социального статуса требуют от молодых людей выработки новых способов поведения. Это часто сопряжено с психологическим перенапряжением. Именно на первом курсе формируется отношение молодых людей к учебе, будущей профессии, продолжается «активный поиск себя». При работе со студентами особое внимание должно уделяться лицам со сниженной успеваемостью, плохой учебной дисциплиной и высокой заболеваемостью, т. е. имеющим признаки затрудненной профессиональной адаптации к учебной деятельности. Представляется, что в данных случаях наиболее заинтересованными будут представители администрации вуза и родители студентов. Кроме того, затруднения адаптации могут проявляться эмоциональными срывами, межличностными конфликтами, неадекватным поведением. Адаптация к вузовским условиям образа жизни, учебы, досуга связана с резким изменением социального положения личности. Исходя из важных сфер становления личности, основное содержание процесса адаптации студентов в вузе можно определить как приспособление к новому типу учебного коллектива, его обычаям и традициям. Среди факторов, определяющих эффективность процесса адаптации, важнейшим является удовлетворение и развитие коммуникативных потребностей личности студента.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА.

Преподаватель – работник средней или высшей школы, преподающий какой-либо учебный предмет. В общеобразовательной школе преподавателя принято называть учителем.  В вузах на преподавателя возлагается учебная и методическая работа по своей специальности, руководство учебной и производственной практикой, самостоятельными занятиями студентов и научно-исследовательская работа.Основное содержание деятельности преподавателя вуза включает выполнение ряда функций, которые являются конкретными видами профессиональной педагогической деятельности: обучающая, воспитывающая, научно-исследовательская; организующая.1. Обучающая деятельность преподавателя направлена на передачу знания, формирования навыков, умений, вызывает у студентов действия, ведущие к усвоению учебного материала.2. Воспитывающая деятельность преподавателя связана с воспитанием высоких моральных, умственных, волевых, эстетических и других качеств у студентов, заботой о всестороннем развитии их личности.3. Научно-исследовательская деятельность преподавателя – деятельность ученого в области преподаваемой дисциплины. Он не только знаток своего предмета, но и проводит научные исследования, обогащающие новыми выводами и его курс.4. Организующая деятельность преподаватель предполагает организация им учебных занятия, самостоятельную работы студентов, контролирует и оценивает работу студентов, назначает консультации и т. п.Таким образом, преподаватель вуза – это педагог, ученый, исследователь. Содержание профессиональной педагогической деятельности преподавателя вуза включает обучающую, воспитательную, научно-исследовательскую деятельности. Для преподавателя высшей школы характерно сочетание педагогической и научно-исследовательской деятельности. Современные требования к науке и образованию предполагают включение преподавателей в инновационную деятельность. Профессиональная педагогическая деятельность преподавателя вуза требует постоянного самосовершенствования, т.е. повышения профессиональной компетентности, развития профессионально значимых качеств в соответствии с внешними социальными требованиями, условиями педагогической деятельности и личной программой развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: