Обоснуйте методическую организацию формирования лексического навыка на разных этапах работы над лексикой иностранного языка.
Целью обучения лексическим средствам общения является формирование лексических навыков, умений пользоваться лексическими навыками в различных ситуациях общения, а также лексических знаний, обеспечивающих эффективность владения лексической стороной языка (структура, содержание, словообразовательные и сочетательные особенности изучаемой ЛЕ – лексической единицы).
Знать слово – значит знать его форму(звуковую и графическую), значение и употребление.
Формирование лексического навыка включает несколько этапов, определяющих последовательность работы по овладению лексическими средствами общения –
- Представление ЛЕ (ознакомление с лексической единицей),
- Семантизация ЛЕ (объяснение ее значения),
- Автоматизация ЛЕ (закрепление употребления ЛЕ в речи),
- применение сформированных навыков в различных видах речевой деятельности,
- контроль уровня владения лексикой.
ЭТАП 1
|
|
При ознакомлении, преподаватель произносит слово, демонстрируя звуковое оформление ЛЕ, пишет на доске, показывая графическое оформление). Слово вводится либо в контексте предложения, либо в изолированном виде.
ЭТАП 2
При объяснении значения слова используются беспереводные и переводные способы семантизации. Выбор способа зависит от характера слова, этапа обучения, методических пристрастий преподавателя.
Беспереводные
- использование средств наглядности (предметы, действия, рисунки на доске, фотографии, репродукции живописи, таблицы, схемы) – зрительный образ предмета.
- Толкование выражаемого словом понятия (пояснение значения слова с помощью других слов, значение которых уже известно студентам). Толкование имеет 3 формы – дефиниция, объяснение, комментарий. Используется на основном и продвинутом этапах, когда у студентов уже есть запас слов.
Дефиниция (краткое определение понятия, содержащее наиболее существенные его признаки) – используется для ЛЕ, обозначающих научные понятия.
Объяснение отличается меньшей строгостью при подборе ЛЕ, поясняющих значение слова. Используется для объяснения значения окружающих человека предметов и явлений.
· Семантизация через перечисление (1. Дается перечисление слов, которые обозначают части семантизируемого слова – целое через части. Например мебель – это стол, стул, шкаф. 2.Дается видовое понятие по отношению к тому, что обозначено словом. Например, рыба – это окунь, карась, щука.)
· Семантизация с помощью синонима, антонима, омонима (приблизительный характер, так как в языке нет ни одной пары слов полностью совпадающих по абсолютной, относительной и сочетательной ценности)
|
|
· Семантизация на основе внутренней формы слова (Знание значения структурных компонентов слова) Переход (ход) и (пере). Переход – место где, можно перейти улицу.
· Семантизация через указание на функцию (Указывается, для выражения какого понятия предназначено слово. Например, увы – восклицание, которое служит для выражения сожаления.
· Семантизация с опорой на контекст (Слово дается в контексте, а окружающие слово ЛЕ помогают понять его смысл).
Например, слово capital
Moscow is the capital of Russia.
Лондон – столица Великобритании.
Переводные
- Замена слова соответствующим эквивалентом в другом языке
- Перевод-толкование
ЭТАП 3
Закрепление введенного материала (формирование лексического навыка)
Включение слова во все тексты и упражнения, направленные на усвоение слова.
Примеры упражнений
- Составьте предложние с ЛЕ
- Определите значение ЛЕ
- Распределите ЛЕ по темам
- Вставьте пропущенные буквы в слово
- Вставьте пропущенные слова в предложения
- Дайте слова синонимы, антонимы к предложенным словам
- Перескажите текст, используя слова
- Опишите картинку, используя слова
Трудности, которые возникают при выполнении упражнений
· Со словами, близкими по значению
· Глаголы совершенного и несовершенного вида
· Некоторые глаголы с приставками
ЭТАП 4
Совершенствование лексического навыка и его включение в речевую деятельность
Достижение более высокого уровня лексического навыка и способность к его использованию в ситуациях общения.
- условно-речевые упражнения
(Продолжите прослушанный диалог с помощью новых слов, Передайте содержание прочитанного текста, Используйте в ответе новые слова, Составьте текст на предложенную тему, с использованием ключевых слов, составьте вопросы с предложенными словами)
- речевые упражнения
(Составьте рассказ на предложенную тему с использованием новой лексики, Напишите сочинение, включив в него новую лексику)
+ Лексические игры (составление семантической карты, составление семантической решетки – составление таблицы по предложенной теме).
ЭТАП 5
Контроль в обучении лексическим средствам общения
В качестве средства контроля уровня сформированности лексического навыка используются текстовые задания, образцы которых разработаны для разных сертификационных уровней владения языком.
Покажите на примерах дидактическую роль текста (контекста) в процессе обучения языковым средствам речевого общения на иностранном языке.
НЕТ