Обоснуйте методическую организацию формирования лексического навыка на разных этапах работы над лексикой иностранного языка

Обоснуйте методическую организацию формирования лексического навыка на разных этапах работы над лексикой иностранного языка.

 

Целью обучения лексическим средствам общения является формирование лексических навыков, умений пользоваться лексическими навыками в различных ситуациях общения, а также лексических знаний, обеспечивающих эффективность владения лексической стороной языка (структура, содержание, словообразовательные и сочетательные особенности изучаемой ЛЕ – лексической единицы).

Знать слово – значит знать его форму(звуковую и графическую), значение и употребление.

Формирование лексического навыка включает несколько этапов, определяющих последовательность работы по овладению лексическими средствами общения –

  1. Представление ЛЕ (ознакомление с лексической единицей),
  2. Семантизация ЛЕ (объяснение ее значения),
  3. Автоматизация ЛЕ (закрепление употребления ЛЕ в речи),
  4. применение сформированных навыков в различных видах речевой деятельности,
  5. контроль уровня владения лексикой.

ЭТАП 1

При ознакомлении, преподаватель произносит слово, демонстрируя звуковое оформление ЛЕ, пишет на доске, показывая графическое оформление). Слово вводится либо в контексте предложения, либо в изолированном виде.

ЭТАП 2

При объяснении значения слова используются беспереводные и переводные способы семантизации. Выбор способа зависит от характера слова, этапа обучения, методических пристрастий преподавателя.

Беспереводные

  • использование средств наглядности (предметы, действия, рисунки на доске, фотографии, репродукции живописи, таблицы, схемы) – зрительный образ предмета.
  • Толкование выражаемого словом понятия (пояснение значения слова с помощью других слов, значение которых уже известно студентам). Толкование имеет 3 формы – дефиниция, объяснение, комментарий. Используется на основном и продвинутом этапах, когда у студентов уже есть запас слов.

Дефиниция (краткое определение понятия, содержащее наиболее существенные его признаки) – используется для ЛЕ, обозначающих научные понятия.

Объяснение отличается меньшей строгостью при подборе ЛЕ, поясняющих значение слова. Используется для объяснения значения окружающих человека предметов и явлений.

· Семантизация через перечисление (1. Дается перечисление слов, которые обозначают части семантизируемого слова – целое через части. Например мебель – это стол, стул, шкаф. 2.Дается видовое понятие по отношению к тому, что обозначено словом. Например, рыба – это окунь, карась, щука.)

· Семантизация с помощью синонима, антонима, омонима (приблизительный характер, так как в языке нет ни одной пары слов полностью совпадающих по абсолютной, относительной и сочетательной ценности)

· Семантизация на основе внутренней формы слова (Знание значения структурных компонентов слова) Переход (ход) и (пере). Переход – место где, можно перейти улицу.

· Семантизация через указание на функцию (Указывается, для выражения какого понятия предназначено слово. Например, увы – восклицание, которое служит для выражения сожаления.

· Семантизация с опорой на контекст (Слово дается в контексте, а окружающие слово ЛЕ помогают понять его смысл).

Например, слово capital

Moscow is the capital of Russia.

Лондон – столица Великобритании.

Переводные

  1. Замена слова соответствующим эквивалентом в другом языке
  2. Перевод-толкование

 

ЭТАП 3

Закрепление введенного материала (формирование лексического навыка)

Включение слова во все тексты и упражнения, направленные на усвоение слова.

Примеры упражнений

  • Составьте предложние с ЛЕ
  • Определите значение ЛЕ
  • Распределите ЛЕ по темам
  • Вставьте пропущенные буквы в слово
  • Вставьте пропущенные слова в предложения
  • Дайте слова синонимы, антонимы к предложенным словам
  • Перескажите текст, используя слова
  • Опишите картинку, используя слова

Трудности, которые возникают при выполнении упражнений

· Со словами, близкими по значению

· Глаголы совершенного и несовершенного вида

· Некоторые глаголы с приставками

ЭТАП 4

Совершенствование лексического навыка и его включение в речевую деятельность

Достижение более высокого уровня лексического навыка и способность к его использованию в ситуациях общения.

  1. условно-речевые упражнения

(Продолжите прослушанный диалог с помощью новых слов, Передайте содержание прочитанного текста, Используйте в ответе новые слова, Составьте текст на предложенную тему, с использованием ключевых слов, составьте вопросы с предложенными словами)

  1. речевые упражнения

(Составьте рассказ на предложенную тему с использованием новой лексики, Напишите сочинение, включив в него новую лексику)

+ Лексические игры (составление семантической карты, составление семантической решетки – составление таблицы по предложенной теме).

ЭТАП 5

Контроль в обучении лексическим средствам общения

В качестве средства контроля уровня сформированности лексического навыка используются текстовые задания, образцы которых разработаны для разных сертификационных уровней владения языком.

Покажите на примерах дидактическую роль текста (контекста) в процессе обучения языковым средствам речевого общения на иностранном языке.

НЕТ

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: