Проведите сопоставительный анализ системы обучения лексической стороне иноязычной речи в разных научных школах

Гальскова, Гез (МГЛУ) Соловова, Рогова (МПГУ) Щукин

Роль и место лексики при обучении ИЯ

Владение лексикой ИЯ в плане семантической точности, синонимического богатства, адекватности и уместности её использования является неотъемлемой частью развития устной и письменной формы общения. Для того, чтобы осуществлять говорение и письмо необходимы: 1. Продуктивные навыки (правильный выбор и сочетание слов, выполнение эквивалентных замен, приспособление к индивидуальным особенностям говорящего, быстрая реакция); 2. Рецептивные навыки (соотносить звуковой и зрительный образ с семантикой, узнавать и понимать изученные слова, пользоваться прогнозированием, различать сходные по написанию и звучанию слова, раскрывать значение слов с помощью контекста); 3. Социокультурные знания и умения (знание и понимание в текстах безэквивалентной лексики, знание обозначений (лексики) денежных единиц, мер веса, длины, дорожных знаков и пр. страны изучаемого языка); 4. Лингвистические знания (знание правил словообразования лексических единиц (ЛЕ), знание служебных и строевых слов, знание этимологии отдельных слов).   Под лексической единицей подразумевается и слово, и устойчивое сочетание, и идиома. Выделяются 3 компонента содержания обучения лексике: 1. Лингвистический (набор ЛЕ для решения речевых задач); 2. Методологический (разъяснения, памятки и инструкции по использованию словарей, ведению карточек с лексикой, систематизация изученной лексики); 3. Психологический (способность мгновенно вызывать из долговременной памяти эталон слова для конкретной речевой задачи и включать его в речевую цепь). Школа предлагает периодически проводить реорганизацию слов из словаря, например, подбирать к ним подходящие прилагательные/глаголы, придумывать ассоциации, подписывать слова на картинках.                       Лексика - это совокупность слов языка, его словарный запас. Без владения лексикой невозможно ни понимать речь других, ни выражать собственные мысли. Овладеть лексикой означает:  
  1. Усвоить (запомнить)
некоторое количество ЛЕ;
  1. Приобрести умение
пользоваться усвоенными словами в различных видах продуктивной речи (говорение, письмо);
  1. Приобрести умение
пользоваться усвоенными словами в различных видах рецептивной речи (слушание, чтение). Конечной целью овладения лексическим средствами общения является формирование лексического навыка. Лексический навык включает продуктивные и рецептивные навыки и является речевым действием, выполнение которого достигло высокого уровня совершенства по выбору ЛЕ в соответствии с замыслом высказывания и их безошибочное употребление в процессе речевого общения.  

Этапы работы над лексическим материалом

Авторы выделяют следующие этапы:
  1. Ознакомление с
новым материалом (включает семантизацию – раскрытие значения слова);
  1. Первичное
закрепление;
  1. Развитие навыков и
умений использования лексики в разных формах устного и письменного общения. Школа предлагает 2 альтернативы: -различий в процессе ознакомления с новой продуктивной и рецептивной (пассивной) лексикой нет, различия появляются лишь в упражнениях на этапе закрепления;  - ознакомление и закрепление строятся различно, в зависимости от характера владения материала. По мнению авторов, семантизация может происходить либо через переводные (замена слова эквивалентом родного языка; перевод-толкование, где обнаруживаются совпадения/расхождения с родным языком) либо через беспереводные (демонстрация предметов, жестов, рисунков; раскрытие значений слов на ИЯ; дефиниция – описание значения слова) способы.
Авторы полагают, что необходимо:
  1. Вводить слова в
определенном контексте
  1. Создавать различные
связи слова в различных контекстах
  1. Соединять смежные
семантические поля
  1. Задавать проблемный
характер речевой установке
  1. Обеспечивать
постоянную активизацию и ротацию выученной лексики Школа выделяет 6 способов семантизации:
  1. Использование
наглядности (предметной, изобразительной, звуковой);
  1. Семантизация с
помощью синонимов/ антонимов;
  1. Семантизация с
использованием известных способов словообразования (суффиксально-префиксальный, словосложение, конверсия);
  1. Простой перевод
слова;
  1. Попросить ученика
посмотреть слово в словаре / разных словарях;
  1. Развитие языковой
догадки через контекст.  
Обучение лексике включает:
  1. Ознакомление с
лексической единицей (её представление) Слово вводится в изолированном виде либо в контексте предложения, которое демонстрирует возможности применения слова.
  1. Объяснение
значения слова (семантизация) Может осуществляться переводным и беспереводным способами.
  1. Закрепление и
совершенствование навыка (автоматизация)
  1. Применение слова в
различных ситуациях общения. Такая последовательность в работе соответствует этапам формирования лексического навыка и его включения в речевую деятельность. Все названные этапы работы над словом тесно связаны и различаются лишь приемами работы и видами упражнений, используемых на разных стадиях формирования и развития лексических навыков.  

Упражнения для формирования лексических навыков

Выделяют подготовительные и речевые упражнения. С помощью подготовительных упражнений усваиваются форма и значение ЛЕ, а также действия с ними как с компонентами речевого общения. Типы подготовительных упражнений для формирования лексических навыков тесно взаимосвязаны, однако каждый из них обладает определенной спецификой.
  1. упражнения в
дифференциации и идентификации (найти слова, сгруппировать по группам);
  1. имитация с
преобразованием (ответить на вопросы по образцу, закончить реплики);
  1. Упражнения в
развитии словообразовательной и контекстуальной догадки (определить значение незнакомых слов с известными корнями и аффиксами, догадаться о значении интернациональных слов);
  1. Упражнения для
обучения прогнозированию (дополнить семантическое поле);
  1. Упражнения в
расширении и сокращении предложений (сократить/расширить предложения по образцу, расширить описание);
  1. Упражнения в
эквивалентных заменах (заменить слова синонимами/антонимами);
  1. Упражнения в
расширении ассоциативных связей (продолжить ассоциограмму). Речевые упражнения для обучения использованию слов в устном и письменном общении могут проводиться на текстах, обладающих значительным потенциалом в плане решения коммуникативных задач, к ним относятся разные типы коммуникативных игр.  
Выделяют: Упражнения на уровне слова
  • Выразить то же самое
с помощью одного слова
  • Подобрать синонимы
/антонимы к данному слову
  • Выбрать слова с
наиболее общим значением
  • Расположить слова по
определенному принципу
  • Определить слово,
которое не подходит к данной группе
  • Образовать как
можно больше однокоренных слов Упражнения на уровне словосочетания
  • Составить /подобрать
словосочетания к предложенным словам
  • Добавить /подобрать
к существительным 3-4 определения
  • Соединить
разрозненные слова таким образом, чтобы получились идиоматические выражения
  • Подобрать к одному
существительному как можно больше прилагательных и глаголов Упражнения на уровне сверхфразового единства (по сути являются условно речевыми упражнениями.
  • Ответить на вопросы
  • Поставить вопросы к
выделенным словам
  • Закончить
предложения
  • Прокомментировать
пословицу 
  • Описать картину
  • Составить рассказ
  • Сравнить героев.
 
Для формирования лексических навыков используются подготовительные (тренировочные) упражнения. С их помощью усваивается форма и значение слова, способы его применения в различных ситуациях общения в структуре речевого умения. Примеры упражнений на закрепление значения слова:
  • Покажите предметы,
которые можно назвать словом…
  • Назовите следующие
предметы
  • Переведите на … язык
следующие слова
  • Прочитайте
предложение. Определите значение незнакомых слов
  • Составьте
предложение со следующими словами
  • Дайте слова,
входящие в следующие группы слов: например, одежда, мебель и т.д. Выполнение задания может проходить в форме соревнования – кто назовёт больше слов
  • Распределите слова
по предложенным темам Текстовые лексические упражнения:
  • Найдите в тексте
незнакомые слова и объясните их смысл
  • Расположите
следующие слова в алфавитном порядке и составьте с ними предложения
  • Вставьте в слова
пропущенные буквы (или слова в предложения)
  • Объясните значение
подчёркнутого слова
  • Найдите услышанное
слово в тексте
  • Найдите слова с
одним и тем же корнем, префиксом, суффиксом, назовите слова с тем же корнем
  • Дайте слова -
синонимы / антонимы предложенным словам
  • Перескажите текст,
использую ключевые слова. Для совершенствования лексического навыка и его включения в речевую дея-тьиспользуются условно-речевые и речевые упражнения. Особенностью условно-реч.упр. заключается в том, что для их выполнения предлагаются учебные ситуации, отражающие пройденный материал. Условно-речевые упражнения:
  • Прослушайте начало
диалога. Продолжите его, используя новые слова
  • Передайте
содержаниепрочитанного текста
  • Используйте в ответе
предложенные слова
  • Составьте вопросы с
предложенными словами и задайте их товарищу Речевые упражнения:
  • Составить рассказ с
использованием новой лексики
  • Сделайте перевод
текста с использованием предложенных слов
  • Напишите сочинение,
включив в текст пройденную лексику
  • Рассказ по цепочке:
один студент начинает, другие его дополняют.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: