Гальскова, Гез (МГЛУ)
| Соловова, Рогова (МПГУ)
| Щукин
|
Роль и место лексики при обучении ИЯ
|
Владение лексикой ИЯ в плане семантической точности, синонимического богатства, адекватности и уместности её использования является неотъемлемой частью развития устной и письменной формы общения. Для того, чтобы осуществлять говорение и письмо необходимы:
1. Продуктивные навыки (правильный выбор и сочетание слов, выполнение эквивалентных замен, приспособление к индивидуальным особенностям говорящего, быстрая реакция);
2. Рецептивные навыки (соотносить звуковой и зрительный образ с семантикой, узнавать и понимать изученные слова, пользоваться прогнозированием, различать сходные по написанию и звучанию слова, раскрывать значение слов с помощью контекста);
3. Социокультурные знания и умения (знание и понимание в текстах безэквивалентной лексики, знание обозначений (лексики) денежных единиц, мер веса, длины, дорожных знаков и пр. страны изучаемого языка);
4. Лингвистические знания (знание правил словообразования лексических единиц (ЛЕ), знание служебных и строевых слов, знание этимологии отдельных слов).
| Под лексической единицей подразумевается и слово, и устойчивое сочетание, и идиома. Выделяются 3 компонента содержания обучения лексике:
1. Лингвистический (набор ЛЕ для решения речевых задач);
2. Методологический (разъяснения, памятки и инструкции по использованию словарей, ведению карточек с лексикой, систематизация изученной лексики);
3. Психологический (способность мгновенно вызывать из долговременной памяти эталон слова для конкретной речевой задачи и включать его в речевую цепь).
Школа предлагает периодически проводить реорганизацию слов из словаря, например, подбирать к ним подходящие прилагательные/глаголы, придумывать ассоциации, подписывать слова на картинках.
| Лексика - это совокупность слов языка, его словарный запас. Без владения лексикой невозможно ни понимать речь других, ни выражать собственные мысли. Овладеть лексикой означает:
- Усвоить (запомнить)
некоторое количество ЛЕ;
- Приобрести умение
пользоваться усвоенными словами в различных видах продуктивной речи (говорение, письмо);
- Приобрести умение
пользоваться усвоенными словами в различных видах рецептивной речи (слушание, чтение).
Конечной целью овладения лексическим средствами общения является формирование лексического навыка.
Лексический навык включает продуктивные и рецептивные навыки и является речевым действием, выполнение которого достигло высокого уровня совершенства по выбору ЛЕ в соответствии с замыслом высказывания и их безошибочное употребление в процессе речевого общения.
|
Этапы работы над лексическим материалом
|
Авторы выделяют следующие этапы:
- Ознакомление с
новым
материалом (включает семантизацию – раскрытие значения слова);
- Первичное
закрепление;
- Развитие навыков и
умений использования лексики в разных формах устного и письменного общения.
Школа предлагает 2 альтернативы: -различий в процессе ознакомления с новой продуктивной и рецептивной (пассивной) лексикой нет, различия появляются лишь в упражнениях на этапе закрепления;
- ознакомление и закрепление строятся различно, в зависимости от характера владения материала.
По мнению авторов, семантизация может происходить либо через переводные (замена слова эквивалентом родного языка; перевод-толкование, где обнаруживаются совпадения/расхождения с родным языком) либо через беспереводные (демонстрация предметов, жестов, рисунков; раскрытие значений слов на ИЯ; дефиниция – описание значения слова) способы.
| Авторы полагают, что необходимо:
- Вводить слова в
определенном контексте
- Создавать различные
связи слова в различных контекстах
- Соединять смежные
семантические поля
- Задавать проблемный
характер речевой установке
- Обеспечивать
постоянную активизацию и ротацию выученной лексики
Школа выделяет 6 способов семантизации:
- Использование
наглядности (предметной, изобразительной, звуковой);
- Семантизация с
помощью синонимов/ антонимов;
- Семантизация с
использованием известных способов словообразования (суффиксально-префиксальный, словосложение, конверсия);
- Простой перевод
слова;
- Попросить ученика
посмотреть слово в словаре / разных словарях;
- Развитие языковой
догадки через контекст.
| Обучение лексике включает:
- Ознакомление с
лексической единицей (её представление)
Слово вводится в изолированном виде либо в контексте предложения, которое демонстрирует возможности применения слова.
- Объяснение
значения слова (семантизация)
Может осуществляться переводным и беспереводным способами.
- Закрепление и
совершенствование навыка (автоматизация)
- Применение слова в
различных ситуациях общения.
Такая последовательность в работе соответствует этапам формирования лексического навыка и его включения в речевую деятельность. Все названные этапы работы над словом тесно связаны и различаются лишь приемами работы и видами упражнений, используемых на разных стадиях формирования и развития лексических навыков.
|
Упражнения для формирования лексических навыков
|
Выделяют подготовительные и речевые упражнения. С помощью подготовительных упражнений усваиваются форма и значение ЛЕ, а также действия с ними как с компонентами речевого общения. Типы подготовительных упражнений для формирования лексических навыков тесно взаимосвязаны, однако каждый из них обладает определенной спецификой.
- упражнения в
дифференциации и идентификации (найти слова, сгруппировать по группам);
- имитация с
преобразованием (ответить на вопросы по образцу, закончить реплики);
- Упражнения в
развитии
словообразовательной и контекстуальной догадки (определить значение незнакомых слов с известными корнями и аффиксами, догадаться о значении интернациональных слов);
- Упражнения для
обучения
прогнозированию (дополнить семантическое поле);
- Упражнения в
расширении и сокращении предложений (сократить/расширить предложения по образцу, расширить описание);
- Упражнения в
эквивалентных заменах (заменить слова синонимами/антонимами);
- Упражнения в
расширении ассоциативных связей (продолжить ассоциограмму).
Речевые упражнения для обучения использованию слов в устном и письменном общении могут проводиться на текстах, обладающих значительным потенциалом в плане решения коммуникативных задач, к ним относятся разные типы коммуникативных игр.
| Выделяют: Упражнения на уровне слова
с помощью одного слова
/антонимы к данному слову
наиболее общим значением
определенному принципу
которое не подходит к данной группе
можно больше однокоренных слов
Упражнения на уровне словосочетания
словосочетания к предложенным словам
к существительным 3-4 определения
разрозненные слова таким образом, чтобы получились идиоматические выражения
существительному как можно больше прилагательных и глаголов
Упражнения на уровне сверхфразового единства (по сути являются условно речевыми упражнениями.
- Ответить на вопросы
- Поставить вопросы к
выделенным словам
предложения
пословицу
- Описать картину
- Составить рассказ
- Сравнить героев.
| Для формирования лексических навыков используются подготовительные (тренировочные) упражнения. С их помощью усваивается форма и значение слова, способы его применения в различных ситуациях общения в структуре речевого умения.
Примеры упражнений на закрепление значения слова:
которые можно назвать словом…
предметы
следующие слова
предложение. Определите значение незнакомых слов
предложение со следующими словами
входящие в следующие группы слов: например, одежда, мебель и т.д. Выполнение задания может проходить в форме соревнования – кто назовёт больше слов
по предложенным темам
Текстовые лексические упражнения:
незнакомые слова и объясните их смысл
следующие слова в алфавитном порядке и составьте с ними предложения
пропущенные буквы (или слова в предложения)
подчёркнутого слова
слово в тексте
одним и тем же корнем, префиксом, суффиксом, назовите слова с тем же корнем
синонимы / антонимы предложенным словам
использую ключевые слова.
Для совершенствования лексического навыка и его включения в речевую дея-тьиспользуются условно-речевые и речевые упражнения.
Особенностью условно-реч.упр. заключается в том, что для их выполнения предлагаются учебные ситуации, отражающие пройденный материал. Условно-речевые упражнения:
диалога. Продолжите его, используя новые слова
содержаниепрочитанного текста
предложенные слова
предложенными словами и задайте их товарищу
Речевые упражнения:
использованием новой лексики
текста с использованием предложенных слов
включив в текст пройденную лексику
один студент начинает, другие его дополняют.
|