| Гальскова, Гез (МГЛУ) | Соловова, Рогова (МПГУ) | Щукин |
| Роль и место лексики при обучении ИЯ |
| Владение лексикой ИЯ в плане семантической точности, синонимического богатства, адекватности и уместности её использования является неотъемлемой частью развития устной и письменной формы общения. Для того, чтобы осуществлять говорение и письмо необходимы: 1. Продуктивные навыки (правильный выбор и сочетание слов, выполнение эквивалентных замен, приспособление к индивидуальным особенностям говорящего, быстрая реакция); 2. Рецептивные навыки (соотносить звуковой и зрительный образ с семантикой, узнавать и понимать изученные слова, пользоваться прогнозированием, различать сходные по написанию и звучанию слова, раскрывать значение слов с помощью контекста); 3. Социокультурные знания и умения (знание и понимание в текстах безэквивалентной лексики, знание обозначений (лексики) денежных единиц, мер веса, длины, дорожных знаков и пр. страны изучаемого языка); 4. Лингвистические знания (знание правил словообразования лексических единиц (ЛЕ), знание служебных и строевых слов, знание этимологии отдельных слов). | Под лексической единицей подразумевается и слово, и устойчивое сочетание, и идиома. Выделяются 3 компонента содержания обучения лексике: 1. Лингвистический (набор ЛЕ для решения речевых задач); 2. Методологический (разъяснения, памятки и инструкции по использованию словарей, ведению карточек с лексикой, систематизация изученной лексики); 3. Психологический (способность мгновенно вызывать из долговременной памяти эталон слова для конкретной речевой задачи и включать его в речевую цепь). Школа предлагает периодически проводить реорганизацию слов из словаря, например, подбирать к ним подходящие прилагательные/глаголы, придумывать ассоциации, подписывать слова на картинках. | Лексика - это совокупность слов языка, его словарный запас. Без владения лексикой невозможно ни понимать речь других, ни выражать собственные мысли. Овладеть лексикой означает: - Усвоить (запомнить)
некоторое количество ЛЕ; - Приобрести умение
пользоваться усвоенными словами в различных видах продуктивной речи (говорение, письмо); - Приобрести умение
пользоваться усвоенными словами в различных видах рецептивной речи (слушание, чтение). Конечной целью овладения лексическим средствами общения является формирование лексического навыка. Лексический навык включает продуктивные и рецептивные навыки и является речевым действием, выполнение которого достигло высокого уровня совершенства по выбору ЛЕ в соответствии с замыслом высказывания и их безошибочное употребление в процессе речевого общения. |
| Этапы работы над лексическим материалом |
Авторы выделяют следующие этапы: - Ознакомление с
новым материалом (включает семантизацию – раскрытие значения слова); - Первичное
закрепление; - Развитие навыков и
умений использования лексики в разных формах устного и письменного общения. Школа предлагает 2 альтернативы: -различий в процессе ознакомления с новой продуктивной и рецептивной (пассивной) лексикой нет, различия появляются лишь в упражнениях на этапе закрепления; - ознакомление и закрепление строятся различно, в зависимости от характера владения материала. По мнению авторов, семантизация может происходить либо через переводные (замена слова эквивалентом родного языка; перевод-толкование, где обнаруживаются совпадения/расхождения с родным языком) либо через беспереводные (демонстрация предметов, жестов, рисунков; раскрытие значений слов на ИЯ; дефиниция – описание значения слова) способы. | Авторы полагают, что необходимо: - Вводить слова в
определенном контексте - Создавать различные
связи слова в различных контекстах - Соединять смежные
семантические поля - Задавать проблемный
характер речевой установке - Обеспечивать
постоянную активизацию и ротацию выученной лексики Школа выделяет 6 способов семантизации: - Использование
наглядности (предметной, изобразительной, звуковой); - Семантизация с
помощью синонимов/ антонимов; - Семантизация с
использованием известных способов словообразования (суффиксально-префиксальный, словосложение, конверсия); - Простой перевод
слова; - Попросить ученика
посмотреть слово в словаре / разных словарях; - Развитие языковой
догадки через контекст. | Обучение лексике включает: - Ознакомление с
лексической единицей (её представление) Слово вводится в изолированном виде либо в контексте предложения, которое демонстрирует возможности применения слова. - Объяснение
значения слова (семантизация) Может осуществляться переводным и беспереводным способами. - Закрепление и
совершенствование навыка (автоматизация) - Применение слова в
различных ситуациях общения. Такая последовательность в работе соответствует этапам формирования лексического навыка и его включения в речевую деятельность. Все названные этапы работы над словом тесно связаны и различаются лишь приемами работы и видами упражнений, используемых на разных стадиях формирования и развития лексических навыков. |
| Упражнения для формирования лексических навыков |
Выделяют подготовительные и речевые упражнения. С помощью подготовительных упражнений усваиваются форма и значение ЛЕ, а также действия с ними как с компонентами речевого общения. Типы подготовительных упражнений для формирования лексических навыков тесно взаимосвязаны, однако каждый из них обладает определенной спецификой. - упражнения в
дифференциации и идентификации (найти слова, сгруппировать по группам); - имитация с
преобразованием (ответить на вопросы по образцу, закончить реплики); - Упражнения в
развитии словообразовательной и контекстуальной догадки (определить значение незнакомых слов с известными корнями и аффиксами, догадаться о значении интернациональных слов); - Упражнения для
обучения прогнозированию (дополнить семантическое поле); - Упражнения в
расширении и сокращении предложений (сократить/расширить предложения по образцу, расширить описание); - Упражнения в
эквивалентных заменах (заменить слова синонимами/антонимами); - Упражнения в
расширении ассоциативных связей (продолжить ассоциограмму). Речевые упражнения для обучения использованию слов в устном и письменном общении могут проводиться на текстах, обладающих значительным потенциалом в плане решения коммуникативных задач, к ним относятся разные типы коммуникативных игр. | Выделяют: Упражнения на уровне слова с помощью одного слова /антонимы к данному слову наиболее общим значением определенному принципу которое не подходит к данной группе можно больше однокоренных слов Упражнения на уровне словосочетания словосочетания к предложенным словам к существительным 3-4 определения разрозненные слова таким образом, чтобы получились идиоматические выражения существительному как можно больше прилагательных и глаголов Упражнения на уровне сверхфразового единства (по сути являются условно речевыми упражнениями. - Ответить на вопросы
- Поставить вопросы к
выделенным словам предложения пословицу - Описать картину
- Составить рассказ
- Сравнить героев.
| Для формирования лексических навыков используются подготовительные (тренировочные) упражнения. С их помощью усваивается форма и значение слова, способы его применения в различных ситуациях общения в структуре речевого умения. Примеры упражнений на закрепление значения слова: которые можно назвать словом… предметы следующие слова предложение. Определите значение незнакомых слов предложение со следующими словами входящие в следующие группы слов: например, одежда, мебель и т.д. Выполнение задания может проходить в форме соревнования – кто назовёт больше слов по предложенным темам Текстовые лексические упражнения: незнакомые слова и объясните их смысл следующие слова в алфавитном порядке и составьте с ними предложения пропущенные буквы (или слова в предложения) подчёркнутого слова слово в тексте одним и тем же корнем, префиксом, суффиксом, назовите слова с тем же корнем синонимы / антонимы предложенным словам использую ключевые слова. Для совершенствования лексического навыка и его включения в речевую дея-тьиспользуются условно-речевые и речевые упражнения. Особенностью условно-реч.упр. заключается в том, что для их выполнения предлагаются учебные ситуации, отражающие пройденный материал. Условно-речевые упражнения: диалога. Продолжите его, используя новые слова содержаниепрочитанного текста предложенные слова предложенными словами и задайте их товарищу Речевые упражнения: использованием новой лексики текста с использованием предложенных слов включив в текст пройденную лексику один студент начинает, другие его дополняют. |