double arrow

Проведите сопоставительный анализ подходов и методов обучения произношению в разных научных школах.

Роль и место произношения в обучении устному и письменному общению
МГЛУ

Корректное произношение предполагает сформированность навыков артикулирования звуков и звукосочетаний, владение интонацией, а также умение расставить ударение, соответствующее нормам изучаемого языка.
Отмечено, что в обучении произношению участвуют все анализаторы: речедвигательный, слуховой и зрительный. Дается научное обоснование взаимозависимости анализаторов. Психологи утверждают, что безусловно правильно мы слышим только те звуки, которые умеем воспроизводить. Важно, что зрительный анализатор выполняет функцию опоры, так как устное общение сопровождается и дополняется мимикой, жестами и движениями губ.
Интерференция возникает за счет того, что слухопроизносительные навыки родного языка переносятся на иностранный, т. е. звуки иностранного языка уподобляются звукам родного.
Сформированность слухопроизносительных навыков является непременным условием адекватного понимания речевого сообщения, точности выражения мысли и выполнения языком любой коммуникативной функции.

МПГУ

Произносительные навыки можно разбить на две большие группы. Ритмико-интонационные навыки предполагают знание ударения и интонем, как логических, так и экспрессивных. Научиться правильно интонировать – очень сложная задача. Важно, что с помощью интонации, ударения и паузации можно менять смысл всего сказанного.
Слухопроизносительные навыки делятся на аудитивные и собственно произносительные. Аудитивные, или слуховые, навыки предполагают действия и операции по узнаванию и различению отдельных фонем, слов, смыловых синтагм, предложений и т.д.
Собственно произносительные навыки предполагают умение правильно артикулировать звуки и соединять их в словах, словосочетаниях, предложениях. Последнее требует правильного ударения, паузации и интонирования.
 
Для формирования навыков устной речи, аудирования, письма и чтения надо не только уметь произносить соответствующие звуки, но и знать, как они соединяются в словах, а затем и как эти слова соединяются в предложении

 

Основные требования и подходы к обучению произношению
МГЛУ
Отмечено, что основным условием успешного обучения произношению является определение зон положительного переноса и интерференции, а также установление возможных трудностей на основе сопоставительного анализа изучаемого и родного языков в области слухопроизносительных навыков, включая ритмико-интонационные средства речи.
Анализируются причины трудностей обучения произношению со ссылкой на исследования известных специалистов в данной области (Щерба, Вербицкая)
Н.Д. Гальскова выделяет, ссылаясь на отечественных и зарубежных исследователей, два пути при обучении произношению: 1) имитативный 2) аналитико-имитативный.
МПГУ

Указано, что в условиях неязыковой среды, на уроке и.я. постановке произносительных навыков следует уделить зачительное внимание (Соловова Е.Н.).
Работа над произношением учащихся начинается с первых уроков начального этапа и распространяется далее на весь школьный курс обучения иностранному языку. Нельзя допускать прекращения работы над произношением на среднем и старшем этапах, так как в условиях неязыковой среды происходит быстрая утрата достигнутого уровня, разрушение с трудом сформированных произносительных навыков.
(Рогова Г.В.)
Е.Н. Соловова отмечает, что существуют два основных подхода к обучению произношению: 1) артикуляторный 2) акустический. Также рассматривается дифференцированный подход.
Подходы к обучению фонетике
МГЛУ

Имитативный путь
Главной причиной фонетических ошибок является неправильное восприятие, т. е. смешивание иноязычных звуков со звуками родного языка. Самое главное в обучении произношению – научить учащихся правильно воспринимать и имитировать слышимые звуки, а не фильтровать через призму родного языка. Для этого нужно формировать новые слухоартикуляционные навыки, что достигается лишь при создании оптиматльных условий для восприятия аутентичных фонетических образов. Создание слухоартикуляционной базы должно способствовать тому, чтобы учащийся смог исправвлять свои собственные ошибки и воспринимать разницу между тем, что он слышит, и тем, как он произносит. Наличие перцептивных навыков не означает умения правильно произносить, так как некоторые фонетические явления трудно воспроизводить. Эта сложность устраняется с помощью упражнений в имитации.
Аналитико-имитативный путь
Речь идет о рациональном сочетании имитации с доступным описанием артикуляции, слогового и фразового ударения, интонации.
Отмечено, что и имитация, и анализ дают хорошие результаты при сочетании друг с другом. Подчеркивается важность профессиональной подготовки учителя и применения технических средств обучения

 

МПГУ

Артикуляторный подход (ср. аналитико-имитативный)
Согласно теории И.А. Грузинской и К.М. Колосова выделяются три группы фонем
А) совпадающие в обоих языках
Б)несовпадающие В) частично совпадающие – наиболее трудные для усвоения.
Основные положения данного подхода: необходимость вводного фонетического курса, отработка каждого звука в отдельности, надо изучить работу органов артикуляции при произнесении каждого звука, формирование произносительных и слуховых навыков идет раздельно.
Этапы работы со звуком включают ориентировку, планирование, артикулирование, фиксирование, отработку звука. Отмечены достоинства и недостатки подхода. Достоинства – система фонетических упражнений, недостатки – занимает много времени.
Акустический подход (ср. имитативный).
Упор делается на слуховое восприятие речи и ее имитацию. Усвоение звуков идет не изолированно, а в речевом потоке, в речевых структурах и моделях. В основе упражнений лежит повторение или имитация. Чистоте фонетического навыка не придается большое значение. В условиях краткосрочных курсов обучения подход полностью оправдывает себя. Для средней школы в чистом виде не годится.
Дифференцированный подход получил широкое распространение. Построен на грамотном сочетании рассмотренных подходов.

 

Работа над произношением на разных этапах обучения ИЯ
МГЛУ
Ознакомление учащихся с фонетическим материалом и формирование слухоартикуляционных навыков оптимально начинать при работе с учащимися в возрасте 7-8 лет, поскольку развита способность к имитации, речевой слух.
Фонетические упражнения должны носить игровой характер.
Работа над звуками проводится с учетом их близости к фонемам родного языка или отдаленности от них.
Подчеркивается, что интонация отражает смысловую и эмоционально-волевую сторону высказывания. Овладение интонацией – сложный аспект работы над языком.
Обучение интонации на начальном этапе проводится на фразах как наименьших единицах восприятия информации, диалогических единствах и смысловых кусках (мини-текстах).
В результате выполнения упражнений достигаются следующие умения.
-соотносить интонацию со смысловым содержанием речи,
-различать коммуникативные типы предложений
-владеть интонационным слухом
-пользоваться вероятностным прогнозированием на уровне фраз и текста.

 

МПГУ

Е.Н. Соловова и Г.В. Рогова выделяют начальный, средний и старший этапы обучения языку, на которых ведется работа над произношением.
На начальном этапе становление слухо-произносительных навыков включает: ознакомление со звуками, тренировку учащихся в их произнесении для формирования навыка, применение приобретенных навыков в устной речи и при громком чтении.
На среднем и старшем этапах важно не только поддерживать сформированные навыки в рабочем состоянии, но и продолжать их совершенствование. Особое внимание предлагается уделить новым ритмико-интонационным моделям, аудированию не только учебных аудиопленок с академической слегка утрированной речью, но и живой аутентичной речи.
На этом этапе важно проводить выполнение фонетической зарядки, отработку фонетической стороны нового лексико-грамматического материала, работа над произношением путем чтения вслух.
Особенно стимулируют усовершенствование произносительных навыков регулярно проводимые конкурсы на лучшего чтеца внутри класса. Между классами, по этапам обучения и межшкольные.
Система упражнений для обучения произношению
МГЛУ
Предложены упражнений для формирования слухо-артикуляционных и ритмико-интонационных навыков. Они включают:
Подготовительные \тренировочные упражнения в рецепции:
-прослушайте пары фраз и поднимите руку, когда услышите разное содержание;
-прослушайте слова, хлопните в ладоши, когда услышите слова со звуком…
Упражнения в воспроизведении и видоизменении языкового материала:
-сгруппируйте слова из текста по различным признакам (по долготе /краткости, по звонкости);
-напишите слуховой диктант; сделайте интонационную разметку;
-повторите за учителем вопрос и ответьте на него одним словом.
Контроль слухопроизносительных навыков осуществляется при выполнении речевых упражнений в аудировании, говорении и чтении вслух.
 МПГУ

Предложены упражнения двух типов, которые используются обычно на начальном этапе.
1.Упражнения на активное слушание и распознавание звуков, их долготы и краткости. Например, услышав нужный звук дети хлопают в ладоши или поднимают руку.
2.Упражнение на воспроизведение. Индивидуальное и хоровое проговаривание за учителем и диктором. При хоровом проговаривании учитель дирижирует, задает определенный ритм, определяет паузы, обозначает ударения, движениями рук показывает мелодику предложения.
Подчеркивается важность обучения ударения, ритму, паузам, интонации.
На начальном этапе устанавливаются звуко-буквенные соответствия, выделена необходимость формирования умения читать транскрипцию.































































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: