double arrow

Методы политического сдерживания конфликтов

Политический к-т – это острое столкновение противоположных сторон п. процесса, обусловленное несовместимостью интересов, взглядов и ценностей в процессе приобретения, перераспределения и исп-я полит. власти.

Виды пк: тк главный полит. институт гос-во, то все пк можно разделить на:

1) внутригос.

2) вне/над/меж – государственные

3) по сферам проявления: экономический, межнациональный, культурный, военный и тд.

4) по времени действия: затяжные и скоротечные

Уровни пк: 1) межличностный 2) межгрупповой 3) организационный (межпартийный, власть и общ. силы) 4) региональный 5) глобальный

Участники пк: индивиды, группы, организации, трудовые коллективы, соц. общности, полит. институты, гос-ва, вовлеченные в к-т.

Составляющие пк: 1)гос-во как полит. институт 2)полит режим 3)полит культура 4)полит лидерство 5)форма госуд. устройства 6)административно-территор. устройство 7)полит. институты и гражд. общество

Политическое сдерживание:. Сутью стратегии сдерживания является стремление

удержать противника от широкомасштабного применения насилия, путем создания собственного потенциала, использование которого угрожало бы его интересам неприемлемым ущербом.

*позволяет избегать его нежелательного обострения, угрожающего, например, открытым, вооруженным противоборством. Получила развитие в середине ХХ в., во время ХВ

*отнюдь не предполагает равенства сил между сторонами конфликта. Сдерживание может осуществляться и на основе асимметрии в наличии, количестве или эффективности отдельных видов оружия

*эффективность сдерживания определяется величиной, значением ущерба, который может быть нанесен противнику. Поэтому не равенство возможного ущерба, а его неприемлемый уровень обеспечивал в середине ХХ в. не только интересы национальной обороны СССР и США, но и поддержание относительно прочного международного мира и стабильность мирового политического порядка.

Стратегию страуса" характеризует стремление ее последователей уйти от конфликта. Они предпочитают не замечать даже предельно острых столкновений интересов противоборствующих сторон, призывают не драматизировать ситуацию, полагая, что их призывы к мирному решению проблем, действительно могут решить их полюбовно. Самое большое на что способны "страусы" - признать существование конфликта, но

это видимое признание для них не является основанием для реальных действий, изменения своего поведения, статуса и, соответственно, смены стратегии, превращения в другую более склонную к полетам птицу.

Суть "стратегии голубя" состоит в стремлении завершить конфликт любыми средствами, даже ценой односторонних уступок и значительных потерь.

Основные задачи РФ по сдерживанию и предотвращению военных конфликтов:

а) оценка и прогнозирование развития военно-политической обстановки на глобальном и региональном уровне, а также состояния межгосударственных отношений в военно-политической сфере с использованием современных технических средств и информационных технологий;

б) нейтрализация возможных военных опасностей и военных угроз политическими, дипломатическими и иными невоенными средствами;

в) поддержание стратегической стабильности и потенциала ядерного сдерживания на достаточном уровне;

г) поддержание ВС и других войск в заданной степени готовности к боевому применению;

д) укрепление системы коллективной безопасности в рамках Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), усиление взаимодействия в области международной безопасности в (СНГ), Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), развитие отношений в этой сфере с другими межгосударственными организациями (ЕС и НАТО);

е) расширение круга государств-партнеров и развитие сотрудничества с ними ж) соблюдение международных договоров в области ограничения и сокращения стратегических наступательных вооружений;

з) заключение и реализация соглашений в области контроля над обычными вооружениями, а также осуществление мер по укреплению взаимного доверия;

и) создание механизмов регулирования двустороннего и многостороннего сотрудничества в области противоракетной обороны;

к) заключение международного договора о предотвращении размещения в космическом пространстве любых видов оружия;

л) участие в международной миротворческой деятельности

м) участие в борьбе с международным терроризмом.

Такая политика предполагает эффективное использование комплекса политических, экономических, военных и дипломатических мер для:

· поддержания международной стабильности;

· создания благоприятного баланса военных сил, сохранения паритета в стратегических средствах борьбы, нераспространения ядерного и обычного высокоточного дальнобойного оружия.

· заблаговременного выявления и предупреждения возможных агрессивных акций, подготовки сил, средств и действий, направленных на их срыв;

· создания потенциала, способного в случае агрессии в любых формах нанести агрессору неприемлемый ущерб (решающий фактор сдерживания). При этом важнейшая роль сохраняется за предупреждением ядерной войны, а также случайного или провокационного применения любого ядерного и обычного высокоточного стратегического оружия.

Политика сдерживания в принципе не исключает ограниченного применения военной силы, но в основном она должна строиться на распространении понимания возможности ее применения в случае агрессии с неотвратимо тяжелыми последствиями для агрессора. Она может проводиться как отдельными государствами, так и группой государств в рамках коллективной обороны, использования миротворческих сил и «механизмов» ООН.

 

Политические конфликты на постсоветском пространстве

Конфликты после распада СССР:

- межгосударственный: Армения и Азербайджан из-за Нагорного Карабаха

- внутригос-ные: в РФ, Молдавии, Грузии, Таджикистане


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: