Основные концепции исторического развития

 

3. Развитие российской исторической науки в XVIII-XX веках.

Превращение истории России в науку происходило постепенно. Стремление описывать историю России проявилось сначала в составлении древних летописей, затем - «хронографов», «синопсиса». Особенности летописей и хронографов- содержание беспорядочных сведений о событиях из преданий и легенд (Нестор Летописец «Повесть временных лет»). Затем в трудах немецких ученых И.Г. Байера, Г.Ф. Миллера, А.Л. Шлецера, работавших в России при Петре и позже, в трудах русских ученых В.Н. Татищева, М.П. Погодина, М.М. Щербатова(XVIII) Однако первый цельный взгляд на историческое прошлое России был изложен лишь в начале XIX в. Н.М. Карамзиным в его 12-ти томном труде «История государства Российского». В русской истории он видел и осветил как главный процесс – создание национального государственного могущества, к которому привели Русь ее талантливые деятели. Среди них- два главных: Иван III и Петр Великий (XV и нач.XVIIIв). После Карамзина известными были историки Н.А. Полевой, М.Т. Каченовский, Н.Г. Устрялов. Но строго научная цельность исторических воззрений впервые была выражена у нас в 40-х годах XIX в. в трудах С.М. Соловьева и К.Д. Кавелина, заложивших основы историко- юридической школы в исторической науке в России, и историческая наука в России достигла, наконец, своей зрелости.

4. Восточные славяне до образования государства: происхождение, расселение, общественный строй, верования, взаимоотношения с соседями.

Славяне обособились из индоевропейской общности в середине II тысяч. до н. э. Прародина славян - территория к Востоку от германцев – от реки Одер на Западе до Карпатских гор на востоке.

Вопрос о происхождении славян дискуссионен в современной науке. Выдающиеся историки Н.М.Карамзин, С.М.Соловьев, В.О.Ключевский поддерживали версию русских летописей (в первую очередь — «Повести временных лет») о том, что прародиной славян является Дунай. Правда, В.О. Ключевский вносил дополнение: с Дуная славяне попали на Днепр, где оставались около пяти веков, после чего в VII в. восточные славяне постепенно расселились по Русской (Восточно Европейской) равнине.

Расселение. По византийским источникам устанавливается, что к VI в. н.э. славяне занимали обширные пространства Центральной и Восточной Европы и делились на 3 группы: 1) склавины (жили между Днестром, средним течением Дуная и верховьями Вислы); 2) анты (Междуречье Днепра и Днестра); 3) венеды (бассейн Вислы). Всего авторы называют около 150 племен славян. В науке высказано мнение, что указанные три группы в своем развитии дали три ветви славянства: южную (склавины), западную (венеды) и восточную (анты).

Общественный строй. В VII-IX вв. восточные славяне переживали разложение родоплеменного строя. Община изменялась от родовой к соседской. Общинники жили в отдельных домах - полуземлянках, рассчитанных на одну семью. Частная собственность уже существовала, но скот оставался в общем владении, имущественного неравенства внутри общин ещё не было. Выделилась родоплеменная знать - князья и старейшины. Они окружали себя дружинами, т.е. вооружённой силой, не зависящей от воли народного собрания и способной принудить рядовых общинников к повиновению. Т.о., славянское общество уже подходило к возникновению государственности. Каждое племя имело своего князя. Одним из таких племенных вождей VI-VII вв. был Кий, княживший в племени полян. Русская летопись "Повесть временных лет" называет его основателем Киева. Некоторые историки даже полагают, что Кий стал родоначальником древнейшей племенной княжеской династии, но это мнение не разделяется др.авторами. Многие исследователи считают Кия легендарной фигурой.

Верования. Славянское язычество – религия "доосевая". Славянское язычество относится к архаическому типу культуры. Славяне верили в загробную жизнь. Признавалось существование разного рода «нечистой силы». Для поклонения богам славяне не строили храмов, они совершали обряды вблизи идолов, принося в жертву животных, а в особо важных случаях и людей. Во второй половине I тыс. н. э. главным божеством восточных славян был Перун, бог молнии, грозы, войны, оружия. С. М. Соловьёв считал, что Перун носил ещё другое имя — Сварог; некоторые исследователи называют Сварога богом неба или небесного огня. Сварог породил двух сыновей, двух Сварожичей: Солнце и Огонь. Среди славян было распространено поклонение Солнцу. Бог Солнца назывался Хорс (Хорос) или Ярило. Обожествлялись также месяц и звёзды, находившиеся с Солнцем в «родственных» отношениях.Бог Волос (Велес) считался покровителем скота. В летописи он назван «скотьим» богом. Бога ветра и повелителя вихрей звали Стрибогом. Мокошь (Макошь) — женское божество, до сих пор остающееся не разгаданным до конца. Указывая на обычай чехов молиться и приносить жертву Мокоши во время засухи, некоторые исследователи видят в ней богиню воды, дождя, непогоды, грозы, т. е. богиню плодородия.

Взаимоотношения с соседями. Соседями восточных славян были западные и южные славяне, у которых в VI-VIII вв. так же шел процесс образования государственности. Наши предки соседствовали с предками теперешних балтийских народов: ливы, латгалы, пруссы, ятвяги и другие народы. На северо-востоке жили финские племена: эсты, сумь, чудь, карелы. Это, все были мирные народы, которые дружили со славянскими племенными союзами.Не складывались отношения у славян с варягами, которые промышляли всяческим разбоем.Не сложились отношения у славян с соседствующим Хазарским каганатом. Это было мощное государство, совершавшие постоянные грабительские набеги на Русь. Соседство восточных славян с Великой степью не раз угрожало самому существованию славянства. Набеги кочевников были не редкими и разорительными. Киммерийцы, скифы, гунны, авары, хазары не раз совершали набеги на Русь. Такие соседи славян, заставили наших предков приминать решительные меры. Племена Восточных славян объединялись для совместной обороны, и вскоре образовали свою государственность. Восточные славяне граничили также с Византией, с которой торговали, заключали торговые договора, перенимали всяческий опыт, и даже сами совершили несколько грабительских набегов на Византию.


 

5. Образование Древнерусского гос-ва в IX-Xвв., его первые правители

882 год принято считать годом создания Древнерусского государства со столицей в Киеве.

Произошло объединение двух восточнославянских центров: Новгорода и Киева. В историографии долгое время существуют две гипотезы образования «древнерусского государства». Согласно норманнской теории государственность на Русь была привнесена извне варягами (Рюриком, Синеусом и Трувором) в 862. Основателями норманнской теории считаются работавшие в Российской Академии Наук немецкие учёные-историки Байер, Миллер, Шлёцер; точки зрения о внешнем происхождении русской монархии придерживался в общем следовавший за версиями ПВЛ Н. М. Карамзин. Антинорманнская теория основывается на концепции невозможности привнесения государственности извне, на идее возникновения государства как этапа внутреннего развития общества. Основоположником этой теории в русской историографии считался Михаил Ломоносов. Киевская Русь (Древнерусское государство) возникла на торговом пути «изваряг в греки» на землях славянских племен — полян, древлян и северян в Среднем Поднепровье. Основателями Киева и первыми правителями племени полян летописная легенда считает братьев Кия, Щека и Хорива. Варяги, стремясь установить полный контроль над важнейшим торговым путем «из варяг в греки», в IX—X веке устанавливают контроль над Киевом. Летопись сохранила имена предводителей варягов, правивших в Киеве: Аскольд (Hoskuldr), Дир (Dyri), Олег (Helgi) и Игорь (Ingvar).

В 860 при византийском императоре Михаиле III Русь громко выступает на международную арену: она провела первый известный поход на Константинополь, закончившийся победой и заключением русско-византийского мирного договора.В 882, по летописной хронологии, князь Олег, родственник Рюрика, захватил Киев, убил Аскольда и Дира и объявил Киев столицей своего государства; господствующей религией вновь стало язычество, хотя христианское меньшинство в Киеве сохранилось. Олег Вещий считается основателем Руси. Олег покорил древлян, северян и радимичей, ранее плативших дань хазарам. Были заключены первые письменные договоры с Византией в 907 и 911, предусматривавшие льготные условия торговли для русских купцов (отменялась торговая пошлина, обеспечивалась починка судов, ночлег), решение правовых и военных вопросов. Были обложены данью племена радимичей, северян, древлян, кривичей. Игорь занял престол после смерти Олега около 912 и правил до 945. В 945 году Игорь был убит во время сбора дани с древлян. После смерти Игоря в силу малолетства его сына Святослава реальная власть оказалась в руках вдовы Игоря княгини Ольги. Она стала первым правителем Древнерусского государства, официально принявшим христианство византийского обряда.

 


 

6. Крещение Руси. Политические и культурные последствия принятия христианства.

Разложение первобытнообщинного строя и возникновение классового государства подготовили условия для смены языческой религии христианством. Уже в середине 9 в ., ввиду тесных связей Руси с Византией, христианство в его греко-православной форме получило распространение среди господствующего класса Руси. В 10 в. христианами были многие приближённые князя Игоря, а его жена Ольга около 955 приняла христианство. Однако государственной религией оно стало лишь в связи с принятием христианства и массовым крещением славян, проведённым в 988—989 князем Владимиром Святославичем. С этого времени христианство активно распространялось феодальным государством и формирующейся церковной организацией.

Введение христианства как единой государственной идеологии способствовало сплачиванию территории и укреплению Древнерусского государства. Была создана централизованная организация священнослужителей. Единство религии с религиями древних стран Европы делало Древнерусское государство частью мирового христианского общества, сблизило Русь с Византией. Русская церковь стала частью Константинопольской патриархии, и Византия долгое время стремилась поставить Русь в зависимость от себя. Принятие христианства привело к изменениям в культуре общества. Распространяются достигшие высокого развития в Византии живопись и архитектура,письменность и письменная литература (кириллица и глаголица). Но в то же время преследовалось языческое, народное в своей основе искусство: декоративное, музыкальное, хореографическое. Введение христианства и встречало сопротивление народных масс, в 11 в. антифеодальные выступления нередко приобретали форму движений против новой религии в защиту язычества. До 13 в. распространённость христианской религии ограничивалась в основном городами, после монголо-татарского нашествия христианство широко проникло и в деревню, хотя там отдельные пережитки язычества сохранялись вплоть до 19 в.

Крещение Руси укрепило княжескую власть. Созрели необходимые предпосылки: налаживались торговые пути с востоком, протесты против жертвоприношения, развитие государства движется к феодализму. После тщательного знакомства с крупнейшими монотеистическими религиями Владимир решил остановить свой выбор на православии. Вероятно, главной причиной такого решения была политическая ориентация на Византию – одно из наиболее могущественных государств Европы и Азии того времени, где православие было господствующей религией.

Крещение Руси началось в 988 г., после того как крестился сам Владимир и его дружинники. Несмотря на то, что этот процесс проходил сложно и драматично (так как значительная часть населения Руси не желала расставаться с верой в языческих богов), принятие Русью христианства во многом способствовало дальнейшему укреплению и развитию Руси.

Усилилась власть киевского князя, поскольку она приобрела божественный характер. Значительно возрос международный авторитет Руси. Христианизация Руси способствовала ее просвещению, развитию культуры. Расцвет Руси приходится на время правления Ярослава Мудрого, пришедшего к власти в 1019 г. после ожесточенной междоусобной борьбы за власть со своими братьями Святославом и Мстиславом. При Ярославе Мудром Русь стала одним из сильнейших государств Европы. Это выразилось не только в военных успехах, но и в переменах внутри государства. Был принят первый письменный свод законов – Русская Правда (примерно 1016 г.), которая имела очень большое значение для развития правовых институтов в зарождающимся русском обществе. Происходит дальнейшее развитие экономики. Серьезные изменения произошли в церковной организации. Церковь стала феодальной организацией, в ее пользу собирали налог - «Десятина» – десятая часть назначаемых князьям оброков и дани отдавалось на нужды церкви. Главой церкви был митрополит, назначаемый из Византии патриархом. Первый христианский храм, построенный в Киеве, получил название Десятиной церкви. В руках церкви был суд, ведавший делами об антирелигиозных преступлениях, нарушениях нравственных и семейных норм. В этот период на Руси возникают первые монастыри, наиболее значимым из которых был Киево-Печерский. Монастыри являлись центрами культуры и просвещения, в которых создавались первые русские летописи. Отличительной чертой времени Ярослава Мудрого было распространение книжности, которая стала выходить и за пределы монастырей.

Принятие христианства содействовало завершению объединения восточных славян, укрепило международный престиж Руси, экономические, культурные связи с другими христианскими государствами, повлияло на развитие политических и правовых отношений в Древней Руси. Русь признали цивилизованным государством.


7. Феодальная раздробленность на Руси. Причины, сущность, последствия.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: