Содержательная характеристика метода беседы (интервью)

Интервью – это проводимая по определенному плану беседа. Оно бывает свободное, стандартизированное и частично стандартизированное. Интервью делится на диагностическое (метод получения информации о свойствах Личности) и клиническое (метод терапевтической беседы, помогающей человеку осознать свои внутренние затруднения, конфликты, скрытые мотивы поведения), анализ продуктов деятельности. Это количественно-качественный анализ документальных и материальных источников, позволяющих изучать природу человеческой Деятельности. Интервью – целенаправленный опрос, обусловленный наличием определенного перечня вопросов и ассиметричной функцией собеседников.По степени формализации:-- стандартизированные (четкий перечень вопросов); ---нестандартизированные (свободное) – есть некоторые вопросы; -- полустандартизированные (фокусиров.) – перечень строго регламентированных вопросов и возможных.

В зависимости от уровня исследований: — предварительное, основное, контрольное.

По количеству участников: — индивидуальные, групповые, массовые.

— структурированные – вопросы тщательно сформулированы и умело выстроены в нужном порядке; --- неструктурированные.



Содержательная характеристика метода анкетирования.

Анкетирование – опосредованное общение с помощью анкеты. Анкета – структурно организованный набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования и обращен к определенной группе респондентов.

Типы анкет: 1. Основана на оценке опрашиваемыми своих свойств и качеств. 2.на оценке действий в конкретных ситуациях. 3.оценка других людей или событий.

Виды анкет: индивидуальные, групповые, массовые.

По полноте охвата: сплошное, выборочное. По типу контактов – очное, заочное.

Содержательная характеристика метода контент-анализа (анализа продуктов деятельности).

КОНТЕНТ-АНАЛИЗ — анализ содержания текстового документа или множества документов (в частности, протоколов проективных методик, диагностических интервью и т. п.) путем подсчета частоты появления определенных ключевых элементов или ко­дифицированных признаков (например, определенных понятий, суждений, образов и т. п.), регистрируемых в соответствии с задачами исследования. Принципы контент-анализа могут быть распространены на анализ материалов наблюдения и материалов графических проективных методик. Основная процедура контент-анализа связана с переводом качественной информации на язык счета. С этой целью выделяются два типа единиц -- смысловые, или качественные, единицы анализа и единицы счета, или количественные.

АНАЛИЗ ПРОДУКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ метод психологического исследования, в котором исследователь анализирует дневниковые записи, архивные материалы, производственные документы, продукты трудовой или учебной деятельности и т. п. Актуальное поведение Метод анализа продуктов деятельности основывается на том, что в результатах работы человека оказываются его знания, умения и навыки, способности, внимательность и наблюдательность, черты характера. Следовательно, продукты деятельности дают возможность увидеть в них самые разнообразные психические качества и свойства личности, уровень их развития. Продукты деятельности учащихся – это их письменные работы, изделия, рисунки, модели, фотографии и др. Сравнивая работы, которые учащийся выполняет в разное время, на разных этапах обучения, можно выявить уровень его развития, совершенство умений и навыков, аккуратность, мастерство, сообразительность, настойчивость и т.д. Продукты деятельности ученика можно анализировать также в процессе их создания. Наблюдая этот процесс, можно выявить не только его качество, но и динамику, темп работы, сноровку в действиях, отношение к заданию.испытуемого при этом не наблюдается и не измеряется.

Тест как инструмент психодиагностики. Виды тестов.

Тесты – стандартизированные методики психодиагностики, позволяющие получить сопоставимые количественные и качественные показатели степени развитости изучаемых свойств.

Стандартизированность методики – т. е. она должна применяться всегда и везде одинаковым образом, от начала ситуации до способа интерпретации результатов.

Сопоставимость – т. е. оценки, получаемые при помощи теста можно сравнивать друг с другом независимо от того, где, когда и кем они были получены. Тесты подразделяются по цели, форме и содержанию. По цели: для отбора; для классификации; для распределения.

По форме: 1.Индивидуальные (взаимодействие экспериментатора и испытуемого происходит один на один. Оно имеет свое преимущество: возможность наблюдать за испытуемым, слышать и фиксировать ответы, позволяет оценивать отношение к обследованию) и Групповые (групповые тесты позволяют проводить испытания с очень большой группой людей  2. Устные и письменные (по форме ответа). 3.Бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные (по материалу оперирования). 4.Вербальные и невербальные (по характеру стимульного материала).

По содержанию: Тесты интеллекта, Тесты способностей. Тесты достижений. Тесты личности.

 По типу применяемых тестовых заданий психодиагностические методики делятся на опросные (в них используются вопросы, адресуемые испытуемым), утверждающие (в них употребляются некоторые суждения или утверждения, с которыми испытуемый должен выразить свое согласие или несогласие), продуктивные (здесь применяется тот или иной вид собственный творческой продукции испытуемого: вербальной, образной, материальной, спонтанно созданной или воспроизведенной по инструкции самим испытуемым), действенные (испытуемый получает

задание выполнить некоторый комплекс практических действий, по характеру которых судят о его психологии), физиологические (в данном случае психодиагностика производится на основе анализа непроизвольных физических или физиологических реакций организма человека).




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: