Метод опроса в психодиагностике: метод наблюдения, бесед, анализ продуктов деятельности, контент-анализ

Наблюдения –метод психологической диагностики, дающий обширную информацию о человеке и незаменимый там, где не разработаны или неизвестны стандартизированные процедуры.

Методы психодиагностики через процедуру опроса основаны на

допущении о том, что нужные сведения о психологических особенностях человека

можно получить, анализируя письменные или устные ответы на серию стандартных,

специально подобранных вопросов.

Одним из методов психодиагностики через анализ результатов деятельности

является контент – анализ, при котором содержательному анализу по

заранее определенной схеме подвергаются письменные тексты испытуемого, его

произведения, письма, продукты деятельности.

Анализ продуктов деятельности (контент-анализ). Это количественно-качественный анализ документальных источников (письма, автобиографии, дневники, фотографии, записи на киноплёнке, произведения искусства, материалы средств массовой информации, газеты, журналы), позволяющих изучать продукты человеческой деятельности.



Классификация психодиагностических методик (Захаров, Гуревич, Столин-Бодалёв, Белова).

По А.А.Бодалеву. В.В.Столину:

1. по характеристике того методического принципа, который предложен в основу данного приема:

А) объективные тесты методики решения задач с нахождением правильного ответаю

Б) стандартизированного самоотчета (все личностные опросники)

В) открытые тесты опросники (нестандартизированные личностные опросники).

Г) шкальные техники – предполагает оценку выраженностью субъекта тех или иных качеств (внимательность).

Д) проективные методы.

Е) диалогические техники, стандартизированные наблюдения.

2. по мере вовлеченности в диагностическую процедуру самого психодиагноста и степень его влияния на результат психодиагностики (- объективные –тесты, опросники, аппаратурные методики, шкальные техники, - диалогические – беседа, интервью, некоторые проективные методики.)

По В.К.Гайде, В.П. Захарову:.

Объединяют психодиагностические методы по следующим основаниям:

По качеству (-стандартизированные, -нестандартизированные).

По назначению (- общедиагностические, -проф. пригодности, -спец. способностей, -тесты достижений).

По материалу, которым оперирует испытуемый (-бланковые, -предметные, -аппаратурные).

По количеству обследуемых (-групповые, -индивидуальные).

По форме ответа (-устные, -письменные).

По ведущей ориентации (- на скорость, - тесты мощности -трудные, не ограничены временем, - смешанные ).

По степени однородности задач (-гомогенные, -гетерогенные).

По комплексности (-изолированные, -тестовые наборы(батареи)).

По характеру ответов на задачи (-с предписанными ответами, -свободные ответы)

По области охвата психического (-интеллектуальные, -тесты личности).

По характеру умственных действий (-вербальные ,-невербальные).

К.М.Гуревич:

--малоормализованные (опрос, наблюдение, анализ продуктов деятельности);

--формализованные (тесты, опросники,проективная техника, психофизиологич.м етодики)

Содержательная характеристика метода наблюдения.

Метод наблюдения. 1) неконтролируемое или контролируемоё; 2) простое или включённое.

Наблюдение--это научное целенаправленное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. К достоинствам наблюдения следует отнести: естественность, независимость от умения испытуемых оценивать свои действия, возможность оценить отдаленные последствия воспитательных воздействий и др. Недостатками являются: пассивность, наличие элементов субъективизма, недоступность данному методу некоторых скрытых проявлений психики /переживания, мысли, мотивы/.

Н аблюдение - целенаправленное,систематическое восприятие обследуемого объекта, на основе регистрации, избранных показателей (единиц, признаков) характеризующих особенности изучаемого явления.

Существуют 2 противоположные точки зрения -1) в качестве объекта выступает человек или группа, 2) психический феномен или явление.

Предметом наблюдения выступает вербальное и невербальное поведение человека или группы в определенной среде или ситуации.

Требования к наблюдению: -целенаправленность, -плановость,

-программа наблюдения должна включать в себя цели и задачи, объект наблюдения, предмет, наблюдаемые ситуации, способ, единицу наблюдения, инструментарий, способы регистрации, -систематичность (несколько раз), -полнота наблюдения за счет подробного протоколирования, -в обязательном порядке определять ситуацию наблюдения, выделять единицы и признаки, и способы их фиксации.

К основным формам протоколирования наблюдений можно отнести следующие: признаковые или знаковые системы, системы категорий и шкалы рейтинга (оценок). Чтобы избежать субъективизма, используют шкалы рейтинга.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: