Надёжность и методы её определения. Достоверность методики

НАДЕЖНОСТЬ (устойчивость) – это такая характеристика методики, которая позволяет оценить постоянство тестовых показателей (т.е. устойчивость результатов теста к действию посторонних, случайных факторов). Для того чтобы надежность методики была высокой, методика должна быть стандартизирована (все д.б. прописано: процедура проведения, область исследования и т.д.). В качестве цифрового показателя надежности выступает коэффициент корреляции.

Виды надежности: РЕТЕСТОВАЯ НАДЕЖНОСТЬ – вид надежности, который определяется путем повторного обследования одних и тех же лиц при помощи одной и той же методики.

НАДЕЖНОСТЬ ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ФОРМ – проверяется с помощью взаимозаменяемых форм теста (т.е. одни и те же обследуемые сначала обследуются с помощью Показатель надежности – коэффициент корреляции. одного теста, затем (через определенный интервал) с помощью другого теста). НАДЕЖНОСТЬ ЧАСТЕЙ ТЕСТА (одномоментная надежность/ надежность-согласованность) – характеристика надежности осуществляется путем анализа устойчивости результатов отдельных совокупностей тестовых задач или единичных заданий теста.

Наиболее высокий показатель надежности обеспечивает надежность параллельных форм. Но она ограничивается техническими возможностями.

Стандартизация и методы ее определения. Репрезентативность выборки.

Диагностическая методика отличается от любой исследовательской тем, что она стандартизирована.

Стандартизация – это единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста. Таким образом, стандартизация рассматривается в двух планах: как выработка единых требований к процедуре эксперимента и как определение единого критерия оценки результатов диагностических испытаний. Стандартизация процедуры эксперимента подразумевает унификацию инструкций, бланков.

Стандартизация методики осуществляется путем ее проведения на большой репрезентативной выборке такого типа, для которого методика предназначена. Относительно этой группы испытуемых вырабатываются нормы, указывающие не только средний уровень выполнения, но и относительную вариативность выше и ниже среднего уровня.

Известно три основных вида стандартизации первичных тестовых оценок: 1) приведение к нормальному виду; 2) приведение к стандартной форме; 3) квантильная стандартизация.

Репрезентативность – это свойство выборочной совокупности представлять характеристики генеральной совокупности. Репрезентативность означает, что распределение признака в выборочной совокупности соответствует его реальному распределению – генеральной совокупности.

Условия создания репрезентативной выборки:

-- каждая единица генеральной совокупности должна иметь равную вероятность попадания в выборку;

- выборка элементов производится независимо от изучаемого признака;

- отбор элементов должен производиться из однородных совокупностей;

- число единиц в выборочной совокупности должно быть достаточно большим;

- выборка и генеральная совокупность должны быть, по возможности, статистически однородными (об однородности говорит равенство средних значений и т.п.).

Обычно используют характеристики распределения – если кривая распределения выборочной совокупности приближается к кривой нормального распределения, то такую выборку можно считать репрезентативной по отношению к генеральной совокупности.

24.Понятие психодиагностического процесса. Этапы психодиагностического исследования.

Процесс:1. Изучение практического требования. 2. Формулировка психологической проблемы. 3. Этап выдвижения гипотез. 4. Выбор метода обследования. 5. Формулировка психологического заключения.

Этапы: 1. Определение цели-- формулируется общая цель исследования и определяются его организационные и эмпирические методы. 2. Создание модели-- определяется комплекс свойств для изучения, создается возможный образ результата, формулируется гипотеза. 3. Выбор методик--к онкретизируются методики, создаются адекватные условия для их использования в экспериментах. 4. Практика-- непосредственное выполнение исследовательской работы, сбор эмпирических данных. 5. Интерпретация-- обработка полученных результатов, их объяснение с позиции конкретной научно-теоретической концепции, разработка рекомендаций по практическому использованию.

Социокультурные аспекты психодиагностики

К тестам, как методам точной психодиагностики предъявляется ряд особых требований.

Социокультурная адаптированность теста – соответствие тестовых заданий и оценок особенностям культуры, сложившимся в обществе, где данный тест используется, будучи заимствованным в другой стране.

Простота формулировок и однозначность тестовых заданий – в словесных и иных заданиях теста не должно быть таких моментов, которые могут по-разному восприниматься и пониматься людьми.

Ограниченное время выполнения тестовых заданий – полное время выполнения заданий психодиагностического теста не должно превышать 1,5-2 часов, т. к. сверх этого времени человеку трудно сохранить свою работоспособность на достаточно высоком уровне.

Наличие тестовых норм для данного теста – репрезентативные средние показатели по данному тесту, - т. е. показатели, представляющие большую совокупность людей, с которыми можно сравнивать показатели данного индивида, оценивая уровень его психологического развития.

Норма теста – средний уровень развития большой совокупности людей, похожих на данного испытуемого по ряду социально–демографических характеристик.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: