Основные группы методов в психодиагностике и их классификация

Метод представляет собой способ выполнения чего - либо, который может включать упорядоченную работу с фактами и концепциями, принципы и способы сбора, обработки и анализа информации, а также принцип воздействия на объект. В классификации методов психологического исследования Б.Г.Ананьева психодиагностические методы относятся к группе эмпирических, наряду с методами наблюдения, эксперимента, моделирования и другими методами психологии, позволяющими получить научную информацию об исследуемом предмете. В психодиагностическом исследовании, основными методами эмпирического способа добывания данных являются: психодиагностические методы, которые составляют различные психодиагностические, стандартизированные и проективные методики.                       Классификации психодиагностических методов:

1.Методы психодиагностики на основе наблюдения.

2.Опросные психодиагностические методы.

3.Объективные психодиагностические методы, включая учет и анализ

поведенческих реакций человека и продуктов его труда.

4.Экспериментальные методы психодиагностики.

Можно различать диагностические методы, основанные на заданиях, которые предполагают правильный ответ, либо на заданиях, относительно которых правильных ответов не существует К первой группе относятся многие тесты интеллекта, тесты специ­альных способностей, некоторых личностных черт (например, тест Равена, диагностическая процедура определения полезависимости-поленезависимости Уиткина, тест ригидности Лучинса и др.). Диаг­ностические методики второй группы состоят из заданий, которые характеризуются лишь частотой (и направленностью) того или иного ответа, но не его правильностью. Таковы большинство личностных опросников (например, тест 16PF Р Кеттелла):

Во-вторых, можно различать вербальные и невербальные психо­диагностические методики.

Третье основание, используемое для классификации психодиаг­ностических методик, - это характеристика того основного методи­ческого принципа, который положен в основу данной методики. По этому основанию обычно различают: 1) объективные тесты; 2) стан­дартизованные самоотчеты, которые в свою очередь включают: а) те­сты-опросники; б) открытые опросники, предполагающие последующий контент-анализ; в) шкальные техники; и методики классифика­ции; г) индивидуально ориентированные техники типа ролевых ре­пертуарных решеток; 3) проективные техники; 4) диалогические (интерактивные) техники (беседы, интервью, диагностические игры).

Характеризуя диагностический метод, мы также должны подчеркивать, что любое диагностическое обследование должно включать в себя элементы объяснения, раскрытие причин и выработку соответствующих рекомендаций. Требования: операционализации и верификации. О перационализация предполагает теоретический, а верификация – практический шаг.


 


Малоформализованные методы в психодиагностике: проективные методики.

К малоформализованным методикам следует отнести такие приемы как наблюдения, опросы, анализ продуктов деятельности. Эти способы дают очень ценные сведения об испытуемом, особенно когда предметом изучения выступают такие психические явления, которые плохо поддаются объективизации (например, субъективные переживания, личностные смыслы) или являются чрезвычайно изменчивыми (динамика целей, состояний, настроений т.д.).

 1. Метод наблюдения — преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей исследования.

НАУЧНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ — наблюдение, осуществляемое на основе продуманного плана, тщательной предварительной подготовки. Оно предпринимается со строго определенной целью, которая и определяет и время наблюдения, и отбор нужных фактов. Характеризуется постановкой проблемы, выбором ситуаций для наблюдения, определением психологических качеств или особенностей поведения.

2. Опрос. Это метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации. Методы опроса имеют некоторые различия по форме и характеру их организации. Так, они могут проводиться устно или письменно, индивидуально или в группе, один раз или многократно. Вопросы могут формулироваться в прямой форме (ответ следует понимать в том же смысле, как его понимает опрашиваемый) и косвенной (ответ предполагает расшифровку в ином, скрытом от отвечающего смысле).Одним из наиболее распространенных видов опроса является интервью.

3.Анализ продуктов деятельности (контент-анализ) — это количественно-качественный анализ документ. источников, позвол. изуч. продукты человеч. деят.письма,автобиографии,дневники и т.д.

Проективные методики:

--методики структурирования: формирование стимулов, придание им смысла (тест Роршаха);

--методики конструирования: создание из деталей единого целого;

--методики интерпретации: истолкование какого-либо события, ситуации (ТАТ) (Тематический Апперцептивный Тест)анализ свободного рассказа);

--методики катарсиса: осуществление игровой Деятельности в специально организованных условиях (психодрама);

--экспрессивные: рисование на свободную или заданную тему;

--импрессивные: требуют предпочтение одних стимулов другим (тест Люшера);

--адаптивные или методики дополнения: требуется завершить что-то (предложение, рассказ и т.д.).

Проективный подход. Классификация Розенцвейга:

1. Моторно-экспрессивные методики (все рисуночные тесты).

2. Перцептивно-структурные (методики на структурирование материала (тест чернильных пятен Роршарха)).

3. Апперцептивно-динамические (интерпретационные методики).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: