Содержательные характеристики личностных опросников

  Опросные методы (вербальные – коммуникативные или интерактивные) – группа методов получения психологической информации на основе речевого общения.

С помощью опроса можно получить инф. о фактах, событиях, сведения о мнениях, оценках и предпочтениях опрашиваемых, их потребностях, интересах, ценностях, планах.

Личностные опросники могут рассматриваться как стандартизированные самоотчеты, которые по форме могут быть групповыми и индивидуальными. Могут быть подразделены на опросники: черт личности, типологические, мотивов, интересов, ценностей, установок.

Могут проводиться устно или письменно, индивидуально или в группе, один раз или многократно. Вопросы могут формулироваться в прямой форме и косвенной.

  Прямыми называются такие вопросы, отвечая на которые испытуемый сам характеризует и непосредственно оценивает присутствие,отсутствие или степень выраженности у себя того или иного психологического качества. Косвенными именуются вопросы, в ответах на которые не

содержится прямых оценок испытуемым изучаемого свойства, но по которым, тем не

менее, косвенно можно судить об уровне его психологического развития.

 Они могут иметь открытый или закрытый характер. Закрытыми называют вопросы, предполагающие стандартизированный ответ или серию таких ответов, из числа которых испытуемый должен выбрать тот, который более всего подходит ему и соответствует его мнению. Открытыми называют такие вопросы, которые предполагают ответ, даваемый в относительно свободной форме, избираемой произвольно самим испытуемым. Ответы на такие вопросы в отличие от закрытых обычно подвергаются качественному, а не количественному анализу.

Цель: Создание мотивации к обследованию (подготовка) как положительная подготовка к диагностике. 1.Снизить тревожность. 2. Получение информации – диагностическое интервью. Клиническое интервью – оказание психологической помощи.

Содержательные характеристики психофизиологических методик.

Психофизиологические методики -- диагностируют природные особенности человека, обусловленные основными свойствами его нервной системы. Они разрабатываются отечественной школой Теплова-Небылицына и их последователями в рамках научного направления, получившего название дифференцированная психофизиология. Индивидуальные различия, обусловленные свойствами нервной системы, не предопределяют содержания психического развития. Они находят свое проявление в формально-динамических особенностях психики и поведения человека (в быстроте, темпе, выносливости, работоспособности и т.д.). Они лишены оценочного подхода к индивиду. Методики являются аппаратурными: ЭЭГ и др. Носят индивидуальный характер.

Психометрические основы психодиагностики.

Психометрика – область ПД, связанная с теорией, практикой и измерениями ПД.

Методологическая дисциплина (по отношению к ПД): обосновывает требования к:

- измерительным психодиагностическим методам;

- процедурам разработки теста;

- применению процедуры статистического анализа;

- адаптации методик к новым условиям их применения;

- интерпретации тестовых данных (проблема критерия и т.п.).

Основные психометрические характеристики: --- надежность;--валидность.

21.Валидность и методы её определения. Точность методики.

Валидность – это такая характеристика, которая показывает то, что измеряет данная методика и насколько хорошо она это делает. В. может быть практической и теоретической.                Валидность теоретическая определяется по соответствию показателей исследуемого качества, получаемых с помощью данной методики, показателям, получаемым посредством других методик — таких, с показателями которых должна существовать теоретически обоснованная зависимость. Теоретическую валидность проверяют по корреляциям показателей одного и того же свойства, получаемым при помощи разных методик, опирающихся или исходящих из одной и той же теории.

Валидностъ эмпирическая проверяется по соответствию диагностических показателей реальному поведению, наблюдаемым действиям и реакциям испытуемого. Если, например, с помощью некоторой методики мы оцениваем черты характера у данного испытуемого, то применяемая методика будет считаться практически или эмпирически валидной тогда, когда мы установим, что данный человек ведет себя в жизни именно так, как предсказывает методика, т.е. в соответствии с имеющейся у него чертой характера.

По критерию эмпирической валидности методику проверяют путем сравнения ее показателей с реальным жизненным поведением или результатами практической деятельности людей.

Валидностъ внутренняя означает соответствие содержащихся в методике заданий, субтестов, суждений и т.п. общей цели и замыслу методики в целом. Она считается внутренне невалидной или недостаточно внутренне валидной тогда, когда все или часть включенных в нее вопросов, заданий или субтестов измеряют не то, что требуется от данной методики. Валидностъ внешняя — это примерно то же самое, что и эмпирическая валидность, с той лишь разницей, что в данном случае речь идет о связи между показателями методики и наиболее важными, ключевыми внешними признаками, относящимися к поведению испытуемого.

При создании методики сразу оценить ее валидность трудно. Обычно валидность методики проверяется и уточняется в процессе ее достаточно длительного использования.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: