Психология личности учителя

Личность учителя (ее ценностные ориента­ции, смыслы, идеалы) определяет сущность педагогической деятельности и общения: ради чего трудится учитель, какие он ставит цели и задачи, какие выбирает способы и средства достижения целей и решения задач. Поэтому личность явля­ется центральным фактором в труде учителя.

Структура личности учителя включает:

мотивацию личности (направленность личности и ее виды);

свойства личности (педагогические способности, характер и его черты, психические процессы и состояния личности);

интегральные характеристики личности (педагогическое само­сознание, индивидуальный стиль, креативность как творче­ский потенциал), определяющие неповторимость и уникаль­ность личности учителя.

Мотивация личности обусловлена ее направленностью, включающей ценностные ориентации, мотивы, цели, смыслы, идеалы.

Направленность личности определяет систему базо­вых отношений человека к миру и самому себе, смысловое единство его поведения и деятельности, создает устойчивость личности, позволяя противостоять нежелательным влияниям извне или изнутри, является основой саморазвития и профес­сионализма, точкой отсчета для нравственной оценки целей и средств поведения. В целом в направленности учителя могут быть выделены: гражданская, познавательная и самообразовательная направ­ленности.

Педагогическая направленность – это мотивация к про­фессии учителя, главное в которой действенная ориентация на развитие личности ученика (она не ограничи­вается любовью к детям).

К свойствам личности учителя относят ее способности, ха­рактер и психические состояния, уровень развития отдельных психических функций (воли, интеллекта, речи и др.).

 

Индивидуальные стили деятельности педагога.

Стили педагогической деятельности прежде всего дифференцируются на три общих рассмотренных выше вида:

1) авторитарный (Обучающийся рассматривается как объект педагогического воздействия, а не равноправный партнер);

2) демократический; (равноправный партнер в общении);

3) либерально-попустительский. (Педагог уходит от принятия решений, передавая инициативу обучающимся, коллегам.);

Характеристики индивидуальных стилей педагогической деятельности (Автор А. К. Маркова)

В основу различения стиля в труде учителя были положены следующие основания: содержательные характеристики стиля; динамические характеристики стиля; результативность. На этой основе авторами выделены четыре типа индивидуальных стилей, характеризующих современного учителя. Эмоционально-импровизационный стиль (ЭИС). Учителя с ЭИС отличает преимущественная ориентация на процесс обучения. Объяснение нового материала такой учитель строит логично, интересно, однако в процессе объяснения у него часто отсутствует обратная связь с учениками. Эмоционально-методичный стиль (ЭМС). Для учителя с ЭМС характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, высокая оперативность, некоторое преобладание интуитивности над рефлексивностью. Такого учителя отличает высокая оперативность, он часто меняет виды работ на уроке, практикует коллективное обсуждение.

Рассуждающе-импровизационный стиль (РИС). Для учителя с РИС характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса. Учитель с РИС меньше говорит сам, особенно во время опроса, предпочитая воздействовать на учащихся косвенным путем (посредствам подсказок, уточнений и т. д.), давая возможность отвечающим детально оформить свой ответ. Рассуждающе-методичный стиль (РМС). Ориентируясь преимущественно на результаты обучения и адекватно планируя учебно-воспитательный процесс, учитель с РМС проявляет консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности. Высокая методичность (систематичность закрепления, повторения учебного материала, контроля знаний учащихся) сочетается с малым, стандартным набором используемых методов обучения, предпочтением репродуктивной деятельности учащихся, редким проведением коллективных обсуждений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: