double arrow

Психологическая характеристика личности и ее структура.

Личность — человек, развивающийся в обществе и вступающий во взаимодействие и общение с другими людьми с помощью языка.

Психологическая структура личности образуется под воздействием следующих ее четырех подструктур, или сторон:

а) социально обусловленных свойств личности;(напрвленность), направленность личности обусловлена интересами, склонностями, идеалами, убеждениями индивида, в которых выражается его мировоззрение. Направленность включает в себя потребностно-мотивационную сферу, систему отношений. Ее характеризуют качества и формы.Потребности бывают органические (пища, воздух, вода, тепло), материальные (одежда, жилье), духовные (познания, моральные ценности, творчество), социальные (межличностное общение).

б) индивидуально приобретенного опыта (знаний, навыков, умений, привычек, уровня личной психологической культуры);

в) индивидуальных особенностей отдельных психологических процессов (форм отражения);Это активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями.Изучением объективизации психики занимается психомоторика.

г) биологически обусловленных свойств личности (темперамента, инстинктов, органических, патологических изменений, свойств).Основными движущими силами развития личности являются биогенетические и социогенетические факторы. Сторонники биологического направления утверждают, что формирование личности определяется наследственностью, т.е. в человеке от природы заложено предрасположение к конкретному виду деятельности и к определенному комплексу мотивов, а также запрограммированы этапы психического развития и порядок их возникновения. Социогенетическая концепция рассматривает развитие личности как результат прямых воздействий на нее окружающей социальной среды.

Биогенетики и социогенетики практически игнорируют собственную активность личности. Первые считают, что заложенное в человеке природой должно проявиться в жизни и не следует пытаться что-то в этом изменить. Вторые, отводя человеку пассивную роль, заставляют его приспосабливаться к окружающей обстановке. Таким образом, ни одна из этих концепций не может быть принята за основу понимания закономерностей формирования личности.

 

 

Психология групп и коллективов. Социометрическая методика.

Коллектив как группа людей, стремящихся достичь необходимых и полезных обществу целей, оказывает сильное воздействие на формирование личности, и поведение человека, так как коллектив-это всегда еще и частица общества. Как частица общества он несет в себе и черты общества в целом: идеологические, политические, экономические, нравственные и т. д., поэтому воздействие на личность человека со стороны коллектива многообразно. В коллективе личность приобретает различный опыт: социальный, взаимодействия с другими людьми, достижения цели, общественного поведения.

Для полноценного развития личности человеку необходимо общение с другими людьми. В противном случае социальные нормы и ценностные ориентации, установленные в обществе, не будут восприняты или воспримутся искаженно. В демократическом обществе индивидуальные права священны. Группа позволяет человеку выстроить верную самооценку, ведь только с помощью взгляда со стороны можно правильно воспринять и оценить себя.

Понятие группы — одно из основных в социальной психологии.

Изучая вопрос о роли группы в развитии личности, важно подчеркнуть, что на определенных этапах группа является необходимым условием развития личности. А. Маслоу и ряд других авторов подчеркивают, что в подростковом и юношеском возрасте потребность в принадлежности к группе — одна из ведущих в развитии личности.

Социометрическая техника, разработанная Дж. Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

Социометрическая процедура может иметь целью:

а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;
б) выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;
в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

Использование социометрии позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в командах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы. Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 мин.). Она весьма полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе. Но она не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких источниках.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: