Что представляет собой содержание психики?

Содержание психики определяется реальной действительностью, которая отражается в этом содержании в виде психических процессов, состояний, об­разований, свойств и социально-психологических явлений.

1. Психические процессы — это элементарные психические явле­ния, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей действительности и длящиеся от доли се­кунды до десятков минут и более. Как правило, они имеют четкое на­чало, определенное течение и ярко выраженный конец.

В целом психическое существует как живой, предельно пластич­ный, непрерывный, формирующийся и развивающийся процесс, ко­торый порождает те или иные результаты (например, чувства, образы, мыслительные операции и т. д.).

Психические процессы всегда включены в более сложные виды пси­хической деятельности и подразделяются на:

• познавательные (ощущение, восприятие, внимание, представле­ние, память, воображение, мышление, речь);

• эмоциональные (эмоции и чувства);

• волевые (воля).

2. Психические состояния более продолжительны по сравнению с психическими процессами (могут продолжаться в течение несколь­ких часов, дней или даже недель) и более сложны по структуре и об­разованию). Они определяют уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, свойственные для него в каж­дый данный момент времени. К ним относятся, например, состояние активности или пассивности, бодрости или подавленности, работо­способности или усталости, раздражительности, рассеянности, хоро­шего или плохого настроения.

3. Психические образования — это то, что становится результатом работы психики человека, ее развития и саморазвития; это психиче­ские явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта. К ним следует относить приобретенные знания, навыки и умения, привычки, установки, взгляды, убеждения и др.

4. Психические свойства — это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определен­ный качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека. К ним относятся направленность (что хочет человек?), темперамент и характер (как проявляется человек?) и способности (что может человек?). Они присущи человеку если не на протяжении всей жизни, то, по крайней мере, достаточно длитель­ного периода времени.

5. Социально-психологические явления — это психологические феномены, обусловленные взаимодействием, общением и взаимовли­янием людей друг на друга и их принадлежностью к определенным социальным общностям (классам, этносам, малым и большим груп­пам, религиозным конфессиям и т. д.).

Психические процессы, состояния, свойства и образования челове­ка и социально-психологические явления выделяются только для це­лей изучения. В действительности же все они все они выступают как единое целое и взаимно переходят друг в друга. Так например, состоя­ние, которое часто проявляется, может стать склонностью, привычкой или даже.

 

88. Сформулируйте определение понятия "эмоциональный процесс", проанализируйте классификацию эмоциональных процессов по их психологическим особенностям и закономерностям протекания.

Эмоциональный процесс, эмоциональный феномен, эмоциональное состояние, эмоция (от лат. emoveo — потрясаю, волную), сленг. аффе́кт (от лат. affectus — страсть, душевное волнение) — психофизиологический процесс, мотивирующий и регулирующий деятельность (поведение, восприятие, мышление), отражающий субъективное значение объектов и ситуаций, и представленный в сознании в форме переживания. Среди эмоциональных процессов выделяют аффекты, эмоции, чувства и настроения.

Классификации

Различные исследователи по-разному понимают эмоциональные процессы и по-разному их классифицируют. Существуют теории (например двухфакторная теория эмоций С. Шехтера), которые даже предполагают существование только одной эмоции, которая, в зависимости от различных факторов, может вызывать те или иные переживания. Согласно таким теориям классифицировать становится нечего.

Многие западные исследователи, изучая эмоциональные процессы, уделяют им внимание как целому, сосредотачиваясь на общих закономерностях и природе явления. Такие исследователи обычно используют понятие «эмоция» для обозначения любых эмоциональных процессов, а задача классификации выходит за рамки их работ. Например, К. Э. Изард предполагает, что существует набор из 10 базовых эмоций, а все остальные эмоциональные процессы рассматривает как их комбинацию и модификации. Соответственно, основное внимание он уделяет именно базовым эмоциям, а не классификации производных.

Аффекты, эмоции, чувства, настроения

В отечественной психологии широкое распространение получила практика классификации эмоциональных процессов на аффекты, эмоции и чувства, в зависимости от их психологических особенностей и закономерностей протекания[2]. Часто настроениятакже выделяют как отдельный класс[4]. В результате получается следующая классификация:

Аффекты — кратковременные и интенсивные эмоциональные процессы, сопровождающиеся резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в работе внутренних органов. Например, испуг.

Эмоции — более продолжительные и менее интенсивные, чем аффекты, эмоциональные процессы, отражающие субъективное значение ситуаций, но не конкретных объектов самих по себе. Например, тревога.

Чувства — более продолжительные и менее интенсивные, чем аффекты, эмоциональные процессы, отражающие субъективное значение конкретных объектов. Например, ненависть.

Настроения — достаточно продолжительные эмоциональные процессы невысокой интенсивности. Например, скука.

Базовые эмоции

Многие исследователи пытаются, по различным основаниям, выделить так называемые базовые или фундаментальные эмоции — то есть те элементарные эмоциональные процессы, из которых складывается всё многообразие


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: