Произвольная памятьпредполагаетналичие специальнойцелизапомнить,которуюставитчеловекиприменяетдляэтогосоответствующиеприемы,производит волевыеусилия.
Непроизвольнаяпамять-неиссякаемый источникпознания.Вразвитииипамятинепроизвольное запоминаниепредшествуетпроизвольному.
Индивидуальные особенности памяти.
Памятиобусловленыне тольковзаимодействиемсигнальныхсистем,ноитем,какой
Анализаторявляетсяучеловекаведущимзапоминаниии
воспроизведении.Так, зрительный типпамятинуждаетсяв
зрительномвосприятиитого,чтозапоминается.Есть преимущественнаяпамятьназапахи,назвукии шумы, вкусовая,осязательная,эмоциональная.
ДвигательныйтипПредставленияхарактеризуютсянаглядностью, т.е. прямымсходствомссоответствующимипредметамии явлениями
Представление-этообобщенноеотражение окружающегомира.
Хорошаяпамять-этоспособностибыстроимного запоминать,точноивовремявоспроизводить.
Развития памяти у детей.
с пятого месяца жизни становится возможным образование условно-рефлекторных связей со всех анализаторов. С этого момента отмечается узнавание ребенком окружающих лиц и предметов. Ребенок улыбается и всплескивает руками при виде матери, тянется и схватывает знакомые предметы, что не наблюдается в первые месяцы жизни.В раннем детстве и в младшем дошкольном возрасте память имеет непреднамеренный, непроизвольный характер. В этом возрасте перед ребенком еще не возникают задачи запомнить что-либо для воспроизведения в будущем. Двух - трехлетний ребенок запоминает только то, что имеет для него актуальное значение в данный момент, что связано с его непосредственными жизненными потребностями и интересами, что оказывает на него сильное эмоциональное действие.
|
|
Понятие о мышление.
Мышление - психический процесс обобщённого и опосредованного отражения устойчивых, закономерных свойств и отношений действительности, существенных для решения познавательных проблем, схематической ориентации в конкретных ситуациях
Операции мышление
Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза, абстракции, обобщения и конкретизации.
Сравнение — это сопоставление предметов и явлений с целые найти сходство и различие между ними
Анализ и синтез — важнейшие мыслительные операции, в единстве они дают полное и всестороннее знание действительности. Анализ дает знание отдельных элементов, а синтез, опираясь на результаты анализа, объединяя эти элементы, обеспечивает знание объекта в целом
Абстракция — это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных признаков и свойств.
|
|
Процессам абстрагирования и обобщения противоположен процесс конкретизации. Конкретизация — это мысленный переход от общего к единичному, которое соответствует этому общему.
В учебной деятельности конкретизировать — значит привести пример, иллюстрацию, конкретный факт, подтверждающий общее теоретическое положение, правило, закон
Речь и ее функции.
Речьявляетсянетолькоформой,ноиорудием мышления.Выражаямысливразвернутойсловеснойформе,мыспособствуемуспехумыслительнойдеятельности. Речь помогаетмыслить.Необходимостьвыразитьмысль словами, сообщитьеедругомучастотребует дополнительного,тщательногопродумыванияее.Вэтихслучаяхмы замечаем, чтокое-чтоизтого,чтонамказалосьуже ясным, понятным,нуждаетсявуточнении,вболееглубокоми основательномобдумывании.Подборслови выражений, необходимыхдлясообщения,побуждаетнасвдумыватьсяв деталимысли,иногдадажевтончайшиеоттенкиеесодержания.
60.понятие о воображении и его физиологические основы.
Воображение – познавательный психический процесс, заключающийся в создании новых образов путем привидения старых знаний в новые сочетания.Физиологической основой воображения является образование временных нервных связей, их диссоциация (распадение на отдельные элементы) и объединение в новые системы. Воображение связано и с чувствами, с деятельностью подкорковых образований мозга, которые регулируют органические процессы. Такими глубинными отделами мозга, принимающими роль совместно с корой огромных полушарий, в формировании образов и их включении в процессы деятельности.
Виды воображения.
Непроизвольное или пассивное воображение - новые образы возникают под воздействием малоосознанных или неосознанных потребностей. Это сновидения, галлюцинации, грезы, состояния «бездумного отдыха».Сон - продукт здоровой психики. Сны видят все люди. Исследования последних лет приводят ученых к мысли о том, что сновидения даже необходимы для нормальной работы нашего мозга. Галлюцинация - это тоже пассивное, непреднамеренное воображение. У людей, психически ненормальных или не совсем здоровых, образы фантазии приобретают черты реальности. У душевнобольного они конкурируют с тем, что он действительно воспринимает. Произвольное, или активное воображение - это процесс преднамеренного построения образов в связи с сознательно поставленной целью в той или иной деятельности. Этот вид воображения возникает в раннем возрасте и наибольшее развитие получает в детских играх. Воссоздающее, или репродуктивное, воображение - это построение образа предмета, явления в соответствии с его словесным описанием или по чертежу, схеме, картине. В процессе воссоздающего воображения возникают новые образы, но новые субъективно, для данного человека, а объективно они уже существуют. Творческое воображение - это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Образы создаются без опоры на готовое описание или условное изображение.Особый вид воображения - мечта. Мечта всегда направлена на будущее, на перспективы жизни и деятельности конкретного человека, конкретной личности. Мечта позволяет намечать будущее и организовывать свое поведение для его осуществления.Еще один вид творческого воображения - фантазия или мечтательность. Здесь желаемое будущее не связывается непосредственно с настоящим. К образам фантазии относят сказочно-фантастические и научно-фантастические образы.