Что происходит в процессе чтения и как приходит понимание?

 

Читатель должен «встретиться» с МК, увидеть его в тексте и «рассмотреть»; осмыслить или пережить, прочувствовать заключенную в нем информацию. Каждый МК взаимодействует с предыдущим и последующим, обогащая и углубляя наше представление о художественном тексте. Так постепенно происходит «наращивание смыслов». Причем МК в процессе чтения не складываются, а именно взаимодействуют, помогая читателю осуществить движение к смыслу произведения, понять его. Понимание и эмоциональное восприятие текста происходит в процессе постепенного «наращивания смыслов» взаимодействующих МК.

Процесс понимания текста происходит одновременно на нескольких уровнях, но он всегда связан с МК и их взаимодействием.

«Уровень монтажа» в процессе чтения (А. А. Брудный) предполагает последовательное перемещение от одного относительно законченного элемента текста к другому, расположенному после него. Текст в этом случае как бы «монтируется» в сознании читателя из сменяющих друг друга предложений, абзацев, глав, значимых единиц текста. Ситуации, отображенные в произведении, предстают в сознании читателя в измененном виде. Происходит «перецентровка» — перемещение мысленного центра ситуации с одного элемента к другому. Хотя «перецентровка» и зависит от линейного движения «вдоль» текста, от последовательного монтажа его элементов, она не обязательно представляет собой прямое перемещение мысленного центра ситуации от предыдущего отрезка к последующему. Зачастую перестройка структуры ситуации в сознании допускает скачкообразное перемещение центра. Можно выделить тип текстов, для понимания которых специфически существенное значение имеет резкое смещение центра ситуации назад, в направлении от конца к началу.

Это относится прежде всего к текстам с тайнами, к произведениям детективного жанра. Но это характерно и для таких произведений, в которых автор сознательно отступает от хронологического расположения глав и частей произведения (роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).

«Перецентровка» — перемещение мысленного центра ситуации назад — происходит и в том случае, когда это диктуется своеобразием композиции произведения. Например, завязка действия отнесена в самый конец текста. Изобразим это графически.

 

Что обозначает рефлексия процесса чтения?

 

Г. И. Богин так отвечает на этот вопрос: «...рефлексия есть способность понимать свое понимание и, если нужно, объяснять причины именно такого, а не другого понимания. При таком объяснении рефлексия и оказывается высказанной и выступает как интерпретация. Учить пониманию нельзя, потому что пониманию нельзя научить: можно только создать иллюзию понимания, заставляя повторять обломки чужого понимания... Собственно понимание достигается через рефлексию».

Чему надо учиться, чтобы не было «готового понимания» самостоятельного движения читателя к смыслу? Надо учиться рефлексии, чтобы в процессе чтения наш ум подвергал наблюдению, анализу, осмыслению нашу деятельность и способы ее осуществления. Искусство медленного чтения как раз и связано с рефлексией, которая ведет к осмысленному постижению произведения.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: