Чем отличается педагогический диалог в ситуации фронтального опроса?

 

Фронтальный опрос (этап урока) можно рассматривать как учебно-речевую ситуацию общения, имеющую смысловые компоненты:

— постановка задачи и определение темы опроса;

— запрос информации;

— сообщение информации;

— оценка полученной информации;

— подведение итога работы.

Как организуется педагогический диалог в данной ситуации? В чем заключается роль учителя в диалоге? Какими умениями должен владеть преподаватель, чтобы педагогический диалог состоялся?

Учитель руководит процессом совместного решения задачи урока, руководит учебным педагогическим диалогом в ситуации фронтального опроса учащихся. Он выступает ведущим партнером, начинает общение, развивает его, управляет им и завершает, подводя итог.

Диалог в ситуации фронтального опроса может содержать развернутые реплики, позволяющие учителю связать ответы учащихся в единое высказывание. Приведем примеры развернутых реплик:

— сообщение — вопрос — побуждение («Мы закончили изучение деепричастия, поэтому сегодняшний урок начнем с повторении. Итак, какая форма глагола называется деепричастием? С, отвечайте»);

— побуждение — вопрос («Слушаем внимательно: вопрос всем. Какие части речи относятся к служебным?»);

— оценка — вопрос — побуждение («Верно. Какое предложение называется вопросительным? Приводим примеры и объясняем»);

— оценка — вопрос («Хорошо. Какие предлоги называются производными?»);

— оценка — побуждение («Правильно. Итак, подведем итог...»);

— оценка — сообщение — оценка («Верно. Итак, мы с вами повторили тему. На вопросы вы ответили правильно. Я вами довольна»).

В речи ученика развернутая реплика включает в себя сообщение запрашиваемой информации — пример — объяснение примера или сообщение — пример в зависимости от поставленного вопроса. Приведем образец развернутой реплики ученика:

Ученик: Слово, к которому относится определение, называется определяемым. Например, я живу в большом доме. В доме каком? — большом. Определяемое слово «в доме», потому что к нему относится определение «большом».

Для ученика важно не только воспроизвести правило или определение, но и привести пример и объяснить его. Важно, чтобы ученики сами, без напоминания учителя, приводили и объясняли примеры.

Появление развернутых реплик в речи учителя в ситуации фронтального опроса обусловлено сложностью задачи проверки знаний, умений и навыков учащихся и данной ситуации. Учитель в этой ситуации синтезирует свой педагогический опыт и коммуникативные умения: поставить вопрос перед учащимися, настроить их на общение, сообщить задачу опроса, его тему, обратиться к ученику, побудить его к ответу, привлечь внимание класса, оценить полученный ответ, обобщить сказанное по теме опроса, дать общую оценку работы учащихся.

Еще Л. В. Щерба отмечал, что «язык живет и изменяется главным образом в диалоге», поэтому так важны для молодых педагогов умения и навыки ведения диалога в различных ситуациях урока.


Глава 6

 


Требования к устным развернутым

Ответам учащихся

 

 

Что представляет собой устный развернутый ученический ответ как текст?

 

Устный развернутый ответ — это текст учебно-научного подстиля со свойственной ему конкретной целеустановкой, композиционно-структурным построением и определенным речевым оформлением, в котором проявляются стилевые черты учебно-научного текста.

Основная цель ученических ответов — сообщение информации, пользуясь которой они учатся ее анализировать, рассуждать, объяснять, доказывать свою точку зрения. Дидактическая направленность текстов такого рода отражается в том, как материал отобран, систематизирован, в какой последовательности расположен, как оформлен в языковом отношении.

Подчеркнутая логичность устных ученических ответов проявляется в их композиции. Для них, как правило, характерно небольшое вступление, основная часть, где раскрывается теоретическое положение, приводятся примеры, иллюстрирующие теорию, и объяснение этих примеров, и концовка, в которой подводятся итоги.

Строгая логичность выражения мысли, доказательность обеспечивается последовательностью изложения материала (вступление — теоретическая часть — иллюстративно-объяснительная часть — концовка) и использованием грамматических средств, связывающих предложения и отдельные части устного развернутого ответа. Наиболее распространенными являются следующие лексико-синтаксические скрепы:

а) «приведу (приведем) пример», «так, например,», «например», «к примеру», «обратимся к...примеру», «возьмем такие примеры» — связывают теоретические и иллюстративные части;

б) «в этом слове (предложении, примере)...» — связывают иллюстративную и объяснительную части[2];

в) «итак», «таким образом», «значит», «следовательно», «подведем итоги» — связывают объяснительную часть и заключение;

г) «во-первых», «во-вторых», «наконец» — помогают последовательно выразить мысль;

д) «еще...», «помимо того...», «кроме этого...», «поэтому...», «потому что...» — наречия, предлоги и союзы со значением присоединения, добавления, пояснения являются средством межфразовой связи.

Все эти скрепы обеспечивают прочные смысловые связи, в первую очередь, между частями ученического ответа.

Для устного развернутого ответа характерна точность высказывания (в первую очередь мы имеем в виду терминологическую точность).

Так как в устных ответах излагаются основы наук, то естественным является употребление в высказываниях большого количества терминов и терминологических выражений. Отсюда следует, что, стремясь к точности изложения, школьники должны правильно употреблять терминологию предмета, понимать значение каждого употребленного ими термина (например, различать разделительный и смягчающий мягкий знак, звук и букву, «сомнительные» и непроизносимые согласные и т. д.).

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: