Фронтальный опрос (этап урока) можно рассматривать как учебно-речевую ситуацию общения, имеющую смысловые компоненты:
— постановка задачи и определение темы опроса;
— запрос информации;
— сообщение информации;
— оценка полученной информации;
— подведение итога работы.
Как организуется педагогический диалог в данной ситуации? В чем заключается роль учителя в диалоге? Какими умениями должен владеть преподаватель, чтобы педагогический диалог состоялся?
Учитель руководит процессом совместного решения задачи урока, руководит учебным педагогическим диалогом в ситуации фронтального опроса учащихся. Он выступает ведущим партнером, начинает общение, развивает его, управляет им и завершает, подводя итог.
Диалог в ситуации фронтального опроса может содержать развернутые реплики, позволяющие учителю связать ответы учащихся в единое высказывание. Приведем примеры развернутых реплик:
— сообщение — вопрос — побуждение («Мы закончили изучение деепричастия, поэтому сегодняшний урок начнем с повторении. Итак, какая форма глагола называется деепричастием? С, отвечайте»);
|
|
— побуждение — вопрос («Слушаем внимательно: вопрос всем. Какие части речи относятся к служебным?»);
— оценка — вопрос — побуждение («Верно. Какое предложение называется вопросительным? Приводим примеры и объясняем»);
— оценка — вопрос («Хорошо. Какие предлоги называются производными?»);
— оценка — побуждение («Правильно. Итак, подведем итог...»);
— оценка — сообщение — оценка («Верно. Итак, мы с вами повторили тему. На вопросы вы ответили правильно. Я вами довольна»).
В речи ученика развернутая реплика включает в себя сообщение запрашиваемой информации — пример — объяснение примера или сообщение — пример в зависимости от поставленного вопроса. Приведем образец развернутой реплики ученика:
Ученик: Слово, к которому относится определение, называется определяемым. Например, я живу в большом доме. В доме каком? — большом. Определяемое слово «в доме», потому что к нему относится определение «большом».
Для ученика важно не только воспроизвести правило или определение, но и привести пример и объяснить его. Важно, чтобы ученики сами, без напоминания учителя, приводили и объясняли примеры.
Появление развернутых реплик в речи учителя в ситуации фронтального опроса обусловлено сложностью задачи проверки знаний, умений и навыков учащихся и данной ситуации. Учитель в этой ситуации синтезирует свой педагогический опыт и коммуникативные умения: поставить вопрос перед учащимися, настроить их на общение, сообщить задачу опроса, его тему, обратиться к ученику, побудить его к ответу, привлечь внимание класса, оценить полученный ответ, обобщить сказанное по теме опроса, дать общую оценку работы учащихся.
|
|
Еще Л. В. Щерба отмечал, что «язык живет и изменяется главным образом в диалоге», поэтому так важны для молодых педагогов умения и навыки ведения диалога в различных ситуациях урока.
Глава 6
Требования к устным развернутым
Ответам учащихся
Что представляет собой устный развернутый ученический ответ как текст?
Устный развернутый ответ — это текст учебно-научного подстиля со свойственной ему конкретной целеустановкой, композиционно-структурным построением и определенным речевым оформлением, в котором проявляются стилевые черты учебно-научного текста.
Основная цель ученических ответов — сообщение информации, пользуясь которой они учатся ее анализировать, рассуждать, объяснять, доказывать свою точку зрения. Дидактическая направленность текстов такого рода отражается в том, как материал отобран, систематизирован, в какой последовательности расположен, как оформлен в языковом отношении.
Подчеркнутая логичность устных ученических ответов проявляется в их композиции. Для них, как правило, характерно небольшое вступление, основная часть, где раскрывается теоретическое положение, приводятся примеры, иллюстрирующие теорию, и объяснение этих примеров, и концовка, в которой подводятся итоги.
Строгая логичность выражения мысли, доказательность обеспечивается последовательностью изложения материала (вступление — теоретическая часть — иллюстративно-объяснительная часть — концовка) и использованием грамматических средств, связывающих предложения и отдельные части устного развернутого ответа. Наиболее распространенными являются следующие лексико-синтаксические скрепы:
а) «приведу (приведем) пример», «так, например,», «например», «к примеру», «обратимся к...примеру», «возьмем такие примеры» — связывают теоретические и иллюстративные части;
б) «в этом слове (предложении, примере)...» — связывают иллюстративную и объяснительную части[2];
в) «итак», «таким образом», «значит», «следовательно», «подведем итоги» — связывают объяснительную часть и заключение;
г) «во-первых», «во-вторых», «наконец» — помогают последовательно выразить мысль;
д) «еще...», «помимо того...», «кроме этого...», «поэтому...», «потому что...» — наречия, предлоги и союзы со значением присоединения, добавления, пояснения являются средством межфразовой связи.
Все эти скрепы обеспечивают прочные смысловые связи, в первую очередь, между частями ученического ответа.
Для устного развернутого ответа характерна точность высказывания (в первую очередь мы имеем в виду терминологическую точность).
Так как в устных ответах излагаются основы наук, то естественным является употребление в высказываниях большого количества терминов и терминологических выражений. Отсюда следует, что, стремясь к точности изложения, школьники должны правильно употреблять терминологию предмета, понимать значение каждого употребленного ими термина (например, различать разделительный и смягчающий мягкий знак, звук и букву, «сомнительные» и непроизносимые согласные и т. д.).