Каковы требования к устному развернутому ответу?

 

Учитель, внимательно слушающий ответ ученика, должен быть готовым к полному, мотивированному (когда дается не только отрицательное мотивирование, но и положительное) анализу услышанного.

Остановимся на основных требованиях, предъявляемых к устному развернутому ответу.

Структурно ответ должен быть полным, что обеспечивается на-личием в ответе необходимых частей: вступления, основной части, включающей в себя изложение основ наук, примеров, их объяснения и концовки.

Начало и концовка ответа (если она есть) должны соответствовать теме высказывания.

Во вступительной части может быть:

— обозначена тема ответа;

— сформулировано коммуникативное намерение говорящего;

— предопределено дальнейшее содержание и построение речи.

В заключительной части:

— подводятся итоги, обобщается сказанное;

— повторяется самая важная с точки зрения говорящего информация;

— выражается отношение к предмету речи.

Теоретический материал необходимо раскрывать полно. Теория раскрыта полно, если освещены все вопросы, сформулированные в предложенной теме ответа.

Теория должна быть изложена правильно. Правильным мы считаем изложение теории в строгом соответствии с данными науки и со значением употребляемых терминов.

Иллюстративная часть должна быть представлена полно и правильно. Примеры считаются правильными, если они приводятся в соответствии с темой устного ответа и теоретической части. (Допустим, правило о правописании безударных гласных в корне слова подтверждается примерами: «колосья», «деревья»; если же это правило проиллюстрировано примерами: «дубы», «лист», то они неправильные). Примеров должно быть достаточное количество, для того чтобы проиллюстрировать каждое теоретическое положение. Предположим, ученик рассказывает о видах глаголов, но приводит пример глагола лишь одного вида. В этом случае одного примера явно недостаточно.

Примеры должны быть объяснены полно и правильно в соответствии с теоретическими положениями. Примеры считаются объясненными полностью, если учащийся указывает все условия, обусловливающие написание орфограммы (речь идет об ответе по русскому языку), если объясняются все приведенные примеры, делаются выводы, касающиеся объяснительной части ответа.

К правильному мы относим такое объяснение примеров, которое соответствует как теме ответа, так и выдвинутому теоретическому положению.

Объяснение нельзя признать полным и правильным, если анализ конкретного примера подменен указаниями общего характера.

Объяснительная часть ученических ответов довольно часто бывает перегружена лишней информацией, не имеющей отношения к теории.

Ответ должен быть последовательным и связным, что диктует использование разнообразных языковых средств, помогающих разъяснить, растолковать материал, изложить его по частям.

Интонационный рисунок речи должен соответствовать коммуникативно-речевой ситуации общения. Тональность речи учеников должна быть убедительной; необходимо стремиться избегать монотона; говорить следует в таком темпе и настолько громко, чтобы все было понятно, чтобы классу легко и комфортно было воспринимать ответ; не следует забывать о логическом ударении на особо важных словах, а также о паузах; избегать длинных неоправданных пауз, так как они мешают восприятию речи, и в важных фрагментах ответа делать паузы, дающие возможность осмыслить сказанное.

 

 

Как проанализировать устный развернутый ответ?

 

Чтобы требования к ученическому ответу запоминались школьниками, необходимо, чтобы они как можно чаще звучали на уроке. Поэтому мы считаем очень важной такую работу, которая связана с анализом ученических ответов. Причем, оценку услышанному дают сами ученики. Предварительно учитель настраивает школьников на активное слушание: «Ребята! Вы должны очень внимательно слушать, чтобы заметить все достоинства и недостатки ответа. Вам необходимо оценить ответ своего товарища, и оценка ваша должна быть справедливой, а для этого говорящему нужно обязательно указать на его ошибки и похвалить за удачные моменты ответа.

С этой целью можно предложить учащимся следующее: «Достаньте черновой блокнот, разделите страничку пополам. В левой половине вы будете записывать очень кратко (отдельные опорные слова, словосочетания), что вам понравилось в ответе (назовем эту страничку так: «Что такое хорошо...»), а в правой — его недостатки («Что такое плохо...»). Эти записи вы будете делать, слушая ответ; они помогут вам объяснить товарищу, за что вы ставите ему ту или иную отметку. Помните, как важно, оценивая труд другого человека, не обидеть его: поэтому в первую очередь похвалите за удачу, замечания же старайтесь делать в тактичной форме.

Анализ ученического ответа полезно начинать с самоанализа.

1. Слово предоставляется говорившему. Учитель обращается к нему с вопросом: понравился ли тебе твой ответ? Какие ошибки, неточности ты заметил в своем ответе («Что бы я поставил себе сам»).

2. Анализ ответа школьниками («Я бы поставил за ответ..., потому что...»).

3. Заключительное слово учителя (оценка работы выступавшего ученика и класса). Выставление оценок. За наиболее удачный и полный анализ ответа можно выставить оценку в журнал.

Обсуждение ученического ответа можно проводить иначе: каждому ряду предварительно дается задание: 1 ряд — охарактеризуйте ответ с точки зрения его строения; 2 ряд — охарактеризуйте ответ с точки зрения последовательности изложения материала и связности; 3 ряд — оцените полноту и правильное изложение материала, а также интонационное оформление ответа (темп, громкость, основной тон).


Глава 7

 


Обобщающая речь учителя

На этапе подведения итогов урока

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: