Какие языковые средства используются в обобщающей речи учителя?

 

Решение коммуникативной задачи на этапе подведения итогов урока регламентируют языковые средства обобщенности.

Отличительной особенностью речи на этапе подведения итогов урока является употребление вводно-союзных компонентов со значением обобщения, заключения сказанного. Их можно условно разделить на три группы. Первую группу составляют слова и сочетания: словом, одним словом, в общем, вообще; во вторую группу входят: наконец, в конце концов; в третью — итак, таким образом.

Вводные слова в общем, вообще выражают отношения вывода, заключения, отношения частных сообщений к общей последовательности мыслей.

Вводные слова словом, одним словом употребляются для обозначения логической связи мыслей при кратком обобщении, подведении итогов сказанного.

Вводно-союзные компоненты словом, одним словом, в общем, вообще как средства связи представляют собой вводные слова, употребляемые в роли союзов для выражения обобщения изложенной ранее ситуации.

Вводно-союзные компоненты наконец, в конце концов могут выполнять функции заключительного союза при перечислении. Но более значимым является их употребление в функции союза со значением обобщения ранее сказанного. С помощью этих компонентов вводится заключительная мысль при изложении временной последовательности действий, фактов, явлений и т. д.

Вводно-союзные компоненты этой группы обозначают отношение высказанной мысли к предшествующему сообщению, усиливая выразительность высказывания.

Вводное слово итак в словарях толкуется как союз, который начинает собой предложение, содержащее вывод из предыдущего. Но у него есть и самостоятельное лексическое значение, близкое к значению сочетания таким образом, — обобщение ранее сказанного, подведение итога, вывод. Однако между ними есть некоторое различие: таким образом не только указывает на вывод, но и напоминает о ранее сказанном и тем самым подводит к выводу, а итак имеет значение вывода с оттенком следствия.

Поскольку имеющиеся в языке средства обозначения предмета и существующие между ними отношения предполагают возможность выбора, употребление местоимения — это один из способов перехода от одного типа номинации к другому.

Лексическое значение и особенности изменения местоимений зависят от соотношения их с другими частями речи — существительными, прилагательными и числительными. В связи с этим соотношением выделяем:

1) местоимения-существительные (обобщенно-предметные): я, ты, мы, вы, он, они, себя, кто-то, кто-нибудь и др. Они обобщенно указывают на лицо или прямой объект:

Учитель: Итак, я обобщаю, а далее попрошу кого-нибудь повторить и сделать вывод...

2) местоимения-прилагательные (обобщенно-качественные): мой, твой, свой, наш, ваш, какой, который, этот, иной и др. Обобщенно указывают на признак, как прилагательные.

Учитель: Наша работа на сегодня завершена...

3) местоимения-числительные (обобщенно-количественные): сколько, столько. Указывают на неопределенное количество:

Учитель: Итак, мы сегодня столько раз повторили правило... Перечисленные языковые средства помогают учителю в организации обобщающей речи на этапе подведения итогов урока.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: