Что представляет собой подведение итогов как структурный компонент урока?

 

Ситуацией педагогического общения, завершающей урок, обычно является подведение итогов урока.

Этот в целом непродолжительный, но весьма важный момент урока никогда не должен выпадать из поля зрения педагогов. Завершая работу, учитель обычно спрашивает учащихся о том, чему они научились на уроке, что узнали нового по сравнению с тем, что им было известно ранее, какие трудности в усвоении материала они встретили и т. п.

Кроме этих, ставших традиционными, вопросов, учитель обращает внимание класса на особенности работы над учебным материалом в домашних условиях, называет фамилии учеников, которые стали успешнее работать на его уроках, дает в тактичной форме советы тем, кому необходимо изменить свое отношение к учебе в лучшую сторону, и т. п.

Учитель, организующий речевое общение с учащимися на разных этапах урока, в том числе на этапе подведения итогов урока, должен стимулировать и активизировать их познавательную деятельность.

В дидактике выделяется ряд условий, способствующих проявлению творческой активности школьников:

— наличие у учащихся действенных мотивов, заставляющих их быть активными, применять изученное, действовать, искать;

— свободное владение учащимися ранее изученным материалом, а также определенными логическими и техническими умениями (умение сравнивать, умение выделять главное, умение доказывать, опровергать и т. п.);

отсутствие робости, скованности, страха перед возможными неудачами.

Учебно-речевая ситуация с задачей обобщения реализуется на этапе подведения итогов урока.

Обобщение, которое является компонентом каждого урока, представляет логическую, мыслительную операцию, благодаря которой учитель должен подвести итоги урока.

Уточнение темы урока, знание программных требований позволяет определить и сформулировать дидактические задачи каждого урока и соответственно содержание того момента, который принято называть подведением итогов урока.

Следует отметить, что подведение итогов урока включает не только обобщение того, что узнали и чему научились дети на уроке, но и оценку деятельности всего класса, отдельных учеников.

 

 

Каковы признаки обобщения как речевого жанра?

 

Обобщающая речь учителя — самостоятельный жанр. Он относится к педагогическим речевым жанрам, так как используется в профессиональной деятельности, имеет определенную коммуникативную цель, задачи, особую сферу общения.

Коммуникативная целеустановка обобщающей речи учителя формируется в начале учебно-речевой ситуации подведения итогов урока. Коммуникативное намерение учителя — проанализировать, обобщить, сделать выводы, оценить деятельность учащихся на уроке.

В качестве адресата выступают учащиеся класса, в котором проводится урок.

В роли адресанта могут выступать учитель/ученик: (монолог).

Социальные отношения и фоновые знания коммуникантов определяют выбор стиля общения.

Обобщающая речь учителя состоит из следующих компонентов:

Обращенный запрос обобщающей информации.

Ребята, с какой частью речи мы познакомились на уроке и что нам стало известно о ней?

Обобщенное изложение полученной информации (учитель/учащиеся).

Правильно, ребята! Следовательно, местоимения не называют предметы, а только указывают на них, на их признак или количество. Местоимение изменяется по родам, падежам, а некоторые по числам. В предложении местоимения могут выполнять функцию подлежащего, определения, уточнения.

Оценка деятельности учащихся на уроке.

Ребята, вы хорошо работали на уроке! Особенно вы помогли мне во время объяснения нового материала. Все отвечавшие получают следующие оценки...

Чтобы подготовить обобщение в ситуации подведения итогов урока, нужно уметь:

— формулировать дидактическую цель урока;

— запрашивать обобщающую информацию;

— корректировать деятельность учащихся;

— строить обобщающие монологические высказывания (обобщать имеющуюся информацию);

— оценить высказывания учащихся, так как оценка призвана формировать в ребенке такие качества, как уверенность в себе, самоуважение, уважение к педагогу.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: