double arrow

Р.Декарт как основатель рационализма. (Декарт Р. «Рассуждения о методе»).


Имя французского мыслителя Рене Декарта (1596-1650) связано в истории философии с обоснованием рационалистической философии. Он происходил из знатной семьи, его отец был советником парламента. Рене Декарт очень хорошо знал математику. В 1619 во время тридцатилетней войны с ним произошёл весьма интересный случай. Так как было холодно, он, чтобы согреться, решил забраться в печь и просидел в ней целый день, размышляя на философские темы. Когда он оттуда вышел, то уже наполовину продумал свою философию.

Декарт был не только философом, но и математиком и физиком. В своих главных философских сочинениях, таких как «Рассуждение о методах» и «Метафизические размышления» Декарт изложил принципы его рационалистического учения.

В рационализме именно разум является источником знаний, а не опыт, как считал Бэкон. Он поставил на первое место разум, сведя роль опыта к простой практической проверке данных интеллекта.

 

Сенсуализм Дж. Локка.

Пролтивоположен рационализму. Критика теории врожденных идей. Знания сами по себе возникнуть не могут. Только опыт и органы чувств. В пример дикари и сны. Рефлексия – деятельность души, представляет собой способность души обращать свой взор на собственные состояния, порождая при этом новые психические продукты в виде идей об идеях.»как бы внутренний опыт».Единство форм познания.Учение о простых и сложных идеях. Механизмы – ассоциации – ненадежные сочетания идей, соединение, отношение и обособление.Частные -абстрагирование (отвлечение, обособление). Философ приписывает речи две функции: функцию выражения и функцию обозначения. Но слова и речь – это не только орудия мышления, но и средство обмена идеями и мыслями. Ошибка – в исп. Без идеи. Познание Локк определял как установление соответствия или несоответствия двух идей, причем адекватность познания зависит от способов восприятия душой своих идей. Их три: интуитивный, демонстративный и чувственный. Познавательные силы не исчерпывают всего богатства душевной жизни человека. Наряду с ними в душе имеется другой ряд психических явлений, тесно связанных с познавательными силами и названных Локком силами желания или стремления. Побудительные - воля и эмоциональное состояние – удовольствие и страдание.




 

Методы и формы научного познания.

Формы развития научного знания

Наука функционирует и развивается благодаря взаимодействию всех ее компонентов, структур и форм познания. Научное познание начинается с выдвижения проблемы. Они могут возникать внутри самой науки (противоречие между теорией и новыми фактами), а также быть обусловлены некими внешними обстоятельствами. Решение проблемы с необходимостью предполагает выдвижение гипотезы.Гипотеза– это предположение, в рамках которого получает объяснение некоторая проблема. Очень часто выдвижение гипотезы происходит по схеме правдоподобного условно-категорического силлогизма: от утверждения следствия мысль движется к утверждению основания. Однако полученный вывод необходимо доказать. В этом и состоит во многом работа ученого.



Важнейшая функция гипотезы в естествознании заключается в расширении и обобщении известного опытного материала. Гипотезы могут строиться с использованием методов, правил и процедур как индуктивной, так и дедуктивной логик. Поэтому гипотезы могут быть эмпирическими, дедуктивными, математическими.

Существуют разные методы построения научных теорий:

· Аксиоматический. Впервые был применен Эвклидом для построения начальной геометрии. Этот метод позволяет устанавливать новые закономерности, связи между понятиями и теориями, которые ранее казались обособленными друг от друга.

· Гипотетико-дедуктивный метод. Наибольшее распространение получил в естествознании и опытных науках. Суть его в том, что конструируется иерархически построенная система гипотез, логическая сила и общность которых увеличивается по мере удаления от эмпирического базиса. А в их основании находятся гипотезы, из которых выводятся конечные следствия.

 

Эмпирический и теоретический уровни научного познания.

Эмпирический уровень познания связан с предметом научного исследования, включает в себя 2 компонента – чувственный опыт (ощущение, восприятие, представление) и их первичное теоретическое осмысление.



Для эмпирического познания характерна фактофиксирующая деятельность.

Теоретический уровень заключается в дальнейшей обработке эмпирического материала. Теоретическое познание – это сущностное познание, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков.

Позиции эмпиризма: на 1-м плане – роль ощущения, непосредственные наблюдения в познании и отрицание роли теоретического мышления. Позиция рационализма: на 1-м плане – деятельность разума, приписывает ему роль единства силы познания и игнорирования значения чувственного познания.

Эмпирический уровень научного познания характеризуется непосредственным исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов. На этом уровне осуществляется процесс накопления информации об исследуемых объектах, явлениях путем проведения наблюдений, выполнения разнообразных измерений, поставки экспериментов. Здесь производится также первичная систематизация получаемых фактических данных в виде таблиц, схем, графиков и т. п. Кроме того, уже на втором уровне научного познания — как следствие обобщения научных фактов — возможно формулирование некоторых эмпирических закономерностей.

Теоретический уровень научного исследования осуществляется на рациональной (логической) ступени познания. На данном уровне ученый оперирует только теоретическими (идеальными, знаковыми) объектами. Также на этом уровне происходит раскрытие наиболее глубоких существенных сторон, связей, закономерностей, присущих изучаемым объектам, явлениям. Теоретический уровень – более высокая ступень в научном познании.







Сейчас читают про: