double arrow

Глобальные проблемы современности и пути их решения.


Глобальными проблемами называются проблемы, вставшие во второй половине XX в. перед всем человечеством, от решения которых зависит существование последнего.

1. Проблема предотвращения новой мировой войны. Поиски путей предотвращения мировых конфликтов начались практически сразу после окончания Второй мировой войны и победы над нацизмом.

2. Проблема преодоления экологического кризиса и его последствий. Эта проблема является наиболее актуальной. В процессе своей хозяйственной деятельности человек долгое время занимал по отношению к природе позицию потребителя, нещадно эксплуатируя ее, полагая, что природные запасы являются неисчерпаемыми.

3. Проблема демографического роста. Она связана с непрерывным увеличением численности проживающего на территории планеты населения.

4. Проблема разрыва в уровне экономического развития между развитыми странами Запада и развивающимися странами «третьего мира» (проблема «Север—Юг»). Суть этой проблемы заключается в том, что большинство освободившихся во второй половине XX в. от колониальной зависимости стран, встав на путь догоняющего экономического развития, не смогли, несмотря на относительные успехи, догнать развитые страны по основным экономическим показателям (прежде всего по уровню ВНП на душу населения). Во многом это было связано с демографической ситуацией: рост населения в данных странах фактически нивелировал достигнутые в экономике успехи.

Возможные пути решения:

- разоружение и военная конверсия, уничтожение запасов ядерного оружия;

- установление унифицированных правил и норм общемирового природопользования;

- сотрудничество в устранении зон экологического бедствия;

- использование альтернативных источников энергии;

- использование вторичного сырья;

- оказание содействия развитыми странами развивающимся в решении проблем нищеты, голода, болезней, неграмотности;

- помощь развивающимся странам в развитии экономики;

- выделение средств для лечения наркомании и алкоголизма;

- научное исследование проблемы СПИДа и рака;

- просвещение население о глобальных проблемах, участие СМИ в привлечении людей к решению этих проблем.

 

Учение о сознании. Основные концепции сознания.




 

 

Сознание – фундаментальное понятие социологии, психологии и философии. Сознание является основополагающей философской категорией. Существует несколько концепций сознания:

1.Субстациональная концепция сознания – сознание понимается как особая субстанциональная вещь, не требующая для своего существования других вещей. Человеческое сознание является частичкой мирового сознания.

2.Атрибутивная концепция сознания – сознание является всеобщим атрибутом материи.

3.Натуралистическая концепция сознания – сводит специфические качества сознания к характеристикам более низкого уровня – отражениям: а)вульгарный материализм: сознание – простое отправление физиологических процессов. Б)Монистический материализм: сознания не существует, существует только материалистические процессы.

 

Философия культуры. Культура и цивилизация.

Цивилизация –

- исторический процесс совершенствования жизни общества;

- образ жизни общества после выхода из первобытного состояния;

- утилитарно- техническая сторона общества, противостоящая культуре как сфере духовности и творчества

- завершающая фаза эволюции какого-либо типа культуры.

- любой отдельный социокультурный мир;

- наиболее широкая социокультурная общность, которая достигла самого высокого уровня культурного развития человека

Цивилизация предполагает усвоенность образов поведения, ценностей, норм…



Культура – способ освоения достижений.

Цивилизация в свою очередь, - это реализация определенного типа общества в конкретных исторических обстоятельствах, а культура – отношение к этому типу общества на основе различных духовно – нравственных критериев.

 

Аксиология. Понятие ценности и виды ценностей.

Аксиология – особый раздел философии, предметом которого являются ценности (axios – ценность, logos – cлово, знание). Это – учение о ценностях, философская теория общезначимых принципов, определяющих направленность человеческой деятельности, мотивацию поступков. В человеческом бытии ценности предстают как цели, смыслы и критерии оценки явлений природы, общества, культуры. Большинство философских систем в качестве высших общечеловеческих ценностей выделяют классическую триаду – Красоту, Добро, Истину.

Применяют следующие классификации видов ценностей:

по содержанию– материальные, политические, социальные и духовные;

по сферам бытия– ценности природы, культуры, социума, науки и искусства;

по субъекту–субъективно-личностныеи надындивидуальные (групповые, классовые, общечеловеческие); личностные ценности формируются в процессе образования и воспитания;

по роли в жизни человекаразличаются ценности утилитарные (жилище, питание и т.п.) и духовные; в отличие от утилитарной ценности духовная ценность имеет самодостаточный характер и не нуждается во вне ее лежащих мотивах; если утилитарные прагматические ценности определяют цели деятельности, то

духовные ценности – ее смысл.

 

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: