Практическая часть работы направлена на формирование навыков стратегического анализа среды, выбора типовой бизнес-стратегии организации. Работа над данным разделом позволит закрепить теоретические знания, сформировать умения разрабатывать планы стратегических мероприятий, составляющих содержание функциональных стратегий исследуемой организации, практически применить знания смежных дисциплин, и полученные при прохождении учебной и производственных практик. Практическая часть состоит из нескольких параграфов. Объектом изучения является конкретная российская (желательно представленная на рынке г. Красноярска) или зарубежная организация, выбранная студентом.
Краткая характеристика организации
В данном параграфе работы рекомендуется отразить основную информацию об исследуемой организации:
- название и организационно-правовая форма;
- характеристика и объемы выпуска / оказания основных товаров / услуг организации;
- характеристика рынков, на которых представлены продукты организации;
|
|
- репутация и имидж организации;
- основные исторические аспекты развития организации;
- организационная структура и др.
Рекомендуемый объем параграфа 2-3 страницы.
Анализ среды исследуемой организации
Выделяют три уровня организационной среды: макросреда (среда косвенного воздействия), микросреда (среда непосредственного воздействия) и внутренняя среда организации.
Макросреда находится за пределами влияния организации, но может оказывать существенное воздействие на отрасль, в которой она функционирует. Анализ макросреды предполагает выявление возможных изменений и специфических тенденций, которые могут быть значимы для организации, для развития мер реагирования на новые возможности и потенциальные угрозы, для принятия решений, связанных с размещением ресурсов и др.
Микросреда непосредственно окружает организацию, составляет сферы с которыми фирма взаимодействует, а также те, на которые компания сама оказывает влияние. Микросреда специфична для каждой организации, функционирующей в конкретной отрасли, на конкретном рынке.
Отрасль – это группа предприятий, которые производят сходные товары, используют рабочую силу одного уровня квалификации, имеют схожие процессы производства, технологии, каналы поставки и распределения.
Рынок – это группа потребителей со специфичным набором потребностей, которые могут быть удовлетворены одним или несколькими товарами.
Анализ микросреды включает изучение условий функционирования в отрасли, анализ предприятий в отрасли, оценку потребителей, их запросов, соответствующих товаров и предприятий, которые их производят. Анализ микроокружения позволяет оценить потенциальные отрасли для применения компетенций организации, оценить используемые и потенциальные ресурсные рынки, покупателей, угрозы, исходящие от конкурентов.
|
|
Внутренняя среда – это та часть организационной среды, которая состоит из элементов, входящих в состав компании и оказывает постоянное, непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутреннюю среду составляют миссия и цели, структура, культура и потенциал организации. Анализ внутренней среды позволяет определить потенциал организации, оценить эффективность его использования, сильные позиции организации, ее конкурентные преимущества и направления, которые необходимо совершенствовать.
Для проведения анализа среды организации на разных уровнях в курсовой работе необходимо использовать соответствующие методы:
- для анализа макросреды – СТЕП-анализ (PEST), составление профиля характеристик;
- для анализа микросреды – различные методы конкурентного и отраслевого анализа (анализ конкурентной среды в отрасли на основе модели М. Портера, ресурсной модели, картирование стратегических групп, сравнительный анализ конкурентов), составление профиля характеристик;
- для анализа внутренней среды – SW- и SNW-анализы;
- для комплексного изучения внутренней и внешней среды организации СВОТ–анализ (SWОТ).