double arrow

Конституция Российской Федерации 1993 г.


12 декабря 1993 г. была принята Конституция Российской Федерации. Россия объявлялась демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Главой государства по Конституции стал избираемый всенародным голосованием президент. В состав РФ входят 21 республика, 46 краев, 1 автономная область и     10 автономных округов, 2 города федеративного значения (Москва и Санкт-Петербург) и 49 областей.

Из Конституции Российской Федерации. 12 декабря 1993 г.

Глава 1. Основы конституционного строя

Статья 1

1. Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное пра­вовое государство с республиканской формой правления.

2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны...

…Статья 5

1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального подчинения, автономной области, автономных округов – равно­правных субъектов Российской Федерации.

…Статья 8

1. В Российской Федерации гарантируется единство экономического про­странства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, под­держка конкуренции, свобода экономической деятельности.




…Статья 13

…3. В Российской Федерации признается политическое многообразие, много­партийность.

4. Общественные объединения равны перед законом...

Глава 4. Президент Российской Федерации

…Статья 80

1. Президент Российской Федерации является главой государства...

…3. Президент Российской Федерации как глава государства в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

Глава 5. Федеральное Собрание

…Статья 94

Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом Российской Федерации...

Статья 95

1. Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Го­сударственной Думы...

Глава 6. Правительство Российской Федерации

…Статья 110

1. Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правитель­ство Российской Федерации...

Конституция Российской Федерации. М., 1997. С. 4–44.

 

Постоянно действующий законодательный орган РФ – Федеральное собрание – состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной думы.

 

Политические партии и выборы
в Государственную думу Российской Федерации

12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Совет Федерации и Государственную думу. Одновременно с ними проводился референдум по проекту новой Конституции. Выборы в Государственную думу проводились по смешанной мажоритарно-пропорциональной системе: половина мест разыгрывалась по мажоритарной системе (от каждого избирательного органа в думу попадал один кандидат-победитель) и половина – по пропорциональной системе, означавшей распределение депутатских мандатов между партиями в зависимости от количества поданных за них голосов.



Между политическими партиями и блоками развернулась настоящая предвыборная борьба за голоса избирателей. В борьбе приняли участие 13 политических объединений. Ожидалось, что наибольшие шансы на успех имеет блок Е. Т. Гайдара «Выбор России». Однако результаты выборов оказались иными. Лишь 17% голосов избирателей набрал правительственный блок. Избиратели продемонстрировали свое разочарование ходом радикальных реформ. Выборы проводились в атмосфере высокой общественной напряженности, вызванной распадом СССР, октябрьским путчем.

Наибольшей неожиданностью выборов стал успех ЛДПР (Либерально-демократической партии России) во главе с В. В. Жириновским. Избиратели отдали ей более 25% голосов. В итоге партия получила   70 депутатских мест. КПРФ (Коммунистическая партия Российской Федерации) во главе с Г. А. Зюгановым набрала 11% голосов и получила 65 мест, аграрная партия (лидер М. И. Лапшин) – противница частной собственности на землю – 47 депутатских мандатов. Таким образом, большинство в Государственной думе получили оппозиционные партии.

Первым председателем Совета Федерации стал В. Ф. Шумейко, Государственную думу возглавил И. П. Рыбкин.

Государственная дума стала не менее оппозиционной, чем отстраненный от власти Верховный Совет и Съезд народных депутатов РФ. Но реальные политические возможности нового парламента стали более ограниченными. Он уже не мог серьезно влиять на политику в стране и существенно корректировать курс президента и правительства.



В составе Государственной думы II созыва (1995) 36% мест получила КПРФ, 12% – «Наш дом – Россия» (объединившая представителей исполнительных структур власти, хозяйственников и предпринимателей), 11% – ЛДПР, 10% – «Яблоко» (блок Г. Явлинского), 17% – независимые депутаты, 14% – другие. Состав Думы определил острый характер межпартийной борьбы по всем вопросам, особенно о путях политического и экономического реформирования. Особенно негативное отношение парламентариев вызывала правительственная политика в Чечне, внешнеполитическая деятельность, направленная на сближение с НАТО.

 







Сейчас читают про: