Вторичные данные – это информация, которая уже где-то существует, будучи собранной ранее для других целей.
Маркетинговое исследование начинается со сбора вторичных данных. Сбор и анализ вторичных данных называют кабинетными исследованиями (метод ДЕСК). Вторичные данные являются базой для исследования и ускоряют его процесс, позволяют выявить вопросы, которые необходимо задавать при первичном исследовании. Они также более доступны и обходятся дешевле. При экономии времени и меньших затратах исследователи могут получать значительный объем информации по изучаемой проблеме из различных источников. Для малых и даже средних предприятий – это основной метод получения маркетинговой информации.
Источниками вторичных данных являются:
1. внутренние документы предприятия (отчеты о результатах производственно-хозяйственной деятельности, статистика сбыта, отчеты торговых агентов, отчеты о предыдущих исследованиях, рекламные материалы, прайс-листы);
2. справочно-информационные издания государственных органов, министерств, муниципальных комитетов и организаций;
|
|
3. публикации международных официальных организаций;
4. бюллетени торгово-промышленных палат и объединений, бирж, банковские бюллетени;
5. общенациональные и международные статистические издания (ежегодные, квартальные, месячные статистические сборники);
6. книги, журналы, газеты;
7. публикации учебных, научно-исследовательских, проектных институтов и общественно-научных организаций, симпозиумов, конгрессов, конференций;
8. публикуемые финансовые, бухгалтерские отчеты, прайс-листы, каталоги, проспекты и другие материалы предприятий и организаций;
9. коммерческая информация специализированных фирм;
10. электронные базы данных, сайты в Интернете;
11. материалы выставок, ярмарок, презентаций.
12. Преимущества:
- относительная дешевизна.
- быстрота ее получения.
- некоторые данные (например, о состоянии экономики страны в целом и т. п.) фирма не смогла бы получить самостоятельно.
Недостатки:
- информация может быть не соответствующей целям РИ.
- может быть устаревшей.
- надежность информации не всегда высока, методология - не всегда корректна.
Однако вторичные данные имеют ряд недостатков: возможно запаздывание информации (от месяца до нескольких лет); они могут отражать другие цели проведенного исследования; не всегда удается установить методические положения по сбору и обработке информации; трудно установить достоверность источников; возможны ошибки и неточности.
Первичные данные – информация, собранная впервые для какой-либо конкретной цели. Большинство маркетинговых исследований предполагает сбор и анализ первичных данных, позволяющих как уточнить вторичные данные, так и получить большой объем новой информации.
|
|
Организация сбора информации включает:
- определение требований к персоналу, привлекаемому к сбору первичной информации;
- чёткое определение места и времени сбора информации;
- ориентацию системы стимулирования труда персонала, привлечённого к сбору информации
- ориентацию привлечённого к сбору информации на квалифицированное и добросовестное выполнение работы;
- создание организационных предпосылок для контроля работы сборщика информации.
Для сбора первичных данных разрабатывается специальный план сбора первичных данных (табл.3).
Таблица 3
План сбора первичных данных
Методы исследования | Наблюдение Эксперимент Опрос |
Орудия исследования | Анкета Механические устройства |
План составления выборки | Единица выборки Объем выборки Процедура выборки |
Способы связи с аудиторией | Телефон Почта Личный контакт |
Преимущества:
- новые данные.
- надежность.
- фирма становится владельцем информации, остающейся секретом для конкурентов.
- данные собираются в соответствии с поставленными целями.
Недостатки:
- дороговизна.
- сложность.
- обязательность компетентных специалистов.
- временные затраты (иногда до нескольких месяцев).