double arrow

Тактика предупреждения и пресечения групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядках

Вопрос 21.

Тактика предупреждения и пресечения ГНОП И МБ. I. Определения.

Под групповыми нарушениями общественного порядка (ГНОП) следует понимать нарушение ОП двумя и более лицами с явным неповиновением законным требованиям представителей власти, повлекшим за собой нарушение работы транспорта, связи и организаций, и не предусмотренные диспозицией ст. 212 УК РФ (массовые беспорядки).

К групповым нарушением общественного порядка можно отнести:

  • нарушение установленного порядка проведения митингов и иных публичных акций (ст. 20.2 КоАП РФ);
  • групповые драки на стадионах и улицах;
  • проявление противоправного недовольства, как правило, законными действиями ОВД.

Массовые беспорядки (МБ) образуют состав преступления и могут выражаться в форме: погромов; поджогов; уничтожения имущества; применении оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств; оказание вооруженного сопротивления представителям власти и рассматриваются диспозицией статьи 212 УК РФ.

II. Организация работы

Основным органом управления силами и средствами при возникновении особых условий в соответствии с планом является оперативный штаб. Структурно оперативный штаб состоит из двух блоков: руководитель оперативного штаба и рабочая группа (аппарат). Основными задачами штаба является:

Организация предупреждения массовых беспорядков.

Обеспечение готовности сил и средств к действиям при массовых беспорядках.

Управление силами и средствами при пресечении массовых беспорядков.

Организация непосредственной работы по ликвидации последствий массовых беспорядков и др.

Для решения задач спец. операции по предупреждению и пресечению массовых беспорядков привлекаемые силы и средства формируются в группы:

  • штаб или группа управления;
  • группа связи;
  • группа разведки (наземной и воздушной);
  • группа взаимодействия со средствами массовой информации;
  • группа ведения переговоров (осуществляет ведение переговоров с участниками массовых беспорядков);
  • следственно-оперативная группа (осуществление неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий);
  • группа документирования (фото, видео, звукозапись);
  • экспертно-криминалистическая группа;
  • группа оцепления (оцепление района массовых беспорядков);
  • группа блокирования (осуществление силовых мероприятий);
  • группа эвакуации (эвакуация из районов массовых беспорядков граждан, организаций и имущества);
  • группа разграждения (разборка преград);
  • группа рассредоточения (рассредоточение толпы на части);
  • группа применения специальных средств (обеспечивает движение групп блокирования и рассредоточения);
  • группа прикрытия (обеспечивает прикрытие групп разграждения, пожаротушения и первоочередных аварийно-спасательных работ, ликвидации угрозы взрывов, экспертно-криминалистической и следственно-оперативной групп);
  • группа захвата и изъятия (изъятие активных участников массовых беспорядков);
  • группа конвоирования или сопровождения (конвоирование задержанных на фильтрационный пункт);
  • группа разбирательства с задержанными (фильтрационный пункт);
  • группа охраны объектов;
  • группа патрулирования (рассредоточение мелких групп на подступах к месту массовых беспорядков);
  • группа регулирования дорожного движения;
  • группа пожаротушения и первоочередных аварийно-спасательных работ;
  • группа ликвидации угрозы взрывов;
  • группа тылового обеспечения;
  • группа материально-технического обеспечения;
  • группа медицинского обеспечения (оказание медицинской помощи сотрудникам ОВД, принимающим участие в ликвидации массовых беспорядков);
  • резерв.

III. Тактические действия

Результативность тактических действий ОВД зависит не только от количества задействованных сил, но и в значительной, степени от их оснащенности необходимыми специальными средствами, а также от умения сотрудников обоснованно и профессионально грамотно применять их в конкретных ситуациях.

Тактические способы действий можно условно разделить на контактные и бесконтактные.

Бесконтактные:

  • оцепление места массовых беспорядков
  • документировние активных дейстий участников
  • введения нарядов и соответствующих групп в зону оцепления
  • применение различных специальных средств

Контактные:

  • расчленение и выдавливание толпы
  • задержание организаторов и активных участников беспорядков
  • оказание доврачебной помощи пострадавшим и др.

а) Бесконтактные

Бесконтактные способы (рис. 7) предполагают воздействие сил правопорядка на толпу на расстоянии — посредством использования специальных технических и иных предусмотренных законом средств (водометов, газов, мыльной пены, звукоусиливающих установок, воздухо-струйных приборов, резиновых пуль и др.). Применяя такие средства, силы правоохранительных органов постепенно перемещают толпу в заданном направлении, рассредоточивают и рассеивают ее участников. Одновременно ведутся документирование противозаконных действий, сбор доказательств, а затем и задержание правонарушителей (как правило, после рассеивания и рассредоточения толпы).

Достоинством бесконтактных способов является то, что конечный результат (прекращение массовых беспорядков) достигается с наименьшими . потерями гражданского населения и сил правопорядка. Если при контактных способах неминуема рукопашная схватка, что приводит к возрастанию агрессивности толпы, к телесным повреждениям, то неконтактные способы по сути бескровны. Разумеется, в конкретных условиях должна использоваться комбинация приемов и способов в зависимости от складывающейся обстановки, характера и масштабов массовых беспорядков.

Так, при приближении толпы к рубежу оцепления руководитель операции обязан принять меры к бесконтактному воздействию на толпу с целью ее остановки и рассредоточения.
Для этого личному составу группы оцепления ставиться задача, установить средства принудительной остановки транспорта («Диана», «Еж-М» и др.), в случаи применения его в качестве тарана (например: октябрьские события 1993 года в Москве), и использовать средства остановки людей («Спираль», «Жидкое мыло» и др.). Группе применения спец. средств отдается команда быть готовым к их применению (спец. средства: ранцевые аппараты «Облако», ручные газовые гранаты «Черемуха-6», светошумовые гранаты и устройства «Заря», «Пламя», карабины КС-23 для отстрела резиновыми пулями «Волна-Р»). Группа имеет на вооружении спец. автомобили «Лавина» и «Гидромиль».

Основная цель применения специальных средств - создать перед толпой рубеж газовых, водных и других препятствий, а также обеспечение движения групп блокирования и рассредоточения.
Для перекрытия улиц (магистралей) используется тяжелый автотранспорт.

б) Контактные

Если бесконтактный способ воздействия на толпу не привел к положительным результатам, то по решению руководителя операции дается команда на применение мер по контактному воздействию (рис. 8) на толпу.

Отечественная практика идет по пути широкого использования контактных способов, главное в которых - введение специальных группировок непосредственно в толпу с целью ее разделения, рассредоточения и рассеивания.

Разделение толпы производится в одном или нескольких направлениях на две, три части и более. Варианты выбираются в зависимости от обстановки, наличия сил и средств, количества, состава, характера действий, агрессивности толпы и т.д.

При сосредоточенности правонарушителей в «голове» толпы рекомендуется вводить группы разделения и рассредоточения (в колонну не менее чем по четыре человека) одновременно с двух сторон в направлении к центру головной части толпы. При сближении групп и «отделении» активных участников беспорядков от основной массы лиц, находящихся в толпе, одна часть колонн блокирует правонарушителей, другая - вытесняет пассивных участников толпы в близлежащие улицы и переулки. В образовавшиеся коридоры вводятся группы изъятия (и их прикрытия), которые задерживают правонарушителей в блокированной части толпы и передают их группам конвоирования для доставления на фильтрационные пункты. При этом используются наручники.
Толпа воздвигает какие-либо преграды, препятствующие работе нарядов милиции. В этом случае вводится группа разграждения, которая, поддерживаемая группой прикрытия, применяя средства разрушения преград, принимает меры к разбору и проделыванию проходов для нарядов ОВД.

Группы документирования фиксируют преступные действия участников массовых беспорядков, осуществляют сбор доказательств их вины.

Рассредоточение толпы и изъятия активных участников беспорядков должны производиться специальными формированиями внутренних войск и отрядов милиции особого назначения, которые используют шумовые эффекты и резиновые палки. Личный состав территориальных органов внутренних дел целесообразно использовать для оцепления, блокирования, фильтрации, документирования и расследования. Это, естественно, не исключает возможности его активных действий по рассредоточению толпы, но лишь тогда, когда другие силы отсутствуют, а обстоятельства вынуждают действовать немедленно - чаще всего в начальной стадии беспорядков, при малочисленной толпе.

В свою очередь руководитель операции дает указание начальнику группы патрулирования о недопущении скапливания граждан на подступах к району проведения операции, введения резервов в случае необходимости.

IV. Тактические приёмы

Для пресечения массовых беспорядков могут применяться следующие виды тактических приёмов:

  • оцепление;
  • блокирование;
  • рассечение и рассредоточение толпы;
  • задержание зачинщиков и активных участников.

Приёмы осуществляются специально создаваемыми группами, каждая во главе со старшим выполняет свой тактический приём.

Оцепление

Задача группы оцепления: образовать режимную зону в месте проведения массовых мероприятий с целью ограничения доступа в неё других участников и для обеспечения выявления и задержания организаторов и активных участников.

Виды оцепления:

"Пластичное", "Жесткое".

Оцепление осуществляется нарядами ОВД, войсками с привлечением общественности, с использованием ограждений, канатов, барьеров, автомашин и указательных знаков.

Блокирование

Задачи группы блокирования:

  • осуществление блокирования района операции и прекращение доступа в зону оцепления посторонних граждан и транспорта;
  • отделение активных участников от остальной части толпы и последующее их блокирование.

Приёмы и варианты:

"Кольцо", "Квадрат", "Барьер".

Рассечение

Задача группы рассечения: разделить на отдельные группы для обеспечения задержания, применяется одновременно с блокированием и без блокирования. Образуется коридор для групп задержания.

Обычно группа рассечения, которая состоит из групп рассредоточения, изъятия и прикрытия. Во главе группы БТР с разградительным щитом, спецмашины «Лавина» или «Гидромиль». Задачи группы - вклиниться в толпу и рассечь ее на части. В разрез входят группы изъятия и конвоирования, машины для доставления задержанных на фильтрационные пункты, в случае необходимости машины скорой помощи. При отсутствии техники рассредоточение может проводится колонной во главе которой должна находится группа применения спецсредств.

Рассредоточение

Задача: разобщить участников массового нарушения ОП и удалить их из определённого места.

Приемы и варианты:

«Клином», «Диагональю вправо (влево)», «Уступом вправо (влево)».

При рассредоточении выполняются действия по вытеснению толпы. Они проводятся одной, двумя или тремя шеренгами. Расстояние между сотрудниками до 1,5 метра. При вытеснении двумя и тремя шеренгами л/с располагается в шахматном порядке. При движении по команде командира одновременно наносятся различные удары палкой. При этом особое внимание необходимо уделить на равнение в шеренгах с целью недопущения разрывов цепи и просачивания хулиганских элементов через боевые порядки.

Задержание

Задача:

выявление, задержание и доставление в ОВД зачинщиков и активных участников групповых нарушений ОП.

Изъятие и прикрытие

Задачи группы изъятия и прикрытия

изъятие из толпы зачинщиков и наиболее активных участников массовых беспорядков при проведении специальной операции;

прикрытие группы при оказании физического сопротивления со стороны участников беспорядков;

Для изъятие из толпы зачинщиков и активных нарушителей порядка создаются группы изъятия. В них должны назначаться наиболее подготовленные в физическом отношении сотрудники. В состав группы могут входить 5-6 человек. Из них трое в полной экипировке (прикрывающие) и 2-3 без щитов (изымающие).

Исходное положение группы изъятия - за группой рассредоточения. Ей указываю: на субъекта, которого необходимо изъять. Группа рывком сближается с ним и изымает из толпы.

Перемещается группа стремительно и обязательно компактно. Изъятие осуществляется путем деморализации хулигана с помощью ударов резиновой палкой, либо применением специальных средств.

Прикрывающие после захвата субъекта обеспечивают прикрытие группы, защищая от ударов камнями, палками и другими предметами, пресекают попытки освобождения захваченного, которого выводят за группу рассредоточения и передают группе конвоирования.

V. Действия личного состава при возникновении нештатных ситуаций
Отражение нападения на здание УВД

Личный состав УВД вооружается и занимает круговую оборону внутри здания, все входа и выходы блокируются.

Принимаются противопожарные меры на случай попытки поджога здания.

Начальник УВД через громкоговорящую связь обращается к толпе с предложением прекратить беспорядки и отказаться от своих намерений, иначе будут применена физическая сила и спецсредства.

В процессе ведения переговоров с толпой к месту беспорядков прибывают специально сформированные группы по пресечению противоправных действий.

В зависимости от складывающейся обстановки руководитель операции принимает следующие меры:

  • оцепление и блокирование места возле здания УВД и прилегающей территории.
  • проводится регонстировка и принимает решение на действие по локализации очага беспорядков и недопущении - проникновения в здание УВД.
  • определяет направления сосредоточения основных усилий, порядок действия групп.
  • оттеснении основ части толпы от здания и задержание актив участников и организаторов.

Для решения задачи формируется:

  • группа применения спец средств;
  • группа оцепления;
  • группа рассредоточения;
  • группа изятия (захвата) и конвоирования.

Л/с групп обеспечивается спецсредвами и спецворужением. В зависимости от обстоятельств совместно со штурмовой группой действует группа ведения переговоров.
По сигналу руководителя операции все группы выдвигаются на исходный рубеж к зданию УВД. Производится оцепление р-на действия в 2 кольца:

Первое кольцо: оцепление прилегающих улиц, проходов и т.д., чтобы в р-н действия не проникли дополнительные группы и отдельные участники.

Второе кольцо: оцепление непосредственного места провидения операции для отсечения путей отхода организаторов и участников беспорядков.

Создаются цепочки с учётом контроля ситуации по фронту и тыла (сотрудники располагаются через одного лицом к толпе и внешней стороне оцепления). Группа охраны берёт под охрану находящиеся в р-не оцепления объекты ВГО.

Группа организации движения перекрывает движение на прилегающих улицах.

Группа ведения переговоров, используя средства усиления речи, приступает к склонению участников беспорядков прекратить противоправные действия.

Если переговоры не дали положительного результата, руководитель операции дает команду:

  • групп рассредоточения оттеснить толпу от здания (группа в 2-3 колонны прикрываясь щитами вклинивается в толпу вдоль здания и оттесняет ее от здания на расстояние освобождая место для группы рассечения (рассредоточения))
  • в случаи необходимости задействовать резерв
  • групп рассечения по центру рассекает толпу на 2 части чтоб сломить активное сопротивлении и обеспечить коридор для входа группы изъятия и конвоирования.
  • группа изъятия и конвоирования приступает к задержанию организаторов и наиболее активных участников блокирования здания.
  • группа конвоирования доставляет задержанных в специальный автотранспорт.
  • группа медицинской помощи оказывает помощь пострадавшим.
  • группа документирования осуществляет видео и фотосъемку происходящих событий и действий наиболее активных участников беспорядков.
  • в случае возникновения поджогов группа пожаротушения приступает к ликвидации очагов возгорания.
  • следственно-оперативная группа проводит оперативные мероприятия по установлению организаторов, подстрекателей и активных участников беспорядков.
  • после проведения место операции и прилегающая территория патрулируется мобильными группами, которые; осуществляют охрану общественного порядка в районе проведения операции.

Тактика предупреждения и пресечения групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядках

Массовые беспорядки являются опасным преступлением, дестабилизирующим обстановку в районах проживания граждан, подрывающим основы общества и государства, нарушающим нормальную жизнедеятельность граждан, работу предприятий, учреждений, организаций. Массовые беспорядки могут возникнуть в одном или нескольких городах, районах, населенных пунктах, одновременно или последовательно на территории республики, края, области, в отдельных местностях, на объектах железнодорожного, воздушного, водного транспорта, в исправительно-трудовых учреждениях. Органы внутренних дел , внутренние войска МВД РФ в пределах своей компетенции выполняют задачи по предупреждению и пресечению массовых беспорядков на основе Конституции РФ, законов, указов Президента других правовых актов.

1. Понятие массовых беспорядковм и групповых нарушений общественного порядка

Массовые беспорядки представляют собой правонарушения, совершаемые одновременно большим количеством людей, на значительной территории, и сопровождающиеся погромами, поджогами, разрушениями и др. Толпа может быть как случайной, так и специально собравшейся, возглавляемой или побуждаемой к действиям группой зачинщиков.

Массовые беспорядки относятся к числу чрезвычайных обстоятельств, значительно осложняющих оперативную обстановку, представляют большую общественную опасность, нарушают нормальный ритм жизни общества, вызывают широкий общественный резонанс. Участники массовых беспорядков, как правило, стараются подорвать авторитет представителей власти, оклеветать, вызвать сомнения в правомерности действий власти. При массовых беспорядках действия толпы выражаются в погромах, разрушениях, поджогах, самосудах, вооруженном сопротивлении представителям власти, разрушении зданий и других подобных действиях.

Групповые нарушения общественного порядка ( групповое хулиганство) по своим признакам сближаются с МБ, но отличаются следующими признаками:

  • Массовые беспорядки охватывают, как правило, населенный пункт или часть его. ГНОП более локальны.
  • Не сопровождаются погромами, поджогами, разрушениями.
  • Менее продолжительны по времени.
  • Массовые беспорядки направлены на подрыв основ государственного управления и общественной безопасности, а ГНОП - против общественного порядка.

В ряде случаев ГНОП возникали в местах массового отдыха граждан в результате нераспорядительности администрации, продажи билетов сверх установленной нормы, допуска к участию в мероприятии лиц, находящихся в нетрезвом виде, при несвоевременной информации об изменениях в программе, неправильного поведения спортсменов , судей , неправильных действий работников милиции (грубое обращение, необоснованное применение физической силы при незначительных правонарушениях и т.д.). 2. Ответственность: Ст. 212 УК РФ :

1. Организация массовых беспорядков, сопровождающихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а так же оказанием вооружённого сопротивления представителю власти, наказывается лишением свободы на срок от четырёх до десяти лет.

2. Участие в массовых беспорядках, предусмотренных частью первой настоящей статьи, наказывается лишением свободы на срок от трёх до восьми лет.

3. Призывы к активному неподчинению законным требованиям представителей власти и массовым беспорядкам, а равно призывы к насилию над гражданами - наказываются:

  • арестом на срок от 2 до 4 месяцев,
  • ограничением свободы на срок до 2 лет,
  • лишением свободы на срок до 3 лет.

При массовых беспорядках уголовно-наказуемыми являются действия по их организации, оказание вооружённого сопротивления представителю власти и участие в массовых беспорядках.

Под массовыми беспорядками понимается участие большого количества людей в насилии, погромах, поджогах, уничтожении имущества, применении взрывчатых веществ и взрывных устройств и оказании вооружённого сопротивления представителю власти.

Призывы - это публичные обращения к народу с агитацией не подчиняться требованиям властей, к массовым беспорядкам и насилию над гражданами.

Субъектом может быть вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Ст. 213. Хулиганство

1. Хулиганство, т.е. грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу,

Хулиганский мотив состоит в показном пренебрежении к людям и общественному порядку, наглости и грубости. Субъектом ч. 1 может быть вменяемое лицо, достигшее 16 лет, а остальными частями - 14 лет.

Когда хулиганство связано с умышленным причинением потерпевшему тяжкого вреда здоровью, такие действия квалифицируются по совокупности преступлений - ст. 213 и ст. 111 УК РФ.

Под сопротивлением понимается активное противодействие представителям власти или иным лицам, исполняющим обязанности по охране общественного порядка или пресекающим нарушение общественного порядка.

Под предметами, используемыми в качестве оружия, понимаются любые предметы, как специально приготовленные, так и подобранные до совершения или во время совершения хулиганства.

Ввиду сложности квалификации действий по этим преступлениям особое значение приобретают тактически грамотные действия милиционеров при пресечении преступлений, твердое знание квалифицирующих признаков, выявление свидетельской базы, правильное оформление документов.

3. Действия нарядов милиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков

В целях предупреждения ГНОП наряды милиции обязаны:

  • Внимательно изучать обстановку и лиц, участвующих в мероприятии, своевременно докладывать старшему о всех обстоятельствах, могущих вызвать или способствовать ГНОП, МБ и при возможности устранять их;
  • Быстро и решительно реагировать на факты хулиганских проявлений, с тем, чтобы не допустить разрастания беспорядков.

Старшему или дежурному ОВД наряд милиции выявляет и докладывает:

  • Характер, место и время возникновения инцидента,
  • На какой почве он возник или назревает,
  • Количество и контингент участников,
  • Количество собравшихся и их отношение к происходящему.

После начала МБ:

  • Немедленно сообщить дежурному по ОВД о начале МБ;
  • По согласованию с дежурным по ОВД изменить дислокацию с учетом возможности оказания помощи другими нарядами по защите особо важных государственных объектов;
  • Решительно пресекать преступления, обеспечивать защиту населения, необходимую помощь пострадавшим.

Основным органом управления силами и средствами по пресечению МБ является оперативный штаб. Его работа организуется по заранее разработанному типовому плану.

Тактически правильные действия нарядов милиции позволяют в некоторых случаях предотвратить начало МБ, а в условиях начавшихся МБ позволяют выполнять свой служебный долг с минимальными потерями.

4. Виды нарядов милиции.

Порядок использования защитных средств и спец.средств при ликвидации ГНОП и МБ

Согласно плана личный состав ОВД делится на группы, основными задачами которых являются:

  • Локализация МБ;
  • Выявление, задержание и привлечение к ответственности организаторов и активных участников МБ;
  • Рассредоточение толпы;
  • Ликвидация последствий МБ.

Группа оперативного информирования

Создается из работников УР, ОБЭП; ведет сбор информации, контрпропаганду. Возможно использование автотранспорта, патрульных вертолетов.

Группа оцепления.

Части ВВ МВД, ППС, ГАИ. Задача - локализация МБ.

Группа рассредоточения.

Спецподразделения ВВ, ОМОН, ППС. Задачи - задержание организаторов и активных участников, рассредоточение толпы. Выделяются группа применения спецсредств, группы изъятия, конвоирования.

Группа технической поддержки.

Пожарные части, броне. группы ВВ МВД, ОМОНа. Задачи - рассредоточение толпы, пожарные - тушение пожаров.

Группа документирования.

Сотрудники дознания, следствия, УР, ОБЭП, участковые уполномоченные.

Действия в группе рассредоточения будут изучены на практических занятиях. Показ видеофильмов отрывками возможен после рассмотрения 3-го вопроса, полностью - на самоподготовке. Порядок использования спец. средств изучается в курсе "Спецтехника и связь", порядок применения защитных средств и спецсредств будет изучен на практических занятиях.

При знании и неукоснительном выполнении своих обязанностей, при слаженном действии всех групп, МБ возможно локализовать и пресечь, обеспечив при этом наказание организаторов и активных участников МБ.

5. Действия нарядов милиции после ликвидации ГНОП и МБ.

Документирование действий организаторов и активных участников ГНОП и МБ.

После ликвидации МБ патрулирование территории осуществляют усиленные наряды милиции. Возможно привлечение к патрулированию ВВ, введение комендантского часа. Решением начальника ОВД личный состав может быть переведен на 12-часовой рабочий день без выходных ( на две недели УППСМ ). В пределах своих полномочий наряды милиции обеспечивают работу технических служб по ликвидации последствий МБ, оказание доврачебной помощи пострадавшим, устанавливают очевидцев совершенных преступлений, выявляют и задерживают причастных к их совершению лиц. С задержанными проводит работу СОГ, используя видео-фотоматериалы группы оперативного информирования.

Верные действия нарядов милиции после ликвидации МБ, добросовестное несение службы позволяют в наиболее короткие сроки ликвидировать последствия МБ, не допустить повторения событий, обеспечить наказание виновных.

Массовые беспорядки — преступление против общественной безопасности, заключающееся в организации и участии в массовых беспорядках, сопровождающихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также оказанием вооруженного сопротивления представителю власти.

Формы участия в МБ

Организация массовых беспорядков — действия, направленные на сбор толпы, доставка и распространение в толпе оружия, разжигание в толпе агрессивных настроений, руководство толпой в ходе погромов, поджогов, применения насилия, сопротивления органам власти и управления.

Участие в массовых беспорядках — непосредственное участие в массовых беспорядках, то есть совершение погромов, поджогов, актов насилия лично.

Силы и средства, привлекаемые к ликвидации массовых беспорядков[править | править вики-текст]

В случае возникновения массовых беспорядков в населенном пункте, к локализации, пресечению МБ, выявлению и задержанию зачинщиков привлекаются следующие силы:

  • Личный состав территориальных ОВД;
  • Специальные подразделения полиции;
  • Внутренние войска.

В местах лишения свободы, кроме перечисленных сил, привлекается личный состав Федеральной службы исполнения наказаний.

Согласно действующему законодательству большинства республик бывшего СССР, к ликвидации массовых беспорядков запрещается привлекать Советскую Армию. Данное решение было принято руководством страны после событий в Тбилиси в 1989 году, когда в ходе ликвидации массовых беспорядков были привлечены воздушно десантные части, что повлекло необоснованно высокие жертвы среди мирного населения. Данный факт обусловлен тем, что армия, в отличие от внутренних войск имеет совершенно иную подготовку и личный состав нацелен, прежде всего, на уничтожение противника. Внутренние войска, в свою очередь, проходят обучение и имеют специальные средства для ликвидации МБ с наименьшим ущербом для вреда здоровью участникам.

В ходе ликвидации МБ, личный состав использует следующие средства:

  • Специальные средства;
  • бронетранспортеры специальные;
  • Пожарные автомобили;
  • Служебные собаки.

Специальные операции (СО) — военные операции, отличающиеся от обычных операций как по целям (саботаж, разведка, подрывная деятельность и т. п.), так и по методам (повышенная секретность и скрытность). Как правило, проводятся силами специальных подразделений.

Специальная операция органов внутренних дел и внутренних войск её цели, задачи и характерные черты

Специальная операция может проводиться органами внутренних дел (органами государственной власти и управления района чрезвычайного положения) совместно с частями (подразделениями) внутренних войск для:

- задержания особо опасных и вооруженных преступников;

- пресечения массовых беспорядков в населенных пунктах;

- освобождения заложников, пресечения захвата и угона воздушного судна;

- разоружения (ликвидации) незаконных вооруженных формирований и изъятия оружия, боеприпасов, боевой техники, взрывчатых веществ и других предметов военного имущества.

Специальная операция - это комплекс оперативных, режимных, войсковых и других мероприятий, проводимых на ограниченной территории в установленные сроки по общему замыслу и под единым руководством.

Цель специальной операции - восстановление нарушенного правопорядка, задержание зачинщиков, активных участников массовых беспорядков, задержание преступников, обеспечение стабилизации обстановки в районе проведения операции, нормального функционирования предприятий, организаций и учреждений.

Основным органом управления в специальной операции является оперативный штаб, создаваемый при МВД республики, ГУВД, УВД краевой (областной) администрации. УВДТ. Для непосредственного руководства действиями войск в оперативном штабе создается войсковая оперативная группа.

Для проведения специальной операции создается группировка сил и средств, которая может состоять из групп: оцепления, блокирования, обеспечения дорожного движения, разведки, документирования действий лиц, захвативших заложников, ведения переговоров, разграждения (проделывания проходов), захвата, прикрытия (непосредственной поддержки), ликвидации угрозы взрыва, применения специальных средств, пожаротушения и аварийно-спасательных работ, эвакуации, конвоирования, фильтрации, следственно-оперативной, связи, медицинского обеспечения, материально-технического и тылового обеспечения и взаимодействия со средствами массовой информации.

Силы и средства внутренних войск, включаются в состав групп оцепления, применения специальных средств и связи. Силы и средства воинских частей по охране важных государственных объектов и обеспечение специальных грузов, кроме того, могут включаться в группу блокирования.

Силы и средства воинских частей (подразделений) включаются в состав основной группы блокирования, групп оцепления, прикрытия и снайперов.

При участии в специальной операции по пресечению массовых беспорядков в населенном пункте воинские части (подразделения) внутренних войск могут привлекаться к:

- оказанию помощи органам внутренних дел в локализации очагов массовых беспорядков;

- несению патрульно-постовой службы;

- усилению охраны (охране) зданий органов государственной власти, государственных банков, радио-, телевизионных и телефонно-телеграфных станций, других важных объектов, и мест компактного проживаний военнослужащих внутренних войск и членов их семей;

- охране фильтрационных пунктов;

- конвоированию, задержанных;

- оказанию помощи органам внутренних дел в рассредоточении толпы, вытеснении их из района операции, задержании организаторов и активных участников массовых беспорядков;

- участию в разграждение завалов и других препятствий.

При участии в пресечении массовых беспорядков в населенных пунктах силы и средства внутренних войск могут включаться в группы: оцепления, патрулирования, охраны, конвоирования, рассредоточения, блокирования, применения специальных средств, разграждения, разведки, связи, тылового и технического обеспечения, маневренные и в резерв.

Из состава органов внутренних дел дополнительно могут создаваться группы: изъятия, оперативного информирования, организации дорожного движения, пожаротушения, документирования противоправных действий следственно-оперативная, организационно-аналитическая и фильтрационный пункт.

Подразделение составляет один из элементов группировки сил и средств (боевого порядка) или действует в нескольких. Крупные элементы группировки сил и средств могут состоять из нескольких подразделений. Если для проведения специальной операции создается несколько одинаковых элементов группировки сил и средств (боевого порядка), то они нумеруются, например: группа изъятия N 1, группа изъятия N 2 и т. д.

2. Этапы проведения специальной операции

Этапы проведения специальной операции:

- организация специальной операции;

- ведение специальной операции;

- завершение специальной операции.

1. Организация специальной операции:

- принятие решения;

- постановка задач воинским частям (подразделениям);

- подготовка воинских частей (подразделений) к действиям в операции;

- организация взаимодействия, воспитательной работы, всестороннего обеспечения и управления;

- сосредоточение сил и средств районе проведения специальной операции, занятие назначенных рубежей и построение боевого порядка группировки сил и средств.

2. Введение специальной операции:

- непрерывное управление действиями подчиненных подразделений в ходе выполнения задач специальной операции;

- оценка обстановки и принятия целесообразного решения на действия подчиненных подразделений в случаях ее резкого изменения.

3. Завершение специальной операции:

- тщательный осмотр района (места) действий с целью обнаружения брошенного преступниками оружия, документов и имущества;

- выход подчиненных в район сбора;

- проверка наличия личного состава, вооружения и снаряжения (при необходимости изъятия боеприпасов);

- возможное оказание медицинской помощи пострадавшим;

- определение маршрутов выдвижения к месту дислокации (с подведением итогов).

Специальная операция может проводиться органами внутренних дел (органами государственной власти и управления района чрезвычайного положения) совместно с частями (подразделениями) внутренних войск для:

- участия в освобождении заложников;

- участия в пресечении массовых беспорядков в населенном пункте;

- участия в ликвидации незаконных вооруженных формированиях;

- участия в пресечении массовых беспорядков в исправительных учреждениях уголовного наказания в виде лишения свободы;

- участия в предотвращении и пресечении угона воздушного судна;

- участия в пресечение захвата важного государственного объекта;

- участия в розыске преступников (вооруженных дезертиров);

- участия в ликвидации последствий ЧО техногенного и природного характера;

- участия в пресечение захвата органов внутренних дел.

3. Основные способы проведения специальной операции

При проведении специальной операции внутренние войска применяют следующие способы войсковых действий: блокирование; поиск; преследование; окружение; оцепление.

Блокирование - действия подразделений (воинских частей) по изоляции участка местности (района, населенного пункта или их части) предполагаемого нахождения правонарушителей в целях воспрещения выхода из него, обеспечения их поиска и задержания.

Для этой цели из состава сил и средств назначается группа блокирования. Она состоит из нарядов, перекрывающих наиболее вероятные направления движения противника из района операции.

Рубеж блокирования должен отвечать следующим требованиям:

- проходить по тактически выгодной местности, иметь удобные подходы (подъезды) для быстрого занятия его подразделениями;

- обеспечивать хорошие обзор и обстрел перед фронтом и на флангах подразделений, скрытность расположения личного состава и огневых средств и их взаимодействие;

- позволять быстро маневрировать силами и средствами при изменении обстановки;

- благоприятствовать управлению и связи.

Боевой порядок группы блокирования состоит из боевых порядков подразделений, развернутых на рубеже блокирования, огневых средств и резерва.

Заслон - войсковой наряд численностью до взвода, предназначенный для прикрытия вероятных направлений движения разыскиваемых лиц, блокирования района проведения специальной операции. От заслона могут выделяться наблюдательные посты, секреты, дозоры.

Поиск - действия воинских частей (подразделений), направленные на обнаружение и задержание преступников в местах их вероятного нахождения. Поиск в неблокированном районе проводится в тех случаях, когда район операции большой, а сил для его блокирования недостаточно; когда по периметру этого района имеются труднопроходимые участки местности, являющиеся естественными преградами для противника.

Направление поиска необходимо выбирать с таким расчетом, чтобы подразделения, ведущие поиск, вынуждали противника отходить на открытые участки местности, на заслоны, а если операция проводится в неблокированном районе - ставили противника в невыгодное положение, облегчающее его обнаружение, преследование и ликвидацию.

Для подразделений, ведущих поиск, назначаются:

- исходный район;

- исходный рубеж для поиска;

- полоса (направление) поиска;

- уравнительные рубежи;

- рубеж встречи;

- конечный рубеж;

- участок поиска;

- район сбора.

Группа поиска выходит на исходный рубеж одновременно с занятием заслонами рубежа блокирования. Командир группы на местности уточняет каждой поисковой группе направление (полосу) ведения поиска и порядок взаимодействия соседями. Командиры поисковых групп ориентируют личный состав на местности, уточняют ему задачи.

Поисковые группы в зависимости от способа поиска принимают боевой порядок: при сплошном поиске - цепь с дозорами впереди и на флангах; при выборочном - колонна с дозорами впереди и на флангах или линия отделений.

Преследование - неотступное движение подразделений и войсковых нарядов по задержанию или ликвидации противника (нарушителя), пытающего скрыться. Оно ведется при обнаружении противника или его следов.

Преследование может возникнуть:

- при попытке противника скрыться после столкновения с войсковыми нарядами;

- при попытке противника прорваться через рубеж блокирования;

- при побеге задержанных из-под охраны или при конвоировании;

- при попытке противника скрыться от поисковой группы во время поиска

- после совершения противником диверсионного акта;

- при совершении противником рейдов. Успех преследования достигается:

- своевременным обнаружением нарушителей, их следов или других признаков нарушителей;

- своевременным принятием целесообразного решения;

- высоким уровнем подготовки личного состава и постоянной готовность резерва караула (подразделения) к действиям;

- своевременным перекрытием направлений вероятного движения нарушителей войсковыми нарядами;

- четко организованным взаимодействием войсковых нарядов (подразделений), участвующих в преследовании;

- хорошим знанием личным составом местности;

- четко организованной связью;

- правильным использованием технических средств и розыскных собак.

Преследование в зависимости от обстановки, в которой оно возникло, может быть непосредственным, по следам(направлению) и параллельным.

Оцепление - действия подразделений (воинских частей) по изоляции района (объекта) проведения массового мероприятия, специальной операции, зоны чрезвычайной ситуации в целях воспрещения несанкционированного входа (выхода) граждан в этот район (на объект).

Группа оцепления состоит из войсковых цепочек (ВЦ), нарядов на КПП.

Войсковая цепочка - войсковой наряд, предназначенный для оцепления района (участка) местности с целью воспрещения неорганизованного прохода в него граждан, а также создания направляющих коридоров для движения граждан и разграничительных прямоугольников(квадратов) в местах размещения участков массовых мероприятий. Войсковые цепочки могут быть: усиленные - с интервалом более 2м; однорядные и многорядные. Численность ВЦ может быть от отделения до роты, в ее состав могут включаться сотрудники ОВД и других взаимодействующих органов.

Наряд на КПП - войсковой наряд, предназначенный для выполнения задач по оказанию помощи сотрудникам ОВД в обеспечении пропускного режима или ограничения движения транспортных средств и пешеходов. Он состоит из 2 и более военнослужащих и при необходимости усиливается авто бронетехникой.

Для проведения специальной операции решением руководителя операции может создаваться следующая группировка сил и средств:

- группа преследования;

- группа усиления охраны;

- группа поиска;

- группа блокирования;

- группа захвата;

- группа прикрытия;

- группа применения специальных средств;

- группа патрулирования;

- группа окружения;

- группа конвоирования группа связи;

- группа ведения переговоров;

- группа документирования противоправных действий;

- организационно-аналитическая группа;

- следственно-оперативная группа;

- группа взаимодействия со СМИ;

- группа тушения пожаров;

- группа тылового и технического обеспечения;

- группа медицинского обеспечения;

- резерв;

Подразделения ВВ МВД России, как правило, привлекаются для действий в следующих элементах:

- группа оцепления;

- группа эвакуации;

- группа обеспечения технологического процесса;

- группа преследования;

- группа усиления охраны;

- группа окружения;

- группа патрулирования;

- группа блокирования;

- группа поиска;

- группа применения специальных средств;

- организационно-аналитической группа.

Группа усиления - штатное подразделение, до взвода включительно, выполняющее задачу по усилению караула, на участке которого произошло проникновение нарушителя на охраняемый объект, путем выставления дополнительные постов согласно плану охраны и обороны объекта караулом.

Группа усиления на первом этапе пресечения попытки нарушителя проникнуть (прорваться) на охраняемый объект выделяется от караула согласно боевом расчету. С прибытием дежурного подразделения на объект, согласно плану применения полка (отдельно дислоцируемого подразделения) при чрезвычайных обстоятельствах, дежурное подразделение при необходимости выделяет из своего состава силы и средства для усиления караула.

Группа блокирования - штатное подразделение до батальона включительно, но выполняющее задачу по изоляции преступников, проникших на территорию объекта(отдельное здание), с целью недопущения их прорыва к жизненно важным центрам объекта, а также пресечения их попытки скрыться.

Боевой порядок группы блокирования - заслоны. В зависимости от объектаустановки группа блокирования располагается в непосредственной близости от зданий и сооружений объекта вдоль дорог, перекрывая вероятные направления дальнейшего движения преступников к жизненно важным центрам (к аварийно-хозяйственны выходам цехов, режимных помещений) и к основным коммуникациям объекта Личный состав группы блокирования обеспечивается средствами индивидуально бронезащиты, табельным оружием и боеприпасами.

Группа поиска - штатное подразделение от отделения до взвода выполняющее задачу по обнаружению и задержанию нарушителей, проникших на охраняемый объект (с объекта). Особенностью поиска на охраняемом объекте является то, что он ведется непрерывно днем и ночью до полного задержания разыскиваемых лиц, как правило, выборочным способом по направлениям и объектам. К поиску нарушителей в зданиях объекта могут привлекаться сотрудники режимно-секретного органа охраняемого предприятия. Выход (вход) в здание (в цеха, отделы), переход сотрудников с этажа на этаж во время поиска запрещены.

Боевой порядок поисковых групп может быть в цепь или в линию отделения, с выделением головных и боковых дозоров в зависимости от особенностей охраняемого объекта и сложившейся обстановки.

Группа оцепления -- штатное подразделение до батальона включительно совместно с сотрудниками ОВД и ФСБ выполняющее задачу по периметру охраняемого объекта в непосредственной близости от предупредительного внешнего ограждения по изоляции района проведения операции с целью воспрещения проникновения в район (выхода из района) посторонних лиц, а также задержат (ликвидации)преступников при попытке их прорыва из блокированного район или в него для оказания вооруженной помощи лицам, проникшим на объект.

Боевой порядок группы оцепления - войсковые цепочки и наряды на КПП.

Группа захвата - штатное подразделение специального назначения до роты (группы), выполняющее задачу по задержанию (ликвидации) преступников в ходе проведения специальной операции (штурма). Исходя из особенностей охраняемого объекта, данное подразделение может формироваться из сотрудников ВВ МВД России. Группа захвата вооружается специальным вооружением, обеспечивается средствами индивидуальной бронезащиты, специальными переговорными устройствами, средствами наблюдения и проникновения в помещения и сооружения охраняемого объекта (лестницы, трапы, фалы, специальные взрывные устройства).

Количество групп захвата определяется сложившейся обстановкой. Расчет группы захвата осуществляется исходя из того, что на одного вооруженного преступника должно быть 2-3 вооруженных военнослужащих.

Группа прикрытия - штатное подразделение до взвода или часть его, выполняющее задачу по обеспечению активных действий группы захвата путем прикрытия огнем, создания в нужном направлении серий отвлекающих взрывов, при необходимости - ведения стрельбы холостыми патронами. Когда переговоры с преступниками не дают положительных результатов, и существует угроза совершения терактов и нанесения вреда здоровью заложников по решению руководителя операции уничтожение преступников осуществляется снайперами группы прикрытия. По окончании штурма, задержанию (уничтожению) преступников группа прикрытия берет под место задержания до прибытия оперативно-следственной группы.

Группа применения специальных средств - как правило, штатное подразделение РХБЗ до взвода или его часть, выполняющее задачу по обеспечению действий всех элементов группировки в ходе специальной операции путем подачи специальных сигналов, постановки дымов и использования специальных химических средств. Группа может действовать в полном составе или по расчетам.

Группы организационно-аналитическая, связи, тылового и технического обеспечения, медицинского обеспечения создаются для обеспечения условий нравственного выполнения задач в специальной операции.

Резерв предназначен для решения внезапно возникающих задач и оказания помощи любому элементу группировки сил и средств обеспечения, медицинского обеспечения создаются для обеспечения условий нравственного выполнения задач в специальной операции.

Список используемой литературы

1. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12.12.1993 г.

2. Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции».

3. Федеральный закон от 21.12. 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в ред. федеральных законов от 28.10.2002 г. № 129-ФЗ, от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ и от 4.12.2006 г. № 206-ФЗ) //Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 35, ст. 3648.

4. Федеральный закон от 27.05.1996 года № 57-ФЗ «О государственной охране»//Российская газета. - 1996. - 6 июня.

5. Федеральный закон от 25.07. 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» //Российская газета. -2002. - 30 июля.

6. Приказ МВД России от 13.07.2007 г. № 633 «Об утверждении положения о функциональной подсистеме охраны общественного порядка единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

7. Приказ МВД России от 29.01. 2008 года № 81 «Об организации комплексного использования сил и средств органов внутренних дел Российской Федерации по обеспечению правопорядка в общественных местах».

8. Бондаревский И.И. Специальная тактика. Учебник. - М: ЦОКР МВД России, 2005.

9. Казинский Н.Е. Тактико-специальная подготовка. Учебник. - М: ДКО МВД России, 2007.

10. Анищенко А.Ю. Тактико-специальная подготовка сотрудников органов внутренних дел к действиям при чрезвычайных обстоятельствах. Учебное пособие. - М: ДКО МВД России, 2006.

11. Турушев А.А. Топографическая подготовка сотрудников ОВД: Учебное пособие. - М: ЦОКР МВД России, 2006

12. Чичин С.В. Организационно-тактические основы несения службы подразделениями ОВД по охране и обороне важных объектов. Учебное пособие. - М: ЦОКР МВД России, 2006.

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков

В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка(далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия:

- при наличии объекта нападения – усиление его охраны и недопущение погрома;

- одновременное и быстрое перекрытие улиц, переулков на наиболее вероятных направлениях движения граждан к месту беспорядков, чтобы воспрепятствовать нарастанию толпы. При выборе мест выставления заслонов необходимо учитывать возможность обхода их через ближайшие переулки и проходные дворы;

- ввести ограничение или полностью перекрыть движение транспорта и пешеходов в данном районе;

- организовать поступление четкой информации от нарядов патрульно-постовой службы полиции с места событий в дежурную часть;

- оповещение и сбор личного состава, приведение сил и средств в готовность № 2 или № 1;

- установление взаимодействия между полицией, подразделениями внутренних войск (ВВ) МВД России, пожарной охраной, органами здравоохранения и общественными формированиями правоохранительной направленности;

- приступить к активным действиям по пресечению ГНОП.

На случай возникновения массовых беспорядков в территориальных органах МВД России имеются специальные планы по их пресечению и ликвидации.

Основным органом управления силами и средствами при возникновении чрезвычайных обстоятельств, в соответствии с планом, являетсягруппа управления(для территориальных органов на районном уровне) иоперативный штаб(для территориальных органов на региональном уровне). В его состав входят руководители различных подразделений органов внутренних дел соответствующих уровней.

Получив сигнал об угрозе возникновения массовых беспорядков, дежурный по территориальному органу внутренних дел уточняет обстоятельства происшествия, докладывает руководству территориального органа внутренних дел, дежурному по вышестоящему территориальному органу МВД России. По указанию руководителя органа внутренних дел дежурный направляет на место усиленную оперативную группу с задачей недопущения разрастания конфликта в массовые беспорядки, оповещает наряды патрульно-постовой службы полиции на ближайшей вного штаба (группы управления) после проведения рекогносцировки и постановки задач на подготовку к силовым действиям обязан уяснить причины, поводы и направленность действий правонарушителей, намерения их организаторов и, в пределах своей компетенции, организовать и активно участвовать в предупреждении массовых беспорядков.

Предупредительные мероприятия проводятся с целью уменьшения масштаба и негативных последствий массовых беспорядков.

Для достижения этих целей целесообразно организовать:

  • переговоры представителей органов государственной власти и управления с лидерами группировок, лицами, имеющими авторитет среди негативно настроенных граждан, для нахождения приемлемых решений возникших проблем. В переговорах могут участвовать работники правоохранительных органов. При достижении взаимного согласия переговаривающиеся стороны сообщают собравшимся о результатах и предлагают разойтись. Если толпа выражает несогласие с результатами переговоров, ей предлагается выделить из своей среды другую группу лиц для поиска компромиссных решений;
  • выступления перед толпой руководителей органов государственной власти и управления, правоохранительных органов, а также пользующихся влиянием представителей общественных объединений, культуры, духовенства с разъяснением намечаемых мер по устранению причин конфликтной ситуации, противоправности и бесперспективности погромных намерений, с призывами к решению возникающих проблем законным путем;
  • работу агитационно-пропагандистских групп, в том числе с участием представителей соответствующих органов государственной власти и управления, общественных формирований, трудовых коллективов, народных депутатов и других здравомыслящих лиц, пользующихся авторитетом у населения, для ведения контрпропаганды и оказания психологического воздействия на толпу;
  • усиление охраны особо важных объектов;
  • введение установленных законом временных ограничений или запрещений на движение транспорта и пешеходов.

Убедившись, что в результате проведенной работы предотвратить групповое нарушение не удалось, приступают к решительным действиям посредством проведения специальной операции.

Пресечение и ликвидация ГНОП и массовых беспорядков производятся способом специальной операции, решительными действиями полиции путем разделения многочисленных групп правонарушителей на мелкие группы, изоляции их друг от друга, рассеивания толпы при активном применении специальных средств, одновременно принимаются меры к выявлению зачинщиков и активных участников беспорядков.

Специальная операция по пресечению массовых беспорядков – это комплекс разведываемых, оперативных, следственных, профилактических и силовых мероприятий, осуществляемых органами внутренних дел и иными привлекаемыми силами под руководством начальника оперативного штаба по единому плану в одном или нескольких местах, в целях недопущения (пресечения) со стороны бесчинствующей толпы актов насилия, организации погромов, поджогов, оказания вооруженного сопротивления представителям власти в нормализации обстановки и привлечения виновных к ответственности.

Для проведения специальной операции формируется группировка сил и средств на базе подразделений ППСП, ОМОН, ОВО, ГИБДД с привлечением личного состава оперативно-разыскных подразделений полиции, следственных подразделений, участковых уполномоченных полиции, подразделений внутренних войск МВД России, образовательных организаций МВД России.

В составе группировки сил и средств формируются следующие группы оперативно-служебного применения:

оцепления – предназначена для обеспечения безопасности населения, прекращения доступа на территорию (объекты), в пределах которой (на которых) проводится специальное мероприятие, посторонних лиц и транспортных средств, задержания и направления на пункт проверки граждан и лиц, пытающихся несанкционированно проникнуть на указанную территорию (указанные объекты) или покинуть ее (их);

блокирования – предназначена для блокирования и задержания организаторов и активных участников массовых беспорядков, пресечения их противоправных действий, оказания помощи группе конвоирования в посадке задержанных в спецавтомобили.

При блокировании группа, действуя в колоннах по сходящимся направлениям, отделяет организаторов и активных участников массовых беспорядков от остальной части толпы, затем развертывается в цепь и во взаимодействии с группой оцепления блокирует правонарушителей. С прибытием группы конвоирования создает коридоры, по которым выводит задержанных на посадку в спецавтомобили для конвоирования. В зависимости от количества, вооруженности и степени агрессивности правонарушителей, а также условий местности группа может строиться в колонны по одному, по два, по три, по четыре человека, в цепь – в одну, две, три, четыре шеренги.

Численность группы определяется с учетом протяженности рубежа блокирования и построения группы.

Группе при необходимости придаются специальные средства, в том числе бронемашины и водометы;

рассредоточения – для разделения толпы на части и вытеснения ее по частям в нескольких направлениях за линию оцепления и далее до рассредоточения на мелкие группы, а также для оказания помощи группе изъятия.

При разделении толпы на части группа строится в колонну или углом вперед, при вытеснении толпы – в цепь, уступом вправо или влево. Численность группы определяется с учетом численности толпы и размеров занимаемой ею территории. Группе при необходимости придаются специальные средства;

изъятия – для задержания укрывшихся в толпе организаторов и активных участников массовых беспорядков; группа действует совместно с группой рассредоточения; численность группы определяется на основании данных о числе укрывшихся в толпе организаторов и активных участников массовых беспорядков с учетом того, что для задержания одного правонарушителя необходимо не менее пяти человек;

конвоирования – для конвоирования задержанных из района операции на пункт проверки граждан; группа выполняет задачу караулами на спецавтомобилях конвоирования; численность каждого караула – четыре человека;

разграждения – для разбора баррикад и устранения других препятствий, созданных правонарушителями для воспрепятствования группам оперативного построения в выполнении поставленных задач и мешающих вытеснению и рассредоточению толпы; группа создается из инженерных подразделений внутренних войск, имеющих на вооружении специальную технику и оборудование;

применения специальных средств группа создается из сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск, применяющих спецсредства в соответствии с законодательством о полиции и внутренних войсках;

пожаротушения – для локализации и последующей ликвидации пожаров, возникших в результате поджогов и тушения возгораний техники и личного состава при использовании правонарушителями горючих жидкостей;

маневренная группа – предназначена для контроля за складывающейся обстановкой, предупреждения (пресечения) противоправных действий в закрепленном районе (на участке), маршруте, оперативного решения внезапно возникающих задач;

взаимодействия со средствами массовой информации –предназначена для информирования общественности через СМИ о результатах проведения специальных мероприятий; подготовки в интересах ОШ официальных информационных материалов (сообщений, выступлений, комментариев); создания условий по недопущению огласки и распространения в СМИ информации, способной негативно повлиять на ход проведения специальных мероприятий; участия в специальных информационных мероприятиях; оказания содействия представителям СМИ в подготовке публикаций, видео- и аудиосюжетов;

группа пункта проверки граждан при выходе из зоны проведения специальных мероприятий – предназначена для осуществления мероприятий по установлению личности задержанных лиц и их роли в совершении правонарушения; процессуального оформления полученных сведений; принятия решений в отношении задержанных лиц (о задержании, освобождении, проведении дознания, передаче материалов в следственную группу); направления задержанных лиц в места содержания для проведения дальнейшего расследования;

документирования – предназначена для фиксации с использованием технических средств, включая средства аудио, фото и видеофиксации проведения специальных операций, обстоятельств совершения преступления, административных правонарушений, в том числе в общественных местах, а так же действий сотрудников полиции, выполняющих возложенные на них обязанности;

следственно-оперативная группа (СОГ) –предназначена для обеспечения производства неотложных следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий; осмотра места совершения преступления;

резерв – предназначен для усиления других функциональных групп и решения внезапно возникающих задач; численность резерва определяется в зависимости от наличия сил и средств, которые могут быть высвобождены для этих целей, (не менее 10 % от численности личного состава участвующего в специальной операции).

По решению руководителя территориального органа (ОШ, группы управления), исходя из оперативной обстановки, целей и задач при локализации последствий ЧО могут создаваться иные функциональные группы.

При выполнении задач сотрудники действуют со специальными средствами в составе специальных подразделений (групп), используя построения в виде боевых порядков «Цепь», «Чешуя», «Вал», «Забор», «Клин», «Челнок», «Круг», «Кольцо», «Черепаха», «Кулак», «Скорпион», «Кобра».

Движение подразделений в боевых порядках осуществляется по команде «ВПЕРЕД» приставным шагом – шаг левой ногой, приставное движение правой. Одновременно с шагом левой ногой все сотрудники органов внутренних дел громко произносят «РАЗ» и производят удар торцом резиновой палки в щит. Это психологически воздействует на правонарушителей, поднимает дух и сплоченность действий сотрудников органов внутренних дел в составе подразделения.

Боевой порядок «Цепь» применяется при оцеплении (блокировании) района проведения специальной операции в целях пресечения прорыва участников массовых беспорядков (части толпы, групп активных участников), их рассредоточения и вытеснения в нужных направлениях. Боевой порядок на месте принимается по команде «Взвод, противник с фронта (тыла, справа, слева), цепью (интервал 1, 2, ... шага) – СТАНОВИСЬ». Плотная цепь – интервал на ширину щита и менее, развернутая цепь – интервал указывается командиром (начальником). Приняв строевую стойку и подав команду, командир подразделения становится лицом в сторону фронта построения, деления выстаиваются в порядке очередности левее командира,


Сейчас читают про: