Относительная и абсолютная независимость культуры. Культура официальная и неофициальная.- частично

1).....

2)Официальная культура — это культура, нормы и ценности которой провозглашаются и санкционируются (от лат. sanctio — строжайшее постановление) властными структурами того или иного конкретного сообщества. Так, в средние века в Европе в качестве такой властной структуры выступала церковь, и официальная культура имела церковный характер. В новое и новейшее время официальная культура санкционируется государством и является одним из самых мощных средств укрепления его силы и могущества. Соответственно содержание официальной культуры напрямую связано с характером и направлением политики государства.

Обязательным компонентом официальной культуры является образ человека, являющегося эталоном, образцом для всех членов общества.

Народная культура. Неофициальная культура имеет целый ряд модификаций. Среди них в первую очередь может быть названа народная культура. Ее важнейшими признаками являются связь с традициями этнической культуры и соответственно традиционность и этничность.

Народная культура может находиться в различных взаимоотношениях с официальной культурой. Так, в царской России, начиная со второй половины XIX в. народность провозглашалась одним из базовых принципов официальной культуры (православие, самодержавие, народность). Однако понятие «народность» в этом случае, скорее, выражало идею укорененности царской власти в толще веков, в традиции, нежели идею доминирования или сколько-нибудь важной роли народной культуры относительно официальной. Принцип народности являлся, таким образом, вспомогательным средством для укрепления самодержавной власти.

Другая линия осмысления роли народной культуры нашла выражение в глубокой озабоченности многих выдающихся представителей русской интеллигенции фактом разрыва между народной культурой и культурой интеллигенции.

Здесь, таким образом, народная культура противопоставлялась не официальной культуре, а культуре одной из социальных групп — интеллигенции.

Андеграунд. Одной из модификаций неофициальной культуры является андеграунд. Это название получил некий целостный культурный феномен, признаком которого является противостояние официальной культуре по всем основным позициям: образ жизни, ценности и даже внешний вид человека. Другой его признак — подпольный, скрытый характер, что находится в прямом соответствии с этимологическим смыслом слова «андеграунд» — подполье. На выбор названия повлияло также и то, что излюбленными местами обитания представителей андеграунда были подвалы, котельные, дворницкие и им подобные варианты «подполья» в прямом, физическом смысле слова. Андеграунд как культурный феномен вопреки своей подпольности стал заметным явлением в жизни советского общества в 70 – 80-е годы XX в., т. е. в годы застоя. Принципами, объединявшими все формы андеграундной культуры (музыки, живописи, литературы и т. п.), — были противостояние официальной культуре и насмешка над ее лицемерием, малой подвижностью, отсутствием связи с реальной жизнью.

Контркультура. Очень значительным и сложным элементом социологического среза структуры культуры является контркультура. Этот термин, принадлежащий американскому социологу Т. Роззаку, получил распространение в западной литературе в 60-е годы XX в., и в настоящее время широко известен далеко за пределами сферы науки и философии.

Главный смысл, который вкладывается в понятие «контркультура», заключается в том, что ценности и нормы контркультуры радикально противостоят ценностям и нормам официальной культуры. В этом отношении контркультура сходна с андеграундом. Однако в отличие от андеграунда контркультура выражает это противостояние шумно, бурно, открыто, зачастую в форме массовых беспорядков.

Субкультура. Одним из важных понятий, характеризующих элементы социологического среза структуры культуры, является понятие «субкультура». В принципе этим термином можно обозначить любое локальное системное образование внутри целостной системы культуры. Ранее уже говорилось о том, что разные социальные группы имеют свою культурную специфику. В результате образуются устойчивые культурные комплексы: молодежная культура, сельская и городская культура и т. д. Вот эти элементы социологического среза структуры культуры и принято называть субкультурами.

В отношении к этому термину и стоящему за ним понятию имеются разные тенденции. Одна из них выражается в том, что объем понятия сужается, и его применение считается правомерным только по отношению к таким явлениям, как бандитская или воровская субкультура, субкультура наркоманов, бродяг, бомжей и т. д. Связано это с тем, что в самом термине «субкультура» усматривается уничижительный оттенок, некая перекличка с термином «субпродукты», и потому его применение считается возможным лишь по отношению к культурным феноменам негативного свойства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: