double arrow

Искусство как институт культуры.

Искусство - это всегда творческое восприятие, позволяющее изменять оценки в зависимости от социального опыта, субъективного состояния, социальной ситуации. Воздействие искусства не зависит от социального статуса или образования. Демократичное и доступное, оно заражает человека, затрагивает его мир чувств и эмоций. Социологически структурируя искусство, можно выделить создателя произведения искусства и потребителя искусства.

Искусство как социальный институт выполняет следующие функции:

· коммуникативную - основана на том, что в процессе знакомства и усвоения искусства люди общаются на высоком уровне эмоциональности и чувственности, благодаря чему достигается духовное единство;

· практическую - связана с созданием шедевров искусства, которые предполагают духовное отношение к действительности. Практическая значимость искусства проявляется в его разновидностях: изобразительном искусстве, музыкальном, синтетическом, «техническом», декоративно-прикладном и др. В разнообразных направлениях, течениях и стилях также реализуется его практическая значимость, в них отражается исторически сложившаяся общность художественных признаков, характерная для разных эпох и народов;

· релаксационную - отражает влияние искусства на душевно-духовный мир человека, его восстановление, равновесие.под влиянием искусства человек по-иному начинает воспринимать социальные процессы и изменения;

· компенсаторную - отвечает за компенсацию недостатка общения человека с «красотой» в социальном мире. Искусство удовлетворяет потребность человека в прекрасном;

· гедонистическую - состоит в наслаждении искусством, удовлетворении человеком потребности в наслаждении;

· гармонизирующую - предполагает, что искусство гармонизирует отношения, воспитывает гармоничное в человеке.

Мода как институт культуры.

Мода (фр. Mode; лат. modus) – «мера, способ, правило, господство в данное время тех или иных внешних форм в предметах быта, главным образом в одежде» [1]. Сегодня в дискурсе параллельно употребляются такие термины, как fashion, vogue, fad (причуда), fancy (склонность), crazy (мания). Мода – отражение духовных идеалов социальной группы в конкретных объектах, выражающих определенные ценности.

Классификация Г. Дж. Блюмера насчитывает семь функций моды: 1 – мода как безобидная игра фантазии и каприза людей; 2 – мода как возможность избежать тирании обычаев; 3 – мода как форма санкционированного риска, связанного с нововведением; 4 – форма, позволяющая индивиду отчетливо демонстрировать свое «Я»; 5 – использование моды для завуалированного выражения сексуальных интересов; 6 – мода «отграничивает» элитные классы; 7 – мода как средство внешней поддельной идентификации людей, занимающих низкое положение в социальной иерархии, с более высокостатусной группой.

В моде высоко ценится все, что создает барьер недоступности. Для моды характерно стремление к экспансии, захвату все новых и новых слоев, групп и территорий. Но чем больше людей ее принимает, тем быстрее начинается ее смена. Мода – процесс, постепенно создающий массовое поведение. Чем ближе различные социальные слои друг к другу, тем быстрее происходит подражание, что, в свою очередь, вызывает ускорение смены моды. Понятие «мода» сегодня актуализируется в нескольких контекстах: во-первых, это индустрия моды, в которой существуют длинные, средние, короткие модные циклы; есть разделение на «от кутюр» (фр. hautecouture, итал. altamoda) и «прет-а-порте» (фр. pret-a-porter); во-вторых, мода как искусство реализация эстетических представлений конкретного модельера и эпохи в целом об идеале; в-третьих, социальное явление, позволяющее атрибутировать внешний вид в соответствии с желаемым или реальным социальным положением, религиозной, национальной принадлежностью.

Сегодняшняя мода, с одной стороны, является своеобразным маркером современной потребительской культуры, для которой характерно слепое следование модным, даже самым нелепым, трендам. С другой стороны, положительная сторона моды в том, что она сама стала представлять собой своеобразный вид искусства, через который люди выражают свои чувства и свою индивидуальность.

Взаимосвязь и взаимовлияние друг на друга моды и культуры несомненны. На протяжении веков мода шла и менялась синхронно с переменами в культуре, отражая и, в тоже время, формируя их. Мы можем наблюдать это взаимодействие, например, в изобразительном искусстве и литературе, образы которых менялись в зависимости от того, какой образ жизни и какие каноны красоты были в моде в тот или иной период истории человечества.

Для каждой исторической эпохи характерна мода на определенные, порой диаметрально противоположные, эстетические идеалы. Так, образы пышнотелых красавиц в картинах Рубенса и Боттичелли отражают идеалы эпохи Ренессанса, тогда как в Средние века модными были болезненно бледные худые дамы со слегка выступающим животом. И одежда, создававшаяся в те времена, соответственно была такой, чтобы как можно более приблизить силуэт человеческого тела к общепринятому в ту или иную эпоху идеалу.

Таким образом, мода, влияя на моральные, эстетические, политические и другие аспекты человеческого общества, способна оказывать влияние и на культуру в целом.

На протяжении веков мода формировала и продолжает формировать предпочтения общества в искусстве и культурной жизни в целом, начиная с архитектуры и живописи и заканчивая танцами, кулинарией и манерой одеваться. Одновременно, современные модельеры часто ищут вдохновения в изобразительном искусстве и музыке, балете и кино.

С другой стороны, появление тех или иных веяний в искусстве само по себе обусловлено возникновением моды на них, что очевидно делает моду не только мощным фактором влияния на общество и своеобразным зеркалом культуры, но и неотъемлемой частью самой этой культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: