Коммерциализация и экономика культуры

— процесс закрепления рыночных отношений в специализированных сферах культуры (науке, образовании, но прежде всего, художественной культуры), который выражается в организационно-структурных изменениях, отказе от установившейся иерархии культурных ценностей и приоритетов, ослаблении социальных и эстетических функций искусства. Трансформация организационно-экономических отношений в сфере культуры связана с изменением взаимоотношений между субъектами культурной политики (государственными структурами управления, организациями гражданского общества и бизнесом) в условиях перехода экономики к рынку. Понятие «коммерциализация культуры» несет на себе негативный смысловой оттенок, так как его включение в повседневную лексику, употребление в управленческой практике и закрепление в научно-теоретической литературе связано со временем проведения социально-экономических реформ 90-х гг. и попытками резкого вытеснения просветительского типа культурной политики рыночным (или коммерческим) типом. Однако данное явление не относится исключительно к процессам новейшей отечественной истории культуры. Произведения искусства на протяжении многих веков и в разных странах включались в систему товарно-денежных отношений, которые на «поворотных этапах» истории (таких, как, например, становление буржуазных отношений в Европе) существенным образом определяли «облик» произведений искусства. Периоды усиления зависимости творческих и материально-организационных условий от востребованности, возможностей и результатов их коммерческой реализации характеризуются появлением и распространением новых форм и жанров в искусстве. Исследователи связывают с ними время расцвета «легких» жанров — оперетты, мюзикла, «бульварного» романа и т. д.; зарождение китча, «мыльной оперы», популярной музыки и других направлений массовой культуры. В настоящее время коммерческий сектор сферы культуры составляют шоу-бизнес, видеобизнес, кинопрокат, отдельные виды досуговой сферы и туризма; различные виды частной «академической» концертной и театральной деятельности (антреприза и др.); выставочная и отдельные виды рекламной деятельности и др. Противоречивость процесса К.к. проявляется в том, что эффективность продвижения результатов коллективного и индивидуального творчества на рынок художественной культуры во многом зависит от спроса, который формируется невысокими культурными потребностями людей.

Снижение художественного и эстетического вкуса населения являются причиной и следствием «первичности» финансового и коммерческого критерия при определении ценности произведения искусства, трактуемого исключительно с точки зрения его конкурентоспособности на арт- рынках. Таким образом, процесс К.к. рассматривается как сложная форма «экономического детерминизма», в своих разных проявлениях (будь то финансирование культуры по «остаточному» принципу или навязывание механизмов самоокупаемости и хозрасчета заведомо «некоммерческим» сферам художественной культуры и т. д.) влияющая на саморазвитие искусства в обществе. Очевидны две основные тенденции в культуре, связанные с процессом К.к.: с одной стороны, происходит снижение критериев оценки продуктов художественного творчества в погоне за прибылью, которая становится основной целью; с другой — внедряется модель многоканального финансирования в сфере культуры, развиваются предпринимательство, меценатство и спонсорство. Государственное регулирование процесса К.к. может осуществляться путем «гибкого» управленческого воздействия, посредством разработки соответствующих нормативно-правовых документов, создания условий для повышения конкурентоспособности «высокого» искусства, повышения художественно-эстетического уровня произведений массовой культуры, что в целом предполагает воспитание адекватных культурных потребностей у населения, формирование общественного мнения и спроса. Решению этих задач способствует государственно-общественная культурная политика, разработка соответствующих ее целям специальных культурных программ и проектов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: