Примеры тестовых заданий

1. Раздел юридической психологии, который изучает психологические аспекты правопонимания, правотворчества, формирования индивидуального, группового и общественного правосознания – это

b) психология оперативно-розыскной деятельности

c) правовая психология

d) криминальная психология

e) психология судебной деятельности

2. К формам принуждения относятся

a) заключение под стражу

b) наблюдение

c) беседа

d) временное отстранение от должности

e) домашний арест

3. Убеждение может осуществляться в правовой сфере посредством таких юридических средств, как

a) субъективные права

b) возложение ответственности

c) налоги

d) льготы

e) юридические обязанности

4. Нарушения в ценностно-нормативной системе общества, падение престижа права, низкая степень воздействия социальных норм на поведение индивида, регулятивная дисфункция социальных норм, связанная с социальной дестабилизацией

a) легитимация

b) реверсия

c) аномия

d) этатизм

5. Крайности социально значимого поведения (бродяжничество, попрошайничество, алкоголизм, наркомания, проституция, хулиганство)

a) мародерство

b) махинация

c) маргинальность

d) медиация

6. Правовое воспитание — сложный процесс, включающий в себя элементы

a) регламент воспитания

b) кодекс воспитания

c) субъекты воспитания

d) объекты воспитания

e) методы воспитания

7. Социальное реагирование на девиантное поведение индивида системой способов воздействия с целью его возвращения в социально регулируемую сферу

a) социальный контроль

b) правовое регулирование

c) локус контроля

d) правовое воспитание

8. Соответствие метода социального управления набору юридических средств

a) убеждение

b) принуждение

 

a) воспитательная работа, обсуждение законопроектов, беседа

b) привод, заключение под стражу, денежное взыскание

9. Соответствие элемента структуры правовой культуры личности ее содержанию

a) правовая психология

b) юридически значимое поведение

c) правовая идеология

 

a) чувства, эмоции, настроения

b) принципы, убеждения, представления

c) нарушение правил дорожного движения

10. Склонение субъектов к определенной деятельности, соответствующей их воле, без силового давления, расширяя свободу выбора – это ###

11. Склонение людей к определенной деятельности посредством силового давления (вопреки воле управляемых), ограничивая свободу их выбора – это ###

12. Совокупность представлений, чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение людей к действующему и желаемому праву – это ###

                    Рекомендуемая литература

Алексеева Л.В. Правовое самоуправление личности / Л.В. Алексеева // Юридическая психология. – 2011. – № 1.

Багмет А.М. Индивидуум как участник массовых беспорядков /А.М.Багмет // Юридическая психология. – 2012.– № 4. – С. 2 – 4.

Бовина И.Б. Представления о суициде в молодежной среде / И.Б.Бовина,  Г.С. Банников, О.В. Вихристюк, Н.В. Дворянчиков, И.Н. Коноплева // Юридическая психология. – 2013.– № 1. – С. 14 – 18.

Гайворонская А.А. Структура содержания социальных представлений студентов об экстремизме // Юридическая психология. 2012. № 2. С. 4 – 10.

Еникеев М.И. Юридическая психология: учебник / М.И. Еникеев. – М., Норма, 2008. – 512 с.

Колесова А.С. Развитие взглядов на насилие в семье в России и за рубежом: исторический аспект / А.С.Колесова // Российский следователь. – 2013. – № 9.– С. 45–48.

 Кондрашкин А.В. Постановка проблемы: девиантное поведение подростков, социальная ситуация и Интернет / А.В.Кондрашкин,  К.Д. Хломов // Юридическая психология. – 2013. – № 1. – С. 18 – 23.

Краснова К.А. Организационные основы противодействия коррупции в Российской Федерации в условиях второго десятилетия XXI в.  / К.А. Краснова // Российский следователь. – 2013. – № 6. – С. 18 – 23.

Крюкова Н.И. Сущность коррупции и ее причины / Н.И.Крюкова // Российская юстиция. – 2013. – № 4. – С. 50–51.

Михайлова М.М. Представления заключенных и законопослушных граждан о справедливости и вера в справедливый мир – сравнительный анализ / М.М. Михайлова // Юридическая психология. – 2010. – № 3.

Порох В.И. Юридические и медико–этические аспекты эвтаназии и перспективы ее легализации в России / В.И.Порох,  В.А. Катрунов, Е.В. Засыпкина // Современное право. – 2013. – № 2. – С. 62 – 65.

Посельская Л.Н. Правовой и психологический критерии мотивации преступной деятельности личности / Л.Н. Посельская // Юридическая психология. – 2010. –№ 4.     

Тасаков С.В. Регулятивная функция уголовного права и норм общественной нравственности  / С.В.Тасаков // Российская юстиция. – 2013. –  № 4. – С. 33.

Тема 5. Психология профессиональной деятельности юриста

Требования к знаниям и умениям

Студент должен знать:

содержание понятий профессиограмма и психограмма, профессиональная пригодность, профессиональная деформация

основы научной организации труда

основные закономерности социальной коммуникации

уметь:

организовывать свою работу в соответствии с правовыми и этическими стандартами

иметь представление:

об особенностях профессиограммы и психограммы некоторых профессий

Вопросы для обсуждения.

1. Психология личности юриста. Требования, предъявляемые к работникам правоохранительных органов.

2. Общение в профессиональной деятельности юриста (коммуникативная подструктура).

3. Психологические особенности личности следователя, адвоката, прокурора, судьи, нотариуса и т.д.

Совершенное владение материалом (вопросы для самопроверки)

1. Что такое профессиография?

2. Почему профессиограмма юридических специальностей должна включать в себя психограмму?

3. Для чего необходимо разрабатывать профессиограммы юридических специальностей?

4. Какие нормативные правовые и нормативные акты определяют профессиограмму следователя, прокурора, судьи, адвоката?

5. Что такое профессиональная пригодность?

6. Как может проявляться профессиональная деформация?

7. Для чего юристам необходимо знать основы научной организации труда? 

8. В чем состоит особенность профессионального общения судьи, следователя, прокурора, адвоката, нотариуса?

9. Перечислите средства невербальной коммуникации. Каково значение невербальной коммуникации в профессиональном общении?

Критическое мышление

1. Канадский психолог, создатель учения о стрессе Ганс Селье писал: «Мне кажется, что конечная цель жизни человека – раскрыть себя наиболее полно, проявить свою «искру божию» и почувствовать уверенность, ощутить надежность. Для этого нужно найти оптимальный для себя уровень стресса и расходовать энергию в таком темпе и направлении, которые соответствуют нашим врожденным особенностям и предпочтениям».

В какой мере психограмма учитывает врожденные особенности и предпочтения человека? Возможно ли, имея цель занять определенную должность, развить в себе качества, необходимые для успешной профессиональной деятельности? В каких случаях необходима коррекция своих наклонностей, привычек, системы жизненных ценностей?

2. Протокол допроса оперативного работника по поводу жалобы на неправомерные действия милиции, опубликованный в газете "Тульские известия":

"Я, старший оперуполномоченный капитан милиции Витницкий, по существу заданных мне дознавателем вопросов поясняю следующее. Вечером 16 июня с. г. около 23 часов я и старший лейтенант Рюмин зашли в ресторан, чтобы купить сигареты. В зале мы увидели гр. Суркова по кличке Гараж, полученной от братвы за большие габариты. Данный гражданин, находящийся во всероссийском розыске, был пьян и приставал к неизвестной женщине. Мы с Рюминым хотели провести с ним воспитательную беседу, но Сурков вытащил из кармана пистолет системы "ТТ", выстрелил в нашу сторону и попал в бармена, легко его ранив.

После этого Рюмин выбил у Суркова пистолет, а я свалил его на пол. Но гр. Сурков не успокоился и начал нагло, с особым цинизмом биться печенью, почками и лицом об мои и Рюмина ботинки с целью завладеть нашим табельным оружием, что могут подтвердить официанты и посетители ресторана.

Позднее уставшего гр. Суркова мы доставили к следователю в районное отделение милиции. Следователь Кокорин, увидев пистолет задержанного и услышав его матерные выражения в адрес российской милиции и себя лично, начал стыдить гр. Суркова и объяснять, что он не прав. В припадке раскаяния Гараж стал плакать и случайно ударился об угол сейфа той частью мозга, которая заведует устными показаниями.

Следователь Кокорин записал добровольные признания гр. Суркова. Потом я и Рюмин пальцами раздвинули задержанному веки, самотравмированные в ресторане, чтобы он мог видеть и подписаться под протоколом, что он и сделал. В дополнение к вышесказанному хочу добавить, что с моей стороны, а также со стороны Рюмина и следователя Кокорина никакого физического воздействия к гр. Суркову не применялось, а его заявление прокурору – наглая ложь и провокация с целью опорочить нашу родную российскую милицию".

Что такое профессиональная деформация? Допустимо ли в деятельности сотрудников правоохранительных органов применение принципа «Цель оправдывает средства»?

3. В 1886 году Московский Совет присяжных поверенных рассматривал дисциплинарное производство в отношении помощника присяжного поверенного, возмутившегося по поводу мер, принимаемых при управлении ходом судебного заседания и вызвавшего на дуэль председательствующего в судебном заседании (см.: Марков А.Н. Правила адвокатской профессии в России, с.422).

Допустимы ли в судебном заседании не процессуальные формы общения? Какие способы разрешения конфликтных ситуаций, возникающих в профессиональной деятельности вам известны?

4. –   А откуда вы знаете, что я солгал?

–  Ложь, дорогой мой мальчик, видна сразу, потому что бывает двух видов. Бывает с короткими ногами, а бывает с длинным носом. Твоя, похоже, относится к длинноносым. («Пиноккио», 1892г.)

На какие признаки обмана указывает Папа Карло? Каким образом эмоции влияют на речь, голос, тело и лицо? Как проявляются чувства, которые лжец пытается скрыть? Что именно выдает фальшивость наблюдаемых эмоций?

Практическая работа

1. В соответствии с нормой п. 2 ч. 3 ст. 86 УПК РФ адвокат имеет право опрашивать лиц с их согласия. Изучив дополнительную литературу, опишите коммуникативную, перцептивную и интерактивную составляющую структуры общения адвоката.

2. Используя материал лекции, дополнительную литературу          (П. Экман «Психология лжи», гл. 3.) и свой жизненный опыт, составьте невербальный эмблематический словарь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: