Тема 4. Правовая психология

Требования к знаниям и умениям

Студент должен знать:

социально–регулятивную сущность права

признаки права в их психологическом аспекте

структуру правовой психологии и правовой идеологии как элементов правосознания

соотношение убеждения и принуждения в праве

элементы структуры правового воспитания

уметь:

использовать методы наблюдения, беседы, анкетирования, сравнительно-правовой метод и т.д. в исследовании правовой психологии и правовой идеологии различных социальных субъектов

выявлять индивидуальные и групповые особенности правовой психологии как элемента правосознания

выявлять индивидуальные и групповые особенности правовой идеологии как элемента правосознания

иметь представление:

об особенностях нормативно-правового воздействия на психику личности и его последствиях

об основных особенностях оптимизации механизма правового воздействия с учетом достижений современной психологической науки

Вопросы для обсуждения.

1. Социально–регулятивная сущность права. Психологический аспект правового регулирования. 

2. Правовая психология и правовая идеология как элементы правосознания. Правовая культура личности.

3. Правовое воспитание как элемент правового воздействия.

Совершенное владение материалом (вопросы для самопроверки)

1. В чем состоит основное назначение права в социуме?

2. В чем проявляется универсальность права как всеобщего социального регулятора?

3. Как система общеобязательных норм воздействует на психику? Какие эмоции и чувства могут вызывать непопулярные нормы?

4. Какими психологическими особенностями должны обладать субъекты правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности?

5. Какой из типов социального поведения вы считаете наиболее приемлемым: конформизм или нонконформизм? Имеет ли значение ситуация, в которой вы находитесь?

6. Назовите положительные и отрицательные стороны правового нигилизма.

7. В чем вы видите опасность правового идеализма?

Критическое мышление

1. М.И. Еникееев в своем учебнике «Юридическая психология» на с. 23 пишет: «Первоочередной социальной задачей является легитимизация нашего общества – неукоснительное подчинение всей его жизнедеятельности требованиям закона». Вы разделяете позицию автора? Аргументируйте свой ответ.

2. В одной из своих книг аргентинский психолог и психотерапевт Х. Букай пишет: «Никто не хочет меняться по требованию. Никто не становится лучше из страха. Никто не растет, когда он подавлен». Руководствуясь этими сентенциями, изложите ваш взгляд на оптимальное сочетание убеждения и принуждения в праве. 

3. Современная психологическая наука располагает инструментарием воздействия на психику, в том числе и без согласия на то самого человека (например, нейролингвистическое программирование – НЛП, суггестия и т.д.). Допустимо ли применение таких методов в сфере правового регулирования?

4. «Я знаю, как надо жить, но я не хочу так жить!» Прокомментируйте эту сентенцию.

5. «Если человеческое существо зависимо или является рабом, то только рабом своих собственных привидений, которые выросли из его собственной души. Это не мир делает его рабом – по отношению к миру человек абсолютно свободен». (М. Мамардашвили)

Как вы понимаете эту сентенцию? Что такое свобода, долг, обязательства, ответственность? Как соотносятся моральная и юридическая ответственность?

Практическая работа

Задание для практической работы содержится в следующем разделе (выполнение исследования в соответствии с предложенным планом).      

Задание для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: