Примеры тестовых заданий

1. Допрос свидетеля стороной, противоположной той, что проводила прямой допрос по обстоятельствам, которые были предметом прямого допроса данного свидетеля это

a) дополнительный допрос

b) основной допрос

c) перекрестный допрос

d) повторный допрос

2. Возможность перекрестного допроса, предусмотренная судебным следствием, это реализация принципа

a) право на обжалование процессуальных действий и решений

b) осуществление правосудия только судом

c) неприкосновенность личности

d) состязательность сторон

3. Предметом перекрестного допроса должны быть показания

a) наиболее опасного свидетеля

b) свидетеля, дающего нейтральные показания

c) свидетеля, занимающего сильную позицию

d) свидетеля со своей стороны

4. Понятие «язык тела» в юридической психологии употребляется в значении

a) средство интеграции

b) средство невербальной коммуникации

c) средство вербальной коммуникации

d) средство апробации

5. Тип вопроса, в котором адресату предлагается высказать согласие или несогласие с предложенным утверждением

a) открытый

b) поверхностный

c) специальный

d) закрытый

6. Декларативные утверждения, содержащие вопросительные намеки, выражающие ожидания оратора, которые могут быть выражены интонационно, но не улавливаются грамматической формой

a) скрытый вопрос

b) поверхностный вопрос

c) просодический вопрос

d) риторический вопрос

7. Изменение концептуальной и (или) эмоциональной установки, в результате которой известные факты перемещаются в другую структуру и приобретают иное толкование

a) интерпретация

b) унификация

c) поляризация

d) рефрейминг

e) экстраполяция

8. Образные средства, поддерживающие внимание и интерес слушателей, облегчающие восприятие и запоминание содержания речи

a) сравнение

b) резонерство

c) метафора

d) эпитет

e) ирония

9. Риторические фигуры, способствующие достижению выразительности, поддерживающие внимание и интерес слушателей

a) риторический вопрос

b) градация

c) лаконичность

d) фигура умолчания

e) антитеза

10. Допустимые приемы психологического воздействия

a) перекрестный допрос

b) постановка эмоционально воздействующих вопросов

c) предупреждение об уголовной ответственности за дачу ложных показаний

d) предъявление новых доказательств

e) инсинуация

11. Степень контроля показаний, обеспечиваемая вопросами (от наименее контролирующих к наиболее контролирующим)

a) Широкие что–вопросы

b) Узкие что–вопросы

c) Альтернативные вопросы

d) Грамматические да–нет вопросы

e) Отрицательные грамматические да–нет вопросы

f) Просодические вопросы

g) Раздельные вопросы

12. Соответствие типа раздельного вопроса его содержанию

a) копирующий

b) проверяющий 

c) подтверждающий

 

a) А вы вошли в дом в 11 часов, не так ли?       

b) Вы вошли в дом в 11 часов, правильно (да)?

c) Вы вошли в дом в 11 часов, так?

13. Соответствие типа вопроса его содержанию

a) Закрытые грамматические да-нет вопросы

b) Закрытые отрицательные грамматические да-нет вопросы

c) Открытые широкие что-вопросы

d) Открытые узкие что-вопросы

 

a) Вы вошли в дом?        

b) Когда вы вошли в дом?                

c) Вы вошли в дом в 11 часов?

d) Разве вы не вошли в дом в 11 часов?

Рекомендуемая литература

Александров А.С. Перекрестный допрос: учебно-практическое пособие / А.С. Александров, С.П. Гришин. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 296 с.

Гаррис Р. Школа адвокатуры. Руководство к ведению гражданских и уголовных дел / Р. Гаррис. – Тула: Автограф, 2001. – 352с.

Еникеев М.И. Юридическая психология: учебник / М.И. Еникеев. – М., Норма, 2008. – 512 с.

Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов): Учеб. пособие / Н.Н. Ивакина. – М.: Юристъ, 1999. – 384с.

Ковалев А.Н. Сто рекомендаций прокурору в судебной полемике / А.Н. Ковалев, СПб., 2007.

Романов В.В. Юридическая психология: учебник / В.В. Романов. – 2–е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2006. – 588 с.

Росс Л. Наивный реализм в повседневной жизни и его роль в изучении социальных конфликтов непонимания / Л. Росс, Э. Уорд // Вопросы психологии. – 1999. – №5. – С. 61–71.

Судебные речи знаменитых русских адвокатов / под ред. Е.Л. Рожникова. – М.: Гардарика, 1997. – 392с.

Судебные речи известных русских юристов / под ред. М.М. Выдри. – М., 1956. – 687 с.

Ушакова Т.Н Оценочный аспект конфликтной речи / Т.Н. Ушакова, В.В. Латыков // Вопросы психологии. – 1995. – №5. – С.74– 81.

Чебуренков А.А.  Тактика "вопросно–ответной" стадии допроса в суде  / А.А.Чебуренков, С.В. Штанов // Уголовное судопроизводство. – 2012. – № 3. – С. 27 – 31.

Тема 9. Пенитенциарная психология

Требования к знаниям и умениям

Студент должен знать:

психологические особенности личности, отбывающей наказание

понятие, виды, методы исправительно-трудовой психологии

значение учебной деятельности и трудовой деятельности в ресоциализации осужденных, в том числе несовершеннолетних

иметь представление:

о стратификации криминальной субкультуры в исправительных учреждениях

Вопросы для обсуждения

1. Предмет и задачи исправительной психологии.

2. Психологические аспекты проблемы наказания и исправления осужденных.

3. Психология личности, отбывающей наказание.

4. Психологические основы ресоциализации осужденных (исправительная психология).

Совершенное владение материалом (вопросы для самопроверки)

1. Что такое социальная адаптация?

2. Почему в штате исправительных учреждений обязательно должен быть профессиональный психолог?

3. Какие методы психологического воздействия применяют в исправительных учреждениях?

4. Что такое стратификация в криминальном сообществе?

5. Что такое криминальная субкультура? В чем причина жестокого ритуального поведения заключенных?

6. Как социальная изоляция воздействует на личностную самореализацию индивида?

7. Какой период социальной изоляции отличается наиболее напряженным психическим состоянием? С чем это связано?

8. Почему длительное пребывание в местах лишения свободы способствует закреплению антисоциальной установки осужденных?

9. Какое значение в ресоциализации осужденных имеет трудовая деятельность?

10. Получение общего образования – это право или обязанность осужденных? Какие нормы регулируют взаимодействие администрации учреждения и заключенного по этой проблеме?

11. Какие условия необходимы для формирования социально адаптированного поведения?

12. Перечислите факторы, повышающие и понижающие уровень адаптивности в условиях изоляции от общества.

Критическое мышление

1. По мнению некоторых психологов, адаптация личности несовершеннолетнего и взрослого человека имеет ряд отличий. Так, сформировавшаяся личность, приспосабливаясь к ситуации, меняет поведение. Подростки, адаптируясь, корректируют систему жизненных ценностей и установок. Как эти особенности могут быть использованы в учреждениях исполнения наказания?

2. Связано ли покаяние и раскаяние с психическим здоровьем? Может ли чувство вины деструктивно влиять на личность?

3. По данным социологических опросов, стыд – наименее понятная эмоция. Почему респонденты с трудом формулируют существенные признаки этой эмоции? Можно ли назвать стыд нравственным переживанием?

4. Особенности содержания в исправительных учреждениях способствуют формированию инфантильности – зависимости, беспомощности в решении некоторых житейских вопросов, ослаблению способности планировать свое поведение. Как это влияет на ресоциализацию отбывших наказание? Возможно ли сгладить это негативное воздействие изоляции от общества?

5. Работа в системе КонсультантПлюс. Ознакомьтесь с содержанием ст. 82 УИК РФ и ответьте на вопросы:

Что такое режим в исправительных учреждениях? Какое назначение имеет режим?

Практическая работа

1. Работа в системе КонсультантПлюс. Изучите нормы ст. 103 и ст. 108 УИК РФ и комментарии к ним. Какое значение законодатель придает профессиональному образованию и профессиональной подготовке осужденных?

2. Работа в системе КонсультантПлюс. Изучите нормы ст. 109, ст. 110, ст. 112 УИК РФ, Положение об отряде осужденных исправительного учреждения и комментарии к ним. Какое воспитательное воздействие предусмотрено законом? Как вы думаете, почему норма ч. 1 ст. 112 УИК РФ распространяется на возрастную категорию до 30 лет? С какой целью в структуре исправительных учреждений создается отряд осужденных?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: