Объем изучения личности
· Социально-демографические данные. Время и место рождения, национальность, образование, специальность, место и характер работы, должность, семейное положение, место жительства. Материальное положение семьи.
· Уголовно-правовые данные: когда, по какой статье УК привлекался, какую меру наказания назначил суд, где отбывал наказание;
· Медицинские данные: состояние физического и психического здоровья, физическое и психическое здоровье членов семьи
· Внешние (физические) данные: Лицо, рост, голос.
· Жизненный путь.(родители, школа, высшее учебное заведение)
· Образ жизни. Семья, профессия.
· Направленность личности. Доминирующие потребности (физиологические, потребность в безопасности, социальных привязанностях, статусные, потребность в уважении своей личности, в самовыражении). Ценностные ориентации (ориентация на удовлетворение только собственных потребностей или членов своей семьи, на оказание помощи другим людям)
· Способности. Интеллектуальные способности: уровень образования, эрудиция, качества ума - способность к анализу, синтезу, гибкость, изворотливость, замедленность, быстрота и др.
|
|
· Темперамент. Общительность (общительный, необщительный, малообщительный, замкнутый). Склонность к лидерству (отсутствие склонности).
· Характер: Отношение к людям (уважение, доброжелательность, грубость, хамство, способность к сопереживанию, жестокость,
4. Понятие "психодиагностики" и ее значение в деятельности юриста. Психодиагностика – это область психологической науки, которая разрабатывает методы выявления индивидуально-психологических особенностей личности.
Известны следующие отрасли психодиагностики:
· Образовательная – которая направлена на оценку успешности усвоения детьми учебного материала, оптимизацию обучения и воспитания.
· Клиническая – направлена на изучение индивидуально-психологических особенностей больного, консультативную и психотерапевтическую помощь.
· Профессиональная – направлена на профориентацию и профотбор учащихся, а также расстановку кадров.
· Судебная психолого-психиатрическая.
Предметом психологической диагностики является:
· конструирование и апробация методик,
· разработка требований, которым они должны удовлетворять,
· выработка правил поведения обследования,
· выработка способов обработки и интерпретации результатов,
· обсуждение возможностей тех или иных методик
Практически психодиагностика используется в самых разных областях деятельности юриста: и тогда, когда он выступает как участник, например, судебного процесса. И тогда, когда он занят юридическим консультированием или допросом подозреваемого.
|
|
Но чаще всего психодиагностика выступает как отдельная, вполне самостоятельная сфера деятельности. Ее целью становится постановка психологического диагноза, т. е. оценка наличного психологического состояния человека с которым юрист сталкивается в своей профессиональной деятельности.
5. Характеристика методов изучения личности:- беседа- наблюдение- опрос- биографический метод- эксперимент- анализ продуктов деятельности.
10. Метод наблюдения. целенаправленное восприятие исследователем разнообразных внешних проявлений психики непосредственно в жизни, в ходе расследования, судебного разбирательства и в других сферах правоприменительной деятельности.
11. интроспекции (самонаблюдения). Он заключается как в наблюдении за своей внешне выраженной деятельностью, психологически значимыми фактами из жизни, так и в наблюдении за своей внутренней жизнью, за своим психическим состоянием.
12. Метод беседы. Целью психологического исследования является как можно более глубокое познание личности, ее внутреннего мира, убеждений, стремлений, интересов, отношения к различным явлениям социальной жизни.
13. Анкетный метод. Это опрос большого круга лиц по строго установленной форме - анкете. Метод основывается на анонимности заполнения анкеты, что позволяет получить наиболее объективные данные об изучаемых процессах, фактах, явлениях.
14. метод интервью. В ходе интервью человек высказывает свои суждения относительно определенных явлений, обстоятельств, действий. Интервью должно проводиться по четко определенной программе.
15. биографический метод. Сущность этого метода заключается в собирании и анализе материалов биографического характера, проливающих свет на особенности человека и их развитие.
16. метод обобщения независимых характеристик, цель которого - собирание данных о личности от различных, не зависимых друг от друга источников.
17. Экспериментальный метод - ведущий метод в психологической науке. Он направлен на изучение психических явлений в специально созданных для этого условиях и по своей сущности и видам подразделяется на лабораторный и естественный эксперимент.
· Лабораторный эксперимент в основном применяется в научных исследованиях, а также при проведении судебно-психологической экспертизы.
· При естественном эксперименте его участники воспринимают все происходящее как подлинное событие, хотя изучаемое явление ставится экспериментатором в нужные ему условия и подвергается объективной фиксации.
18. Метод анализа продуктов деятельности человека. Анализ продуктов деятельности позволяет охарактеризовать особенности умений и навыков, приемы и способы работы, черты личности, выражающиеся в отношении к труду и т. д.
6. Структура личности. Структура личности - это набор наиболее стабильных и неизменных свойств, проявляемых индивидуумами в разное время в различных ситуациях, а также иерархические отношения между свойствами.
В структуру личности обычно включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки.
Рассмотрим набор таких черт, которые, по мнению Р. Мейли, достаточно полно характеризуют личность:
- Уверенность в себе – неуверенность.
- Интеллектуальность (аналитичность) – ограниченность (отсутствие развитого воображения).
- Зрелость ума – непоследовательность, алогичность.
- Рассудительность, сдержанность, стойкость – суетность, подверженность влиянию.
- Спокойствие (самообладание) – невротичность (нервозность).
- Мягкость – черствость, цинизм.
- Доброта, терпимость, ненавязчивость – эгоизм, своеволие.
К психологическим характеристикам самоактуализирующейся личности относятся:
|
|
· - активное восприятие действительности и способность хорошо ориентироваться в ней;
· - принятие себя и других людей такими, какие они есть;
· непосредственность в поступках и спонтанность в выражении своих мыслей и чувств;
· - сосредоточенность внимания на том, что происходит вовне, в противовес ориентации только на внутренний мир, сосредоточенности сознания на собственных чувствах и переживаниях;
· - обладание чувством юмора;
· - развитые творческие способности;
7. Эмоции и чувства. Аффект. Эмоции – психические явления, отражающие в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека.
Аффект – наиболее мощная эмоциональная реакция. Он полностью захватывает психику человека, предопределяя единую реакцию на ситуацию в целом.
Чувства – еще более устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер.
Все эмоциональные проявления характеризуются направленностью (положительной или отрицательной), степенью напряжения и уровнем обобщенности.
Факторы возникновения эмоций. На возникновение эмоций влияют следующие факторы: индивидуальные (типологические) особенности субъекта; фактор времени; характер потребностей;уровень умственного развития человека и его способность интегрировать различные элементы информации в целое (способность к целостной оценке ситуации) и т.д.
Можно проводить следующую классификацию эмоций по разным основаниям:
1. по влиянию на деятельность - стенические (повышающие продуктивность деятельности) и астенические (снижающие результаты деятельности);
2. по выраженности сигнальной функции - отрицательные, положительные, амбивалентные (например, любовь и ненависть одновременно), неопределенные (удивление, недоумение и т.д.);
|
|
3. по содержанию в зависимости от объекта переживания - моральные, праксические (связанные с деятельностью), интеллектуальные (связанные с познанием), эстетические;
4. по интенсивности эмоциональных проявлений - эмоциональная уравновешенность, эмоциональная импульсивность, эмоциональная лабильность (быстрая смена одних эмоций другими);
5. по форме проявления - настроение, аффект, стресс, страсть.
8. Темперамент. Характеристики темперамента. Характер.
Темперамент – биологический фундамент, на котором формируется личность. Он отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера. Психофизиолог И.П. Павлов показал, что каждому типу темперамента соответствует свое сочетание свойств нервной системы:
· флегматик - сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы;
· сангвиник - сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы;
· холерик - сильный, неуравновешенный, подвижный тип нервной системы;
· меланхолик - слабый тип нервной системы.
В заключение следует отметить, что темперамент относится к так называемым генотипическим свойствам личности, полностью зависит от наследственности и в течение жизни не изменяется.
Характер - это свойство личности, выражающееся в ее отношениях к окружающему миру, к обществу, к деятельности, к самому себе, к другим людям, к вещам и предметам.
Структура характера. В структуре характера разные авторы выделяют различные свойства. Так, Б. Г. Ананьев считает характер выражением и условием цельности личности и к основным его свойствам относит направленность, привычки, коммуникативные свойства, эмоционально-динамические проявления, сформированные на основе темперамента:
· уравновешенность – неуравновешенность;
· сензитивность – агрессивность;
· широту – узость;
· глубину – поверхностность;
· богатство, содержательность – бедность;
· силу – слабость.
9. Общие и специальные способности. В процессе развития человека данные биологические способности способствуют формированию целого ряда других, специфически человеческих способностей. Эти специфически человеческие способности принято разделять на общие и интеллектуальные специальные высшие способности.
К общим способностям принято относить те, которые определяют успехи человека в самых различных видах деятельности. Например, в данную категорию входят мыслительные способности, тонкость и точность ручных движений, память, речь и ряд других. К числу общих способностей человека мы с полным основанием должны отнести способности, проявляющиеся в общении, взаимодействии с людьми. Таким образом, под общими способностями понимают способности, свойственные большинству людей.
Под специальными способностями подразумеваются те, которые определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и др.
10. Волевая сфера личности Воля – высший уровень произвольной регуляции деятельности, обеспечивающий преодоление трудностей при достижении цели.
Волевое регулирование включает в себя следующие компоненты:
· когнитивный;
· эмоциональный;
· поведенческий (деятельный).
В структуру волевого акта включаются следующие составляющие:
· побуждение и осознание цели;
· борьба мотивов;
· акт принятия решения;
· исполнение.
Волевые качества: целеустремленность, настойчивость, выдержка, решительность, инициативность, самостоятельность, организованность, дисциплинированность, смелость, исполнительность и др.
11.Направленность личности. Направленность личности - это совокупность устойчивых мотивов, взглядов, убеждений, потребностей и устремлений, ориентирующих человека на определенные поведение и деятельность, достижение относительно сложных жизненных целей.
Во всех этих видах человеческой активности направленность проявляется в особенностях интересов личности: целях, которые ставит перед собой человек, потребностях, пристрастиях и установках, осуществляемых во влечениях, желаниях, склонностях, идеалах и др.:
- влечение - недостаточно полное осознанное стремление к достижению чего-либо. Нередко в основе влечения лежат биологические потребности индивида;
- склонность - проявление потребностно-мотивационной сферы личности, выражающееся в эмоциональном предпочтении того или иного вида деятельности или ценности;
- идеал - образ, являющийся воплощением совершенства и образцом высшей цели в стремлениях индивида.
- мировоззрение - система взглядов и представлений о мире, на отношение человека к обществу, природе, самому себе.
Сочетание мышления и воли, проявляемых в поведении и действиях человека, приводит к переходу мировоззрения в убеждения:
- убеждение - высшая форма направленности личности, проявляющаяся в осознанной потребности действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями на фоне эмоциональных переживаний и волевых устремлений;
- установка - готовность индивида к определенной деятельности, актуализирующаяся в создавшейся ситуации.
- позиция - устойчивая система отношений человека к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении.
- цель - желаемый и представляемый результат конкретной деятельности человека или группы людей.