Классификация грузов, которые перевозятся автомобильным транспортом

 

Вся совокупность товаров, которые с началом процесса транспортировки становятся грузами, может быть классифицирована по множеству признаков.

1. По виду продукции:

- продукция сельского хозяйства;

- продукция лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности;

- продукция топливно-энергетической промышленности;

- минеральное сырье, минеральные строительные материалы и изделия;

- продукция металлургической промышленности;

- продукция химической промышленности;

- продукция пищевой, мясомолочной и рыбной промышленности;

- промышленные товары народного потребления;

- продукция машино- и приборостроения и металлообрабатывающей промышленности;

- другие грузы.

2. По физическому состоянию:

- твердые;

- жидкие;

- газообразные.

3. В зависимости от специфических свойств и условий транспортирования, все грузы могут быть классифицированы на 11 групп.

1) Скоропортящиеся грузы, т.е. грузы, требующие защиты от действия высоких или низких температур окружающей среды. К ним относятся продукты полеводства, огородничества, садоводства, животноводства, птицеводства и рыбной промышленности. В этих грузах активно протекают процессы изменения цвета, распад и гидролиз сложных органических веществ.

2) Гигроскопичные грузы, способные поглощать свободную влагу воздуха. Поглощение влаги некоторыми грузами приводит к изменению массы объема, физико-химических свойств, к прямым потерям или порче груза. К этим грузам относятся: соль, сахар, цемент и др.

3) Грузы, аккумулирующие посторонние запахи (продукты перемола, чай, сахар), что может привести к порче продукта.

4) Грузы, обладающие специфическими запахами, которые при совместном хранении, перевозке могут привести к порче других грузов. К этим грузам относятся: рыбопродукты, кожсырье, табачные изделия, нефтепродукты.

5) Грузы, устойчиво сохраняющие свои физико-химические свойства в процессе перевозки и хранения, не претерпевающие заметных изменений: минерально-строительные материалы, руды черных и цветных металлов, каменный уголь, лесоматериалы и т.д.

6) Навалочные грузы, теряющие при транспортировке свойство сыпучести в результате смерзания или спекания отдельных частиц: колчедан, гранулированный шлак, каменный уголь, калийная соль и т.д.

7) Слёживающиеся навалочные грузы, у которых при длительном хранении или перевозке происходит потеря подвижности частиц продукта в результате давления верхних слоев груза. К ним относятся: цемент, глина, фосфоритная мука, торф и т.д.

8) Опасные грузы, которые могут послужить причиной взрыва, пожара, заболевания, отравления или ожогов людей и животных, а также вызвать порчу или повреждение других грузов, подвижного состава, устройств и сооружений. К этим грузам относятся вещества, способные к образованию взрывчатых смесей; сжатые и сжиженные газы; самовозгорающиеся вещества; вещества, воспламеняющиеся от действия воды; легковоспламеняющиеся; едкие; ядовитые; радиоактивные; сильнодействующие ядовитые; взрывчатые и предметы ими снаряженные.

9) Грузы, которые в процессе перевозки и хранения способны к значительным потерям массы – овощи, бахчевые культуры, мясные продукты и т.д.

10) Живность.

11) Продукция машиностроения.

4. По условиям и способам хранения различают три группы грузов:

- ценные грузы и грузы, которые могут испортиться под воздействием влаги или изменений температуры. К ним относятся скоропортящиеся грузы, промышленные и продовольственные товары широкого потребления и т.д. Хранение этой группы осуществляется в закрытых складах.

- грузы, не подверженные воздействию температурных колебаний, но попадание влаги может привести к их порче – это бумага, металл, хлопок и т.д. Эти грузы хранят в крытых складах или на крытых площадках (под навесом).

- грузы, не подверженные или слабо подверженные воздействию внешней среды: каменный уголь, лес, контейнеры, минерально-строительные материалы и т.д. Их хранят на открытых площадках, платформах. Полный перечень этих грузов, хранение которых допускается в открытых складах мест общего пользования, приведен в сборнике правил перевозок грузов на железнодорожном транспорте.

5. По весу:

- нормальные: до 250 кг для штучных грузов, до 400 кг для катных грузов (бочки, рулоны, катушки и др.);

- повышенной массы - штучные неделимые грузы весом 30 т и более.

6. По весу в соответствии с требованиями охраны труда:

- 1 категория - грузы с весом одного места до 80 кг, сыпучие, мелкопартионные, стремительные;

- 2 категория - грузы с весом одного места 80-500 кг;

- 3 категория - грузы с весом одного места свыше 500 кг;

7. По объемам отправок:

 - мелкопартионные грузы, комплектуемые для одновременной отправки определенному потребителю, весом до 2 т и объемом меньше вместимости кузова;

- партионные грузы, комплектуются для одновременной отправки определенному потребителю, весом, не превышающим грузоподъемности автопоезда с учетом дорожных ограничений (практически весом до 30 т);

- мaсcoвые грузы, предоставляемые к перевозкам в количестве, превышающем грузоподъемность автопоездов (земля при выполнении работ нулевого цикла, зерно при вывозе с токов на элеваторы, материалы для строительства дорог и т.д.).

8. По габаритам:

- габаритные - перевозятся автомобилями универсального назначения;

- негабаритные - перевозятся специализированным подвижным составом.

К негабаритным относятся грузы, которые при их размещении на транспортном средстве превышают его габариты, т.е. 2,55 м по ширине, 4 м по высоте или более чем на   2,0 м длиннее от длины кузова.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: