double arrow

Использование грузоподъемности транспортных средств при перевозке грузов

 

Номинальная грузоподъемность каждой транспортной единицы устанавливается заводом-изготовителем. Это один из важнейших показателей, определяющих производительность подвижного состава.

Номинальная грузоподъемность - величина постоянная, но в зависимости от того, как используются транспортные средства, она может быть переменной.

Использование грузоподъемности подвижного состава характеризуется коэффициентом использования грузоподъемности.

Вид груза определяет целесообразное строение кузова автомобиля и его размеры. Для сохранения отдельных грузов во время перевозки установлены граничные нормы допустимой высоты нагрузки.

Степень возможного использования полезной грузоподъемности автомобиля зависит от соотношения между внутренними геометрическими размерами кузова, объемной массой груза и его особенностями, а также от конструкции кузова. При перевозке грузов с разной объемной массой и другими особенностями он характеризуется коэффициентом грузовместимости.

 

 

где Vк - внутренний геометрический объем кузова, м3;

 - коэффициент использования объема кузова для данного вида груза;

q - номинальная грузоподъемность автомобиля.

Если коэффициент грузовместимости равен единице, грузоподъемность автомобиля используется полностью.

Коэффициент использования объема кузова  является отношением фактически использованного объема кузова Vв для данного вида груза и упаковки к его полному геометрическому объему Vк:

 

 

Он определяется возможной высотой нагрузки, геометрическими размерами груза и его кратностью размерам кузова.

Для штучных грузов величина коэффициентов использования объема кузова может находиться в следующих пределах:

- мешки, тюки - 0,90-1,00;

- бочки, рулоны - 0,40-0,70;

- бревна, брусья, дрова - 0,70-1,00.

При перевозке некоторых грузов с допустимой нагрузкой выше уровня бортов коэффициент использования объема кузова может быть больше единицу.

Гранулометрический состав характеризует количественное распределение частиц (кусков) насыпных и навалочных грузов по крупности. В зависимости от гранулометрического состава насыпные и навалочные грузы делятся на группы (табл. 2.2.)

 

Таблица 2.2 – Классификация насыпных и навалочных грузов в зависимости от гранулометрического состава              

Наименование группы Размер типичных частиц (кусков), мм Наименование группы Размер типичных частиц (кусков), мм
  Особо крупные Крупнокусковые Среднекусковые Мелкокусковые     Более 320 160 – 320 60 – 160 10 – 60     Крупнозернистые Мелкозернистые Порошкообразные Пылевидные   2 – 10 0,5 – 2 0,05 – 0,5 Менее 0,05

 

Гранулометрический состав оказывает значительное влияние на такие свойства груза, как сыпучесть, гигроскопичность, способность к слеживанию, смерзанию, уплотнению.

Сыпучесть – способность насыпных и навалочных грузов перемещаться под действием сил тяжести или внешнего динамического воздействия. Сыпучесть груза характеризуется величиной угла естественного откоса и сопротивлением сдвигу.

Углом естественного откоса называется двугранный угол между плоскостью груза и горизонтальной плоскостью основания штабеля. Величина угла естественного откоса зависит от рода груза, его гранулометрического состава и влажности.

Различают угол естественного откоса груза в покое и в движении. Величина угла естественного откоса в покое больше, чем в движении. В табл. 2.3. приведены значения угла естественного откоса в покое и движении для наиболее распространенных навалочных грузов.

           

Таблица 2.3 - Величина угла естественного откоса груза в покое и в движении.

 

Наименование груза

Угол естественного откоса α, град

 

Наименование груза

Угол естественного откоса α, град

в покое в движении в покое в движении
  Каменный уголь Кокс Известняк Гравий Торф   27 – 45 30 – 35 37,5 – 51,5 30,5 – 45 45 – 50     20 – 40 27 – 31 35 – 40 28 – 39 39 – 45     Щебень Песок Глина Шлак Руда   40 – 45 34,5 – 40 40 – 45 37 – 50,5 35 – 37,5   35 – 40 35 37 – 41,5 35 – 38 36

 

При воздействии на груз динамических нагрузок, особенно вибрации, угол естественного откоса может снижаться до нуля.

Сопротивление сдвигу объясняется наличием сил трения частиц материала между собой и сил их сцепления.

Значительными силами сцепления частиц вещества обладают влажные и плохосыпучие грузы – вязкие материалы. С ростом влажности груза возрастают и силы сцепления. У некоторых грузов при увеличении влажности до критического значения вначале происходит увеличение, а затем резкое уменьшение сил сцепления частиц продукта.

По степени загрузки ПС грузы делятся на четыре класса, сведения о которых приведены в таблице 2.4.

Класс груза в значительной степени определяет эффективность использования ПС и уровень тарифов на перевозку.

Коэффициент использования грузоподъемности равен отношению:

 

g=qф/qн,

 

где qф – фактическая грузоподъемность ПС;

qн - номинальная грузоподъемность ПС.

Таблица 2.4 -Классы грузов

КЛАСС

Коэффициент использования грузоподъемности g

диапазон среднее значение
1 0,91…1,0 0,96
2 0,71…0,9 0,8
3 0,51…0,7 0,6
4 0,40…0,5 0,45

Контрольные вопросы

1. Для чего необходима транспортная классификация груза?

2. Основные признаки транспортной классификации грузов.

3. Назовите основные методы определения качества грузов и их свойств.

4. Назовите основные объемно-массовые характеристики грузов.

5. Дайте определение понятию «объемная масса».

6. Назовите классы грузов по степени загрузки ПС и соответствующие им коэффициентыиспользования грузоподъемности.

 

 

Тема 3.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: