Упаковка, пломбирование, крепление и маркировка грузов

Упаковка грузов.

Упаковка - средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от повреждений, потерь, а внешнюю среду от загрязнений. Упаковка способствует рациональной организации процесса хранения, реализации и транспортировки продукции.

Кроме функционального назначения упаковки, есть и другая сторона, которая значительно ближе покупателю, и которую он принимает как знак марки.

Упаковка должна поддерживать рыночные позиции рыночной марки. Поэтому имеют значение форма, размеры, цветовая гамма, конструкция, шрифт, используемый, экологичность и др.

К упаковке предъявляются следующие требования:

- вид упаковки должен соответствовать особенностям груза;

- упаковка должна обеспечивать полную сохранность груза во время его транспортировки с учетом погрузочно-разгрузочных работ;

- упаковка должна соответствовать климатическим условиям;

- упаковка может выполнять рекламные цели.

При выборе упаковки нужно учитывать расстояние, продолжительность, возможность перегрузки груза в пути, температурный режим и влажность во время транспортировки, время года (погодные условия), совместимость с другими грузами.

Характер упаковки должен соответствовать виду груза, грузоподъемности автомобиля, профиля и состояния дороги. Груз должен быть упакован грузоотправителем согласно требованиям перевозчика даже в случае, если груз предоставлен к перевозке в упаковке завода производителя и соответствует ДСТУ или ТУ производителя.

Защитный комплекс пакетирования товаров в общем виде состоит последовательно из трех основных процессов:  консервации; оборачивания в бумагу, ткань или другой материал;  упаковки в тару.

Тара - особый вид промышленных изделий, предназначен для укладки и упаковки различных материальных ресурсов. В таре материалы предъявляются к перевозке транспортным организациям и сохраняются в ней при транспортировке и хранении на складах.

Основное назначение тары:

1) обеспечения против повреждений от механических воздействий (ударов, тряски, боя), загрязнения и порчи материалов от воздействий атмосферных осадков, температуры, то есть сохранение физико-химических качеств материалов и их количества при перемещении и складировании;

2) создание соответствующих условий для выполнения погрузочно-разгрузочных и транспортных операций на всех видах транспорта;

3) сохранение удобств при заключении и хранении материалов на складах;

 4) лучшее использование складских объемов помещений, грузоподъемности транспортных средств и увеличение их производительности;

5) облегчение условий труда.

На практике используются различные виды тары и упаковки. Их можно разделить на три основные группы: а) наружная тара; б) внутренняя (потребительская) или первоначальная; в) цеховая (оборотная) тара.

Исходя из количества обращений, которые может осуществлять, тара делится на разовую и многоразовую.

Наиболее эффективным видом тары являются контейнеры и пакеты.

Контейнер - это разновидность многоразовой тары, наземная транспортная емкость, которая перегружается с помощью подъемно-транспортных средств. Он предназначен для перевозки различных видов грузов.

Пломбирование грузов

Наиболее эффективным способом сохранения грузов является использование надежных средств пломбирования и индикации, которые ограничивают доступ к товарам, позволяют своевременно выявить факты несанкционированного доступа к грузу. Пломбирование грузов производится заказчиком по его инициативе или по требованию перевозчика.

Пломбироваться могут загруженые специализированные автомобили и прицепы (фургоны, цистерны, рефрижераторы), а также контейнеры и отдельные грузовые места.

Пломбы навешиваются в соответствии со следующими правилами:

- на фургонах и контейнерах на всех дверях по одной пломбе. Перед пломбированием обе двери должны быть скреплены закрутками из отожженной проволоки диаметром не менее 2мм и длиной 250—260 мм;

- на цистернах на крышке заливного люка и сливного отверстия по одной пломбе, если иного не предусмотрено условиями перевозок отдельных видов грузов;

- на грузовом месте от одной до четырех пломб в точках соединения окантовочных полос или других увязочных материалов.

Пломбы не должны допускать возможности доступа к грузам и снятия пломб без нарушения их целостности. Для пломбирования могут применяться свинцовые или полиэтиленовые пломбы с камерой или с двумя параллельными отверстиями и мягкая проволока диаметром 0,6 мм. Пломбы должны навешиваться на проволоку, предварительно скрученную в две нити. Скручивание проволоки производится из расчета четырех витков на сантиметр длины.

Современные пломбировочные средства принято делить на две группы: индикаторные, которые выполняют функцию индикации доступа к опломбированному объекту, и силовые, которые помимо указанной функции служат замком.

Индикаторные пломбы легко снимаются вручную или с помощью ножниц, для снятия силовых пломб необходимы специальные режущие устройства.

Современные устройства пломбирования и индикации делят на следующие основные виды:

- силовые номерные пломбы (болтового и тросового типа), которые выполняют функцию контрольной пломбы и замка одновременно;

- пластиковые и металлические номерные индикаторные пломбы, выполняют лишь функцию контроля доступа;

- номерные пломбы, которые сами клеятся - защитный скотч и наклейки для тары, пакет, выполняющие функцию контроля доступа;

- индикаторы осторожного обращения с продукцией, фиксирующие факт переворачивания, удара или падения груза;

- индикаторы соблюдения температурного режима при транспортировке и хранении.

Факт опломбирования груза и контрольные знаки пломбы указываются в ТТН. Перевозка с неясными оттисками на пломбах, а также с неправильно установленными пломбами запрещается.

Крепление грузов.

При креплении товаров во внутренней таре изделия с индивидуальной упаковкой заворачиваются в оберточную, а в необходимых случаях в водостойкую бумагу и вкладываются в коробки или в ящики с использованием прокладочных и амортизирующих материалов.

Упаковывая несколько изделий в одну коробку или ящик, их укладывают так, чтобы поверхности изделий не прикасались друг к другу, для чего изделия укладывают в обертку из гофрированного картона или в ячейки прокладочной решетки.

Если изделия укладываются в несколько рядов, то между рядами должно быть прокладка из гофрированного картона. Упаковку изделий нужно провести так, чтобы они не могли перемещаться во время транспортировки. Приборы и детали сложной конфигурации упаковываются в специально спроектированные футляры с гнездами. Допускается дополнительное крепление прибора к футляру с помощью винтов. Крепление прибора в футляре должно быть таким, чтобы исключить возможность повреждения его деталей.

При креплении товаров во внешней таре футляры, коробки с упакованными в них изделиями составляют в ящик, выстланный в необходимых случаях в середине водонепроницаемой бумагой, пленкой или тканью. Пространство между стенками ящика и внешними стенками коробок и футляров плотно заполняется амортизирующими материалами или прокладками. Между коробками с упакованными в них изделиями при многорядной укладке вертикально и горизонтально кладется 2-3 слоя гофрированного картона.

Особое внимание следует уделять креплению во внешней таре крупногабаритных приборов и оборудования. Все подвижные части перед упаковкой необходимо заклинить деревянными колодками, перевязать металлической лентой из стекловолокна или закрепить другим способом. В ящиках груз должен быть прикреплен к поперечным брусков или полозьев дна не менее четырьмя болтами, которые проходят сквозь отверстия в основе станка или другого оборудования. Если нет возможности прикрепить груз до дна ящика болтами, его можно крепить металлическими тягами, пропущенными через полозья и концы двух брусьев 100х200 мм, положенными в наиболее удобном месте поперек груза.

В случае невозможности пропустить болты или тяги через полозья или поперечные брусья разрешается пропускать их через доски нижнего щита. В этом случае под досками нижнего щита прибивают вдоль полозьев доску, по которой i пропускают болты или тяги.

В некоторых ящиках груз можно крепить болтами непосредственно к дна с таким расчетом, чтобы концы болтов или их головки не выступали более чем на высоту планок поясов. Иногда груз можно крепить в ящиках с помощью распорных брусков, колодок, клиньев, а также с помощью перегородок.

В местах соприкосновения груза к крепежным брусков необходимо прокладывать войлок, бумага, картон и другие прокладочные материалы. Упакованные изделия, нужно защитить от сотрясений и ударов, должны быть закреплены в таре с помощью амортизирующих прокладок. Изделия небольшого веса можно подвешивать на амортизирующих резиновых растяжках или специальных пружинах. Отдельные виды изделий можно упаковывать в ящики с применением деревянной или бумажной стружки.

Маркировка грузов.

Все грузы, принимаемые к перевозке, должны иметь маркировку. Правила маркировки определяет ГОСТ 14192-96, являющийся международным стандартом СНГ.

Маркировка это - нужные надписи, изображения и условные обозначения, помещенные на упаковке, бирках или самом товаре, который отгружается для надлежащей перевозки и сдачи груза получателю

Маркировка дает возможность установить принадлежность отдельных грузовых мест к той или иной партии грузов; выявить пункт назначения и наименование получателя, не прибегая к перевозочным документам; обратить внимание персонала на специфические свойства грузов. Грузовая марка может быть выполнена в виде различных знаков, условных обозначений, рисунков и надписей. Маркировка наносится на груз красками, тиснением, выжиганием, наклеиванием бумажных и картонных ярлыков, навешиванием фанерных, пластмассовых и металлических бирок. Марка должна быть ясной, четкой, понятной, устойчивой от внешних воздействий и не должна портить груз.

Различают товарную, транспортную и специальную (манипуляционные знаки и ярлыки опасности) маркировки грузов.

Товарная маркировка предназначена для информации торговых организаций и покупателей. Она наносится на внутреннюю упаковку изготовителем изделия. В ней указывают название, тип, сорт, артикул, цвет изделия, дату его выпуска, номер Государственного стандарта, Знак качества и другие характеристики товара.

Транспортная маркировка должна содержать манипуляционные знаки, основные, дополнительные и информационные знаки (рис. 3.1).

1,2 - манипуляционные знаки и предупредительные надписи;

3 - порядковый номер в партии и общее число мест в партии груза; 4 - наименование грузополучателя и пункта назначения; 5 - наименование пункта перегрузки; 6 - надписи транспортных организаций;

7- объем грузового места (для экспортных грузов); 8 - габаритные размеры; 9 - масса брутто; 10 - масса нетто;

11 - страна - изготовитель;

12 - наименование пункта отправления; 13 - наименование грузоотправителя; пунктирные блоки - обозначают необязательные надписи.

Рисунок 3.1 - Расположение надписей на маркировке

Манипуляционные знаки – это изображения, указывающие на способы обращения с грузом. Манипуляционные знаки должны соответствовать ГОСТУ. Знаки наносят непосредственно на тару или упаковку, ярлыки и этикетки на каждое грузовое место в левом верхнем углу на двух соседних стенках тары и упаковки. В зависимости от размера и формы тары габаритные размеры манипуляционного знака должны составлять 100, 150 или 200 мм.

Предупредительные надписи используют на маркировке в тех случаях, когда способ обращения с грузом невозможно выразить только манипуляционными знаками. Например, «За обвязку не поднимать».

Специальная маркировка наносится на груз отправителем. Она предупреждает об особых свойствах груза, информирует персонал о способах перегрузки, перевозки и режимах хранения данной продукции. На рис. 3.2. показаны знаки специальной маркировки и расшифровано их значение. На грузовые места с опасными грузами наносится специальная маркировка, характеризующая категорию опасности. Если грузовое место содержит грузы разной категории опасности, на нем должно быть соответствующее число ярлыков опасности.

При перевозке опасных веществ в мелкой расфасовке массой нетто не более 1 кг и объемом не более 1 л, упакованных в деревянные или фанерные ящики, на наружную тару наносят надписи «В мелкой расфасовке», «Верх», а при наличии стеклянной тары – «Осторожно», «Стекло».

 

 

 



Рисунок 3.2. - Специальная маркировка

 

 

Рисунок 3.2. – Манипуляционные знаки

Способ нанесения маркировки должен обеспечить его сохранность в течение всего транспортного процесса.

Транспортная маркировка наносится на государственном языке и иностранном, указанном в заказе – наряде внешнеторгового объединения. При длине или ширине тары до 1 м допускается маркировку наносить на одной из сторон на языке, указанном в наряде.

Ответственность за отсутствие специальной маркировки и ее последствия возлагается на грузоотправителя.

При подаче грузов в таре или упаковке и штучных грузов мелкими отправками Заказчик обязан заблаговременно замаркировать каждое грузовое место в соответствии с государственным стандартом.

В маркировке указываются:

а) знак получателя - полное или частичное наименование грузополучателя или обозначение, используемое получателем (при перевозках мелких партий);

б) номер заявки (заказа) на перевозку грузов;

в) место назначения - отмечается пункт (при междугородных перевозках);

г) масса грузовой единицы - обозначается цифрами масса брутто и нетто в килограммах.

Данные, приведенные в сопроводительных документах, должны полностью соответствовать маркировке.

Маркировка должна быть проведена одним из следующих способов:

- непосредственно нанесением знаков на грузовом месте;

- с помощью ярлыков.

Наносить маркировку можно окраской по шаблону, штамповкой, клеймением или специальными маркировочными машинами.

Маркировка производится условными обозначениями (знаками), представленными надписью, буквами, цифрами или рисунками (символами), с применением контрастной краски. Цвет краски должен отличаться от цвета тары или груза. Маркировка мест груза должна быть четкой, ясной и надежной.

Маркировка выполняется светостойкой и несмываемой водой краской, которая хорошо держится на любой поверхности (не стирается и не отслаивается).

Ярлыки из бумаги и картона прикрепляют к таре клеем (декстриновым, казеиновым, силикатным и др.); из ткани – пришивают; из фанеры, металла, пластмассы - прикрепляют болтами, шурупами, гвоздями. Прибивать ярлыки к фанерным, картонным и бумажным ящикам не допускается. Допускается прикрепление ярлыков к грузам проволокой, если другой способ крепления невозможен.

При развозке таких грузов, как металлические прутки, трубы, громоздкий или с длинными рукоятками инструмент и т.д. в адрес нескольких грузополучателей допускается маркировка окраской концов стойкой краской, по которой можно легко определить принадлежность их к одной партии.

Маркировка наносится:

а) на ящиках - на одной из сторон;

б) на мешках и тюках - на одной широкой стороне.

Специальная маркировка наносится на двух смежных сторонах.

Если нет возможности нанести маркировку полностью на боках или торцах, на малогабаритных ящиках высотой 200 мм и менее допускается маркировка на смежных стенках тары (в том числе на крышке).

При перевозке однородных грузов в адрес одного грузополучателя допускается нанесение маркировки не на всех грузовых местах, но не менее чем на четырех. В этих случаях замаркированные места укладываются:

а) в фургонах - у двери маркировкой наружу;

б) на открытом подвижном составе - в верхнем ярусе погрузки по два места у каждого продольного борта кузова маркировкой наружу.

При перевозке грузов навалом, насыпью и наливом маркировка не производится.

При перевозке опасных веществ в мелкой расфасовке массой нетто не более 1 кг и объемом не более 1 л, упакованных в деревянные или фанерные ящики, на наружную тару наносят надписи «В мелкой расфасовке», «Верх», а при наличии стеклянной тары – «Осторожно», «Стекло».Такие грузовые места размещают в кузове автомобиля так, чтобы при разгрузке эти надписи были видны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: