Виды (фронтальная, объемная, глубинно-пространственная)

Плоскость, объем, пространство

 

Курс пропедевтика знакомит с графическими средствами – точкой линией пятном. Курс состоит из трех основных частей: Плоскость, Объем, Пространство.

 

Плоскость изучает фронтальные – обращенные лицом к зрителю композиции – графические и рельефные.

 

Курс изучает основные закономерности построения гармоничных формосочетаний с помощью средств графики: точка линия пятно, геометрических фигур и рельефа (света и тени).

 

Объем раскрывает закономерности объемного формообразования в композиции, помимо графических – иллюзорных преобразований происходит активное механическое вмешательство в реальные объекты предметной среды.

 

Пространство знакомит с основными понятиями и разновидностями трехмерного пространства и его организации. Включает в себя знания двух предыдущих разделов.

 

По признаку пространственного расположения форм различаются три вида композиции — фронтальная, объемная и пространственная.

Фронтальная композиция характеризуется развитием фронтальной и вертикальной координат с подчинением глубинной и воспринимается с точек зрения, расположенных перед композицией.

Объемная композиция может иметь равномерное развитие по трем координатам или с преобладанием вертикальной координаты и воспринимается при движении вокруг композиции.

Пространственная композиция характеризуется превалированием пространства над объемами, ограничивающими его. Такая композиция может развиваться по глубинной, фронтальной и вертикальной координатам и воспринимается зрителем, находящимся внутри самой композиции.

Пространственная композиция с преобладанием глубинной координаты называется глубинно-пространственной и воспринимается при движении зрителя в главном направлении развития пространства.

 

В дизайнерской практике все три вида композиции обычно находятся в диалектическом взаимодействии. Сознательное расчленение трех видов композиции при выполнении учебных заданий в определенной последовательности облегчает освоение закономерностей построения композиции объемно-пространственных форм.

 

Фронтальные – элементы формы располагаются в одной плоскости в двух направления по отношению к зрителю.

 

Объемные - элементы формы располагаются на объеме, в трех измерениях. Элементы связаны между собой, для восприятия требуется обзор со всех сторон.

 

Глубинно-пространственные - элементы формы располагаются в пространстве, в трех измерениях. Между элементами композиции может существовать незаполненное пространство, Может восприниматься как снаружи, так и изнутри.Типология композиционных средств и их взаимодействие.

Композиция. Определение.

Виды (фронтальная, объемная, глубинно-пространственная).

 Типы (статичные, динамичные, закрытые, открытые). Структура. Определение

 

Создание художественного произведения в любой области искусства невозможно без композиционного построения, без приведения к цельности и гармонии всех его частей, всех его компонентов. Композиция — важнейшее средство построения целого. Под композицией мы понимаем целенаправленное построение целого, где расположение и взаимосвязь частей обуславливаются смыслом, содержанием, назначением и гармонией целого.

 

Слово «композиция» происходит от латинского «Compositio» что означает сочинение, составление, связь, сопоставление. Все эти значения определенным образом присутствуют в современном понимании композиции, поскольку, если речь идет о композиции, то всегда имеется в виду некая целостность, наличие сложного строения, содержащего противоречия, приведенные к гармоническому единству благодаря системе связей между элементами. Композиция отсутствует в хаотическом нагромождении предметов. Отсутствует и там, где содержание однородно, однозначно, элементарно. И наоборот, композиция необходима любой целостной структуре, достаточно сложной, будь то произведение искусства, научный труд, информационное сообщение или организм, созданный природой. Композиция необходима при создании форм предметного мира бытовых предметов, машин, зданий и других объектов дизайна и архитектуры; это также средство организации информации и средство построения художественной формы. Композиция обеспечивает логичное и красивое расположение частей, из которых состоит целое, придавая ясность и стройность форме и делая доходчивым содержание. Логика построения и красота, гармония в соотношениях частей целого присуща, как уже было замечено выше, не только творениям человека.

 

Признаки композиции мы обнаруживаем и в природных формах, в строении растений, животных организмов, в строении вселенной. Поэтому слово «композиция» равно применимо к описанию цветка, к построению книги или ораторской речи. Композиция — способ организации «материала» искусства. Под материалом в данном случае подразумевается не только физическая масса — глина, краски, слово и т. д., но и сюжет, идея, натура, все, что будучи преобразовано актом творчества, создает художественное произведение в его конечной художественной форме.

 

Расположение этого материала по законам художественного построения следует назвать в точном смысле этого слова — формой этого произведения. Композиция как раз и является тем способом, тем законом художественного построения, без которого невозможно создание формы, то есть, законченного художественного произведения. Осмысление композиционного построения как средства организации материала необходимо, так как задачей композиционного построения произведения является распределение материала будущего произведения таким образом и в такой последовательности, в такой взаимосвязи частей произведения и всех элементов художественной формы, чтоб наилучшим образом выявить смысл и назначение произведения и создать выразительную и гармоничную художественную форму. Гармонизируя форму, композиционное построение тем самым обогащает содержание и повышает ценность произведения в целом. Композиция является одновременно категорией содержания, (так как выявляет смысл), и категорией формы (так как гармонизирует форму). Таким образом, через композицию осуществляется неразрывное единство содержания и формы. Но, разделяя эти понятия, противопоставляя их друг другу, мы имеем возможность вычленить формальные признаки художественной формы и выявить средства, с помощью которых строится форма. Сюда входит материал и композиционные средства. Вычленение композиционных средств и изучение их необходимо для освоения основ композиции. Наша задача — взглянуть на композицию с точки зрения формальной структурной организации материала, проанализировать связи и отношения, которые возникают между элементами формы в процессе композиционного построения. Но, прежде всего следует определить, в чем выражается композиционное построение, каковы его отличительные признаки?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: