Понятие КИС, требования к КИС.
КИС – это совокупность ИС, отдельных подразделений предприятия, объединенных в единое целое, для выполнения задач по управлению предприятием.
Требования:
1) Системность (система должна охватывать все уровни управления предприятия от низшего звена до руководителя предприятия);
2) Модульность (система – взаимодействует, но является самостоятельной);
3) Открытость (требование, чтобы форматы данных были транспортируемыми (импорт-экспорт Д));
4) Адаптивность (возможность гибкой настройки);
5) Безопасность.
Включает несколько аспектов:
а) Защита Д от потери (защита на программно-аппаратном уровне на этапе стирания Д, или их потере);
б) Сохранение целостности и непротиворечивости Д;
в) Предотвращение несанкционированного доступа к Д внутри системы;
г) Предотвращение НСДк Д извне.
6) Масштабируемость (возможность расширения);
7) Мобильность (новые программно-аппаратные платформы);
8) Простота в изучении (интуитивно понятный интерфейс, наличие хорошей документации, проведение обучения);
|
|
9) Поддержка разработчика (отвечает, например, за бесплатное предоставление обновлений);
10) Сопровождение (отличается от 9 тем, что сопровождение - помощь во внештатных ситуациях, которая не носит характер радикальной реструктуризации).
История КИС:
MRP – планирование материальных ресурсов предприятия;
MRPII – Планирование производственных ресурсов предприятия;
ERP – MRP + MRPII;
CSRP – системы планирования ресурсов синхронизированные с потребителем.
Лекция 2.
Система MRP.
MRP-алгоритм – алгоритм оптимального управления заказами на готовую продукцию, производством и запасами сырья и материалов.
Главная задача: с одной стороны, сокращение запасов сырья и материалов на складе и, с другой стороны, обеспечение гарантии необходимого количества материалов и комплектующих.
В первую очередь MRP- это производство.CRP– материалы, MRP – производственная мощность.
Терминология:
1) Материалы – все сырье и отдельные комплектующие, составляющие конечный продукт;
2) MRP-система (MRP-программа) – компьютерная программа работающая по алгоритму MRP;
3) Статус материала – основной указатель на текущее состояние материала (например, материал есть в наличии; материал есть на складе, но зарезервирован; материал присутствует в заказе; заказ материала планируется);
4) Страховой запас материала – запас, необходимый для поддержания процесса производства, в случае возникновения задержек его поставок;
5) Потребность в материале – количественная оценка потребности в данном материале;
a) полная – то что нам необходимо для выполнения производственной программы;
|
|
b) чистая = полная потребность – страховой запас – инвентаризирована на руках – зарезервирована на др. заказах.
Вход |
Выход |
Центральная часть |
Входные данные:
· Описание состояния материалов - идентификационные данные, общие данные: вес, размер, тип; данные запасов; данные по закупкам;
· Программа производства - основной производственный план-график (для удовлетворения заказов потребителей);
· Перечень комплектующих продуктов – ведомость материалов – номенклатурный перечень материалов и их количество для производства узла;
· CRP – система планирования производственных мощностей (проверка выполнимости программы производства с точки зрения загрузки оборудования);
Центральная часть:
· MRP:
1) на основании программы производства определяется количественный состав конечных изделий для каждого времени планирования;
2) к составу конечных изделий добавляются запасные части, не включенные в план производства;
3) для программы производства и запасных частей определяется общая потребность в ресурсах, в соответствии с ведомостью материалов с распределением по периодам планирования;
4) корректировка общей последовательности материалов с учетом состояния запаса для каждого периода времени планирования;
5) формирование заказов на пополнение запасов с учетом необходимых времен опережения.
Выходные данные:
· План график снабжения материальными ресурсами производства -> порождается план-график заказов, привязанный к периодам времени и используемый для размещения заказов поставщикам или планирования самостоятельного изготовления;
Основные функции MRP-систем.
Основные функции MRP-системы в целом:
1) Описание плановых единиц и уровней планирования;
2) Описание специфики планирования;
3) Формирование основного производственного плана;
Основные функции MRP-подсистемы:
1) Управление изделиями – описание материалов, комплектующих и единиц готовой продукции;
2) Управление запасами – для отображения, хранения и внесения данных о запасах;
3) Управление конфигураций изделия;
4) Ведение ведомости материалов (перечень комплектующих);
5) Расчет потребности в материалах;
6) Формирование заказов на закупку;
7) Формирование заказов на перемещение;
Основные функции CRP-подсистем:
1) Описание рабочих центров – описание структуры крупных производственных узлов с определением их мощности (описание цехов);
2) Описание машин и механизмов с определением нормативной мощности (описание станков в цехе и их продукты производства);
3) Описание производственных операций с привязкой к рабочим центрам и оборудованию (цех->фрезерные станки-> производственные операции (сколько по времени));
4) Описание технологических маршрутов, представляющих последовательность операций, выполняемых в течение некоторого времени на конкретном оборудовании и в определенном рабочем центре;
5) Расчет потребности по мощностям для определения критической загрузки и принятия решения;
Лекция 3.
Стандарты MRP-II.
Представляет собой набор функций, модулей и процедур, необходимых для организации экономики предприятия.
Стандарт содержит 16 групп функций:
I. Планирование продаж и производства;
II. Управление спросом;
III. Составление плана производства;
IV. Планирование материальных потребностей (принцип MRP);
V. Спецификации продуктов;
VI. Управление складом;
VII. Плановые поставки;
VIII. Управление на уровне цеха;
IX. Планирование производственных мощностей;
X. Контроль входа-выхода;
XI. Материально-техническое снабжение;
XII. Планирование ресурсов распределения;
XIII. Планирование и контроль производственных операций;
XIV. Управление финансами;
|
|
XV. Моделирование;
XVI. Оценка результатов деятельности.
Что же нам дает использование MRP-II?
1) Получение оперативной информации о текущей деятельности;
2) Долгосрочное и оперативное планирование;
3) Сокращение материальных ресурсов на складах;
4) Решение задач оптимизации производственных и материальных потоков;
5) Финансовое отражение деятельности в целом.
Основные модули планирования:
1) Модуль планирования развития бизнеса (оперирует в финансовых единицах, на выходе – бизнес-план, длительностью от года до 5 лет);
2) Модуль планирования продаж (оперирует в единицах готовой продукции, использует объемы продаж и динамику, для создания планов-продаж);
3) Модуль планирования производства (необходим для оценки совокупности программ компонентов изделия, создает производственный план предприятия);
4) Модуль планирования потребности в материале (создает план закупок и т.п.);
5) Модуль планирования производственных мощностей;
6) Модуль обратной связи (необходим для выявления узких мест и изменения всех планов производства для минимизации убытков);
Механизм работы MRP-II-систем.
Этап I - Составление производственного плана и бизнес-плана.
Производственный план всегда формируется в единицах продукции.
Дата | План продаж | План производства | Объем запасов | Примечание | |
31.01 | Плановые | ||||
Реальные | 6000 | ||||
28.02 | Плановые | 3000 | 3500 | 6500 | 60+5 |
Реальные | 2500 | 3600 | 7100 | 60+11 | |
31.03 | Плановые | 3000 | 3500 | 7000 | 65+5 |
Реальные | 3800 | 3200 | 6500 | 71-6 |
Этап II – Формирование спецификации (элементарного списка комплектующих).
ID/артикул | Наименование материала | Количество |
764671 | Двигатель 1,4 16 клапанов | 1 |
112345 | Блок цилиндров | 1 |
112382 | Крышка | 1 |
112344 | Болты | 8 |
… | … | … |
54342 | Свечи | 4 |
Этап III – Планирование потребности в материалах.
Этап IV – Планирование потребности в производственных мощностях.
Технологическая схема обработки изделия:
Шаг | № производственной единицы | Название работы | Название единицы производства | Количество часов |
1 | 456 | Растяжка | Токарный станок | 1 |
2 | 567, 89 | Шлифовка | 5 | |
2.1 | 567 | Станочная шлифовка | Шлифовальный станок | 4 |
2.2 | 89 | Ручнаяшлифовка | Рабочий Петров | 1 |
|
|
Производственная единица № 567
№ материала | № заказа | Количество | Количество на дату | ||
01.03 | 02.03 | 03.03 | |||
912 | 123456 | 50 | 20 | 20 | 10 |
.. | … | … | … | … | … |
809 | 654321 | 500 | 150 | 150 | 200 |
Сумма: | 190 | 195 | 240 |
Этап V – Контроль выполнения производственного плана.
Лекция 4.Продолжение
Выполняется в 3 шага:
1) Создание контрольных отчетов производительности;
Производственная единица №1500
Статус (часы) | 01.03 | 02.03 | 03.03 | 04.03 |
По плану | 210 | 115 | 115 | 110 |
Реально | 180 | 130 | 110 | 125 |
Отклонение | -30 | -15 | -20 | -5 |
2) Для каждой производственной единицы формируются контрольные отчеты потребления материалов.
3) Формирование списка операций
Производственная единица №1500 на 04.03
№ заказа | Инвентарный№ материала | Количество материала | Дата по плану | Количество часов обработки материалов |
176 | 769 | 50 | 01.03 | 5 |
789 | 996 | 500 | 03.03 | 14 |
890 | 172 | 200 | 04.03 | 28 |
… | … | … | … | … |
Итого: | 69 |
Этап VI – Осуществление обратной связи.
Заключение: MRP-II-системы нацелены на внутреннее моделирование деятельности предприятия. Их основная цель учитывать и анализировать все внутренние коммерческие производственные события, как происходящие в данный момент, так и планируемые на будущее.
Преимущества использования систем MRP-II.
Применение систем MRP-II позволяет:
1) улучшить обслуживание заказчиков засчёт своевременного выполнения поставок;
2) сократить цикл производства и цикл выполнения заказов (более гибкое реагирование на спрос);
3) сократить незавершенное производство;
4) значительно сократить запасы материалов;
5) сбалансировать запасы (меньше дефицита, меньше устаревших материалов);
6) повышение производительности (можно не только искать узкие места, но и найти простаивание);
7) создание скоординированной группы управления, которая сможет решать стратегические и оперативные вопросы и организовать работу в соответствии с выработанным планом производства;
ERP-системы.
ERP-система - система планирования ресурсов предприятия (производственных и коммерческих).
ERP = MRP-II + FRP-II.
ERP – для планирования продуктов на всем этапам ЖЦ продукции.
Функциональный ЖЦ продукции:
Этап I – Производственный цикл (производство продукта);
Этап II – Логистический цикл (параллельно производственному – закупка перемещение продуктов, отгрузка);
Этап III – Предпродажный цикл (включает в себя маркетинг, вывод товара на рынок, работа по сбыту);
Этап IV – послепродажный цикл (включает в себя гарантийное и послегарантийное обслуживание, поддержку, утилизацию);
Преимуществаи недостатки ERP-систем:
Å Снижение себестоимости, засчет оптимизации эффективности операций;
Å Уменьшение времени выхода продукта на рынок;
Å Уменьшение издержек и брака, повышение качества продуктов;
Обрабатываются только внутренние операции;
С запаздыванием реагирует на измениение рынка сбыта;
Стандарт CRM
(управление отношениями с клиентом)
Система CRM – системы, основанные на применении технологий (управленческих и информационных), с помощью которых компании собирают знания о клиентах для выстраивания взаимовыгодных отношений с ними.
Целью CRM является не простое увеличение объемов продаж, а прибыльное увязывание потребности клиента с возможностями продавца.
Различают 2 уровня CRM:
1) «Большой»CRM – стратегия «отличительного» ведения бизнеса;
2) «Малый» CRM – информационные технологии, позволяющие автоматизировать различные аспекты взаимодействия с клиентом;
CRM-продукты применительны к западным странам.
Направления развития CRM-систем:
1) Системы класса SFA – автоматизация деятельности торговых представителей («втюхиватели» товара);
2) Системы класса MA - автоматизация деятельности маркетинга;
3) Системы класса CSA и CSS – автоматизация службы поддержки и обслуживание клиентов;
4) Системы класса CCM – управление/автоматизация контакт-центров;
5) Системы FSM – управление территорияально-удаленными подразделениями;
6) Системы PRM – управление взаимоотношениями с партнерами (не поставщики, скорее соучастники, т.е. те, кто несет финансовые риски.);
7) Системы класса HelpDesk – автоматизация технической поддержки.
Основное отличие CRM-систем от всех остальных информационных систем предприятий: все прочие системы работают на экономичность и экономию, тогда как CRM призваны наращивать эффективность, например, отбором правильных клиентов и корректным выстраиванием отношений с первого раза.
Категории продуктов:
SFA.
Функции:
1. Ведение календаря событий и планирование работы (органайзер);
2. Управление контактами;
3. Работа с клиентами (обязательно фиксируется история взаимодействия);
4. Мониторинг потенциальных продаж;
5. Поточная организация продаж;
6. Повышение точности прогнозов продаж;
7. Автоматическая подготовка коммерческих предложений;
8. Предоставление информации о ценах;
9. Предоставление актуальной информации о состоянии дел в региональных представительствах;
10. Формирование отчетов;
11. Организация продаж по телефону;
12. Автоматическое обновление данных о размере бонуса, в зависимости от выполнения поставленных задач.
MA.
Функции:
1) Организация маркетинговой кампании (планирование, разработка, анализ результатов);
2) Создание маркетинговых материалов (коммерческие предложения, рассылка и т.п.);
3) Генерация списка целевой аудитории (списки потенциальных клиентов и распределение их между торговыми представителями);
4) Ведение маркетинговой энциклопедии (репозиторий продуктов в ценах конкурентов).
Лекция 5. Продолжение.
3) CSA и CSS (Средства для связи с клиентом посредством Интернет)
Функции:
1) Мониторинг потребности клиента;
2) Мониторинг прохождения заявок;
3) Мониторинг мобильных продаж;
4) Ведение базы знаний;
5) Контроль над исполнением сервисных соглашений, автоматическое отслеживание сроков и условий;
6) Управление запросами клиентов с помощью присвоения приоритетов;
4) CCM (Контакт-центр (Call-центр))
Функции:
1) Сокращение времени обслуживание клиентов и исключение дублирования функций различных подразделений;
2) Улучшение качества и технологичности обслуживания клиентов в связи с использованием персонифицированного управления контактом 0_о;
3) Увеличение пропускной способности системы взаимодействия с клиентом при одновременном резком снижении финансовых затрат;
4) Усиление контроля за работой сотрудников;
FSM.
Системы управление сервисным обслуживанием проданной продукции; гарантийный и постгарантийное обслуживание; контроль договоров с теми, кто предоставляет услуги сервиса и т.п.
Основная цель: повышение качества обслуживания заказчиков;
PRM.
Системы повышения эффективности процесса взаимодействия с партнерами в области продаж, маркетинговых поставок и обслуживания засчет интеграции в единую ИС.
Функции:
1) Оперативное ознакомление партнеров с новыми инициативами и другой деловой информацией;
2) Позволяют точнее определять, кто из партнеров приносит наибольшую прибыль;
3) Упрощение и стандартизация процесса сотрудничества с партнерами;
4) Возможность проведения тренингов в режиме он-лайн для партнеров;
HelpDesk.
База знаний направленная на то, чтобы разрешать проблемы пользователя в оперативном режиме.