Реформа политической системы

 Политические преобразования в стране

Реформа политической системы была обусловлена всем ходом перестроечных процессов после апреля 1985 г. Признание несовершенства политической сис­темы, ставшей главным тормозом экономических пре­образований, требовало решительных перемен и в этой сфере жизни общества.

Концепция реформы политической системы содер­жится в материалах XIX Всесоюзной конференции КПСС, январского (1987) и февральского (1988) Пле­нумов ЦК КПСС. Суть реформы заключалась в следу­ющем:

  • сделать все, чтобы трудящиеся были включены в управление страной не на словах, а на деле;
  • создать эффективный механизм, который обеспечивал бы своевременное самообновление политической системы с учетом меняющихся внутренних и международных условий.

Конечной целью реформы политической системи главным ее критерием КПСС считала всестороннее обеспечение прав человека, повышение социальной активности советских людей. XIX партконференция на метила пути достижения этой цели: а) изменить избирательную систему;

б) реорганизовать структуру органов власти и управления;

в) обновить законодательство.

По существу это означало возрождение полновластия Советов народных депутатов.

В ходе реформы политической системы можно выделить два крупных этапа: 1985 –1988 гг. и 1989 – 1991 гг. В структуре и механизме функционирования высших и местных органов государственной власти Советов в 1985 – 1988 гг. изменений практически не произошло. По-прежнему формально высшим органом власти был Верховный Совет СССР, регулярно соби­равшийся на свои сессии, на которых он утверждал решения партии и правительства. С 1985 по 1988 г. Председателем Президиума Верховного Совета был А.А. Громыко.

Реальные изменения в структуре власти начались после 1988 г. В соответствии с предложениями XIX Всесоюзной партийной конференции Верховным Со­ветом СССР были приняты законы «Об изменениях и дополнениях Конституции СССР» и «О выборах народ­ных депутатов». Избирателям предоставлялось право действительного выбора как на стадии выдвижения кандидатур, так и на стадии голосования.

Выборы народных депутатов стали осуществлять­ся на альтернативной основе. 26 марта 1989 г. состоя­лись выборы народных депутатов. Избирательная кам­пания проходила остро, вовлекая миллионы людей в реальную политическую жизнь. Кроме выборов депу­татов по территориальным округам в 1989 г. проводи­лись выборы от так называемых общественных орга­низаций – КПСС, ВЛКСМ, ВЦСПС, Союза журнали­стов, Академии наук и ряда других. Это привело к тому, что значительная часть партийных функционеров без труда вновь попала в высший орган государственной власти. Всего было избрано 2250 депутатов.

Важным событием политической жизни страны стали Съезды народных депутатов СССР. На I съезде народных депутатов (май – июнь 1989) М.С. Горбачев был избран Председателем Верховного Совета СССР. Его заместителем стал А.И. Лукьянов. Кроме того, были избраны депутаты Верховного Сове­та (всего 542 человека) – постоянно действующего за­конодательного и контролирующего органа государ­ственной власти, образован ряд комиссий: мандатная, конституционная и т. д. Съезд утвердил Председателя Совета Министров СССР Н.И. Рыжкова и ряд других высших должностных лиц государства. В 1989 – 1991 гг. состоялось пять Съездов народных депутатов страны. Их главный итог состоял в том, что начала работать новая модель политической системы общества.

Поворот страны к рыночным отношениям, уси­ливающаяся разбалансировка народного хозяйства, необходимость быстрого реагирования на социаль­но-экономические процессы в стране поставили воп­рос о дальнейшем укреплении высшей государствен­ной власти. В стране впервые вводится институт президентства. На III внеочередном Съезде народных депутатов СССР в марте 1990 г. на пост Президента СССР был избран М.С. Горбачев. Был создан Прези­дентский совет – совещательный орган при Прези­денте СССР и Совет Федерации, который согласо­вывал интересы Союза ССР в целом и интересы вхо­дящих в него союзных республик. В конце 1990 г. вместо Совета Министров был создан новый орган, непосредственно подчиненный президенту – Каби­нет Министров СССР. Первым премьер-министром страны стал B.C. Павлов.

4 и 18 марта 1990 г. в два тура прошли выборы народных депутатов РСФСР, автономных республик и местных Советов. В соответствии с положениями дей­ствовавшей Конституции РСФСР высшая представи­тельная власть в республике имела своеобразную, как бы «двухэтапную» структуру: Съезд народных депута­тов – высший орган государственной власти, избираемый сроком на 5 лет и созываемый для работы не менее 2 раз в году, и Верховный Совет – постоянно действующий законодательный и контрольный орган, избираемый на те же сроки из числа народных депу­татов РСФСР.

Количественный состав съезда был определен в 1068 человек. Их предстояло избрать в 900 территори­альных и 168 национально-территориальных округах. Из этого общего числа депутатов 252 человека должны были составлять Верховный Совет из 2 равноправных палат: Совета национальностей и Совета республики (по 126 человек). Первый комплектовался из депутатов, избранных по национально-территориальным округам, второй – из депутатов, избранных в территориальных округах.

16 мая 1990 г. начал работу I Съезд народных депу­татов Российской Федерации. На пост Председателя Верховного Совета РСФСР был избран Б.Н. Ельцин, первым заместителем – мало кому известный доктор экономических наук, профессор одного из столичных вузов Р.И. Хасбулатов.

22 мая съезд приступил к обсуждению вопроса «О суверенитете РСФСР, новом союзном договоре и механизме народовластия в стране». С докладом выс­тупил Б.Н. Ельцин. Он отметил, что россияне более не могут мириться с положением, когда республика по производительности труда находится на первом месте в Союзе, а по удельному весу расходов на социальные нужды – на последнем, пятнадцатом. Чтобы преодо­леть это неравноправие, России нужен полнокровный политический и экономический суверенитет.

В дискуссию вступил Президент СССР. Полеми­зируя с Б.Н. Ельциным, М.С. Горбачев обвинил его в том, что он призывает «под знаменем восстановления суверенитета России» к развалу Союза, пытается «от­лучить Россию от социализма», т. к. даже в названии республики социализму не нашлось места. Предложе­но именовать ее просто Российской Республикой.

Это положило начало открытой и непримиримой борьбе Горбачева и Ельцина по двум основным про­блемам – об отношениях «Россия – центр» (судьба го­сударственного устройства Союза) и об отношении к социалистическому выбору. Конфронтация продолжа­лась вплоть до декабря 1991 г., когда перестал суще­ствовать СССР, а его первый и последний Президент сложил свои полномочия. Съезд принял Декларацию «О государственном суверенитете Российской Совет­ской Федеративной Социалистической Республики». 907 депутатов РСФСР проголосовали «за»; 13 – «про­тив»; 9 – воздержались. Это случилось 12 июня 1990 г. Этот день вошел в российскую историю как день возвращения России самостоятельности.

В обстановке нарастающего противостояния шла подготовка к референдуму, который должен был решить судьбу СССР. Постановление о проведении референ­дума принял IV Съезд народных депутатов Союза еще в декабре 1990 г. 17 марта 1991 г. референдум по воп­росу о сохранении СССР как обновленной федерации равноправных суверенных республик состоялся. В нем приняло участие более 148 млн. человек, или 80% име­ющих право участвовать в референдуме. Из них за сохранение Союза высказалось более 113 млн. чело­век, или 76,4% от принявших участие в голосовании. «Нет» сказали 32 млн. человек, или 21,7%.

Итоги референдума 17 марта зарубежная пресса оценила как убедительную победу М.С. Горбачева и одновременно триумф Б.Н. Ельцина. 12 июня 1991 г. со­стоялись выборы первого российского Президента. Как и ожидалось, им стал Б.Н. Ельцин. Вице-президентом стал баллотировавшийся на этот пост в паре с Б.Н. Ельциным народный депутат РСФСР А.В. Руцкой, широко извес­тный как летчик-«афганец», полковник, Герой Советс­кого Союза.

Ключевым шагом в реформе политической систе­мы стал переход к многопартийности и политическому плюрализму. На февральском (1988) Пленуме ЦК КПСС с ре­чью «Революционной перестройке – идеологию об­новления» выступил М.С. Горбачев. Впервые было за­явлено с партийной трибуны о необходимости «свобод­ного соревнования умов», «социалистического плюрализма мнений». На Пленуме была сделана по­пытка объяснить причины того, почему партия и на­род на протяжении всех 70 лет не смогли «достаточно полно реализовать ленинские принципы нового обще­ственного строя». Среди названных причин было и воз­вращение к тезису XX съезда о «культе личности» и но­вый тезис – о сложившейся в 1930-е гг. «командно-ад­министративной системе управления». XIX партийная конференция (28 июня – 1 июля 1988) явилась послед­ней попыткой сплотить партию и партийный аппарат под единым руководством М.С. Горбачева. Однако это­го не получилось.

1989 – 1990 гг. были периодом, когда реальная власть стала постоянно уходить из рук верхушки партаппарата. Это проявилось в усилении влияния неформальных движений, в формировании оппозици­онных партий и начале широкой критики самих основ марксизма, социализма и деятельности В.И. Ленина. Еще большим падением влияния партии в обществе характеризуется середина 1990 г., когда состоялся XXVIII (1990) съезд КПСС и I съезд Коммунистичес­кой партии России. На съезде шла ожесточенная борь­ба между различными фракциями по поводу выхода партии из глубокого кризиса. На нем были представ­лены три основные фракции: центристская (платфор­ма КПСС), демократическая и марксистская.

Сразу же за XXVIII съездом последовал I съезд Коммунистической партии России. Он стал составной частью структурных изменений в партии. Первым секретарем КП РСФСР был избран И.К. Полозков. Оба партийных съезда не ответили на насущные проблемы страны, не смогли выработать стратегию выхода из кризиса. Все это привело к дальнейшему падению пристижа КПСС в обществе, о чем свидетельствовал массовый выход из партии. Если в 1989 г. ряды КПСС покинуло 140 тыс.человек, то в 1990 г. – 2 млн. 712 тыс. человек. Из КПСС вышла большая часть состава ком­партий Литвы, Латвии и Эстонии.

Под давлением сил общественности партийное руководство согласилось с изменением статей б и 7 Конституции СССР и тем самым констатировало отказ КПСС от подмены государственных органов, от испол­нения административно-управленческих функций. Отказ КПСС от монополии на власть стал важным ческой системы. За короткое время в стране возник­ли десятки общественно-политических организаций, партий и движений.

Среди них – народные фронты Латвии, Эстонии; «Саюдис» в Литве; движение «Рук» на Украине. В ка­честве политического противовеса народным фронтам в Литве, Латвии, Эстонии и других возникли интер­фронты, их социальную базу составляло преимуще­ственно русскоязычное население. На территории РСФСР также образовались аналогичные движения. Крупнейшие из них – Российский народный фронт (РНФ), Народный фронт РСФСР, объединение «Демо­кратическая Россия». Возникли самостоятельные по­литические объединения и партии: Социалистическая партия (1990), Демократическая партия (1989), Демо­кратический союз (1988), Союз конституционных де­мократов (1989) и др. Многие из них обладали устойчивыми организационными структурами, разработан­ными идейными платформами, вели активную пропагандистскую деятельность. Спектр идеологичес­ких координат их деятельности характеризовался не­обычайной широтой. В СССР стал реальностью поли­тический плюрализм. КПСС высказалась за мирное сотрудничество со всеми партиями и движениями прогрессивной ориентации.

Общественно-политические организации, входив­шие в политическую структуру советской государ­ственной системы, в конце 1980-х гг. оказались в глу­боком кризисе. Это относится прежде всего к ВЛКСМ и профсоюзам. Началось стремительное падение чис­ленности комсомола. Если на 1 января 1987 г. в ВЛКСМ состояло около 41 млн. членов, то на 1 января 1989 г. уже немногим более 31 млн. В 1991 г. ВЛКСМ практи­чески исчез с политической арены.

Итоги мартовского референдума не сняли напря­женности в обществе. Экономический и политический кризис продолжал углубляться. Из возникшего тупика политические лидеры видели два возможных варианта выхода:

а) введение в стране чрезвычайного положе­ния; б) созыв «круглого стола» из представителей всех политических движений для демократического решения вопроса о власти.

­Сторонники сохранения СССР как единого мно­гонационального государства все настойчивее тре­бовали от Президента введения чрезвычайного по­ложения. Демократическая оппозиция продолжала выдвигать идею «круглого стола», видя в нем возмож­ность цивилизованной договоренности о создании условий проведения политики реформ в России и в Союзе. Но события неожиданно пошли по иному, третьему варианту. 23 апреля 1991 г. было принято совместное заявление Президента СССР и руково­дителей высших государственных органов союзных республик «О безотлагательных мерах по стабили­зации обстановки в стране и преодолению кризиса». Кроме Президента СССР его подписали руководите­ли девяти республик – России, Украины, Белорус­сии, Узбекистана, Казахстана, Азербайджана, Кир­гизии, Таджикистана и Туркмении.

В мае 1991 г. в Ново-Огареве началась подготовка нового Союзного Договора. Это был знаменитый «Ново-Огаревский процесс». На 20 августа 1991 г. было на­значено подписание нового Союзного договора. 19 августа произошло выступление консервативного кры­ла в высшем руководстве СССР, которое не устраивал проект Союзного договора. В отсутствие Президента СССР в столице (он был в Крыму на отдыхе) был уч­режден Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), целью которого было преодоление глубокого и всестороннего кризиса и сохранение Со­юза Советских Социалистических Республик. В ГКЧП вошли восемь высших чинов союзного правительства: О.Д. Бакланов, В.А. Крючков, B.C. Павлов, Б.К. Пуго, В.А. Стародубцев, А.И. Тизяков, Г.И. Янаев и Д.Т. Язов. 21 августа члены ГКЧП были арестованы по обвине­нию в попытке государственного переворота.

Сразу после этого Президент РСФСР Б.Н. Ельцин приостановил деятельность КПСС на территории Рос­сийской Федерации, а в ноябре 1991 г. запретил ее вовсе. Распад СССР вступил в завершающую фазу. Уже в августе три прибалтийские республики заявили о сво­ем выходе из СССР.'В сентябре 1991 г. Президент СССР М.С. Горбачев подписал указ о признании этого выхода.

Что же произошло? Была ли попытка государствен­ного переворота, или переворот все же состоялся? Какие цели преследовали противоборствующие сторо­ны? Можно по-разному оценивать августо-сентябрьские события 1991 г. В обществе они расценивались с двух принципиально отличных позиций.

Одна, ставшая официальной, сводилась к тому, что события 19 – 21 августа – это путч, антиконституци­онная попытка захвата власти реакционными силами, выступавшими против демократического обновления общества, за возврат к тоталитарной системе. Соглас­но этой точке зрения, Президент СССР действительно был насильно изолирован в Форосе, узурпаторы влас­ти намеревались обезглавить российское руководство, были готовы пролить народную кровь. Путч не удался благодаря активному противодействию российского правительства, возглавившего народное сопротивле­ние. Его действия вполне легитимны, так как были на­правлены на защиту законной президентской власти, на дальнейшее развитие демократических реформ в су­веренных государствах.

Согласно второй позиции события делятся на два этапа. Первый – это 19 – 21 августа: неудавшийся «дворцовый переворот» с попыткой придать ему мяг­кую, конституционную форму, предпринятый «совет­ским руководством» с молчаливого полусогласия Пре­зидента СССР. Его изоляция в Форосе была чисто ус­ловной. Он как бы на время выводился из игры, чтобы мерами чрезвычайного характера не был скомпроме­тирован его «демократический образ» в глазах миро­вого сообщества.

На первом этапе ГКЧП сразу же потерпело пора­жение, наскочив на неожиданное для них резкое со­противление Б.Н. Ельцина, который не принял предло­женных «правил игры», объявив верхушку законного союзного правительства заговорщиками и узурпатора­ми. Он пошел на обострение и легко победил. На этом этапе переворота победили демократы.

В первых числах сентября начался второй этап. Он характеризуется уже как подлинный государственный переворот. То, что произошло на V Чрезвычайном съез­де народных депутатов СССР, и привело к смене существовавшей общественно-политической системы, дало толчок к развалу СССР. На этой фазе заверши­лось не только отстранение от власти коммунистов, но и социал-демократов. Власть оказалась в руках либе­рально-демократических сил с их естественной ори­ентацией на капитализацию страны.

8 декабря 1991 г. лидеры России, Украины и Бело­руссии Б.Н. Ельцин, Л.М. Кравчук и С.С. Шушкевич объявили о создании Содружества Независимых госу­дарств (СНГ). 21 декабря на встрече в Алма-Ате к СНГ присоединились еще восемь республик, была принята декларация об образовании СНГ. 25 декабря М.С. Гор­бачев подал в отставку с поста Президента СССР.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow