double arrow

Положение СССР во второй половине 1980-х гг.

1

Положение СССР во второй половине 1980-х гг. Радикальная экономическая реформа

Реформа политической системы. Политические преобразования в стране

Перестройка середины 1980-х гг. по своей комплек­сности и глубине не имеет аналогов, но в ее арсенале – опыт и уроки общественных преобразований предшеству­ющих лет. Многие из них имели поворотное значение. Собственно, весь процесс нашего исторического разви­тия оказался как бы сконцентрированным в нескольких критических точках, открывающих определенные этапы в жизни советского общества. Эти точки символически обозначали исторические повороты – революционные и реформационные, законченные и незаконченные. Пре­емственность задач осуществления социалистического процесса, революционный характер перемен, масштаб­ность цели исторически связали 1917 и 1985 гг.

Между этими рубежными вехами советской исто­рии можно выделить еще несколько поворотных точек, определивших в той или иной степени судьбы страны: 1921 г. – переход к новой экономической политике; 1929 г. – поворот к форсированному социалистичес­кому строительству; 1941 и 1945 гг. – начало и оконча­ние Великой Отечественной войны; 1956 г. – начало процесса общественного обновления на базе демокра­тизации; 1985 г. –экономическая реформа и попытки создания нового хозяйственного механизма. Эти пово­роты неодинаковы по своему значению, методам и формам осуществления, особенностям развития. Сегодня, пытаясь разобраться в причинах возникно­вения застойных явлений, мы постепенно освобождаем­ся от привычки все объяснить влиянием приходящих факторов и «злых людей» – сначала вредителей, потом бюрократов, а вслед за этим и причин весьма объектив­ного на первый взгляд свойства, например «вала» и т. д. Трудности и проблемы, с которыми столкнулось советс­кое общество в 1970 – 1980-х гг., затрагивают всех нас в той или иной мере... – так ставится проблема ответствен­ности сейчас. Сложившийся механизм торможения су­ществовал не сам по себе. Его конкретные носители были на уровне ЦК и правительства, в министерствах, рес­публиках и областях, в трудовых коллективах.




Концепция перестройки уже в своей основе – это отказ от принципа «разовых действий» и пере­ход к комплексным программам общественного об­новления. Ее главные составляющие – демократи­зация общественной жизни и радикальная экономи­ческая реформа.

Положение СССР во второй половине 1980-х гг.

Радикальная экономическая реформа

1985 г. стал серьезным рубежом в истории СССР. Процессы, которые подспудно развивались внутри государства, кризисные явления в жизни общества отчетливо выявились и стали стремительно нарастать. Положение СССР в середине 1980-х гг. было неодно­значным. С одной стороны, Советский Союз по-пре­жнему оставался великой державой, с другой – стре­мительно терял этот статус. В 1985 – 1991 гг. СССР, как и ранее, был самым крупным по территории государ­ством (он занимал 1/6 обитаемой суши, 22,4 млн. кв. км). Согласно переписи 1989 г., население СССР состави­ло 286,7 млн. человек. В городах страны проживало при­мерно 67% населения, в сельской местности – 33% (в РСФСР, соответственно, 73,7% и 26,6%). На протяже­нии 1980-х гг., как и в 1960 – 1970-х гг., происходил про­цесс опережающего роста неславянского населения,  прежде всего в республиках Средней Азии и Азербайджане. Если количество русских, украинцев и белору­сов увеличилось с 1979 г. в среднем на 6%,то узбеков, таджиков и туркменов – от 34% до 45%.



К середине 1980-х гг. СССР обладал достаточно раз­витой инфраструктурой промышленности и сельского хозяйства, что позволяло ему достичь определенных успехов в экономике, прежде всего в военной (косми­ческая промышленность, военно-промышленный ком­плекс), и в основном обеспечивать себя, правда, на минимально допустимом уровне, продуктами питания и товарами широкого потребления. Социальные и на­циональные противоречия в стране находились в не проявленном состоянии. СССР обладал огромными природными богатствами, несопоставимыми ни с од­ной из стран мира.

Однако, несмотря на определенные достижения в экономическом и социальном развитии, советское госу­дарство оказалось в глубоком предкризисном состоянии. Главной причиной его являлось прогрессирующее па­дение темпов роста промышленности, происходившее на фоне все убыстряющегося развития капиталистичес­ких стран. Перед руководством страны реально встала задача сохранения своей власти. Попытки «закручива­ния гаек», осуществленные во время короткого правле­ния Ю.В. Андропова, показали свою безрезультатность. Впервые за послереволюционную историю разви­тия нашего государства партийное руководство откры­то признало свою вину и взяло на себя ответственность за положение в стране. Здоровые силы в партии и обществе в целом надеялись и стремились преодо­леть негативные явления, переломить течение собы­тий. В марте 1985 г., после смерти К.У. Черненко, Гене­ральным секретарем ЦК КПСС был избран М.С. Горба­чев. Он оказался в то время человеком, способным не только понять необходимость перемен, но и взяться за их осуществление, увлекая за собой огромные массы трудящихся. В него поверили. Ему оказали поддержку миллионы людей. КПСС возглавила эту работу. Пер­вым шагом в данном направлении явилась разработ­ка концепции ускорения социально-экономического развития страны. Она была принята апрельским (1985) Пленумом ЦК КПСС. В дальнейшем в результате пе­реосмысления теоретического и политического разви­тия на партийных съездах и пленумах, а также съездах советов она получила название «перестройка». Входе ее разработки можно выделить три этапа.



Первый этап охватывает время от работы апрель­ского (1985) Пленума ЦК КПСС и до XXVII съезда КПСС (февраль-март 1986). На апрельском (1985) Пленуме была выдвинута задача достижения качественно нового состояния советского общества и указаны направления:

■ научно-техническое обновление производства и достижение мирового уровня производитель­ности труда;

■ совершенствование общественных, и в первую очередь экономических, отношений;

■ глубокие перемены в сфере труда, материаль­ной и духовной жизни людей;

■ активизация всей системы политических и об­щественных институтов.

Магистральный путь достижения данной цели ви­делся тогда в существенном ускорении социально-эко­номического развития общества, и главное – в ускоре­нии научно-технического прогресса, технической ре­конструкции народного хозяйства на базе новейших достижений науки и техники. В решениях XXVII съезда КПСС были конкретизированы и уточнены основные направления деятельности по реализации выдвинутой апрельским Пленумом ЦК задачи ускорения социаль­но-экономического развития, обновления внутренней и внешней политики страны. И на апрельском Пленуме ЦК и на XXVII съезде КПСС партия и ее руководство еще не осмыслили в полном объеме всю остроту проис­ходящих процессов и назревших проблем. Главным считался не слом административно-командной системы, сложившейся за предыдущие десятилетия, а ее совер­шенствование, не радикальная переделка всего обще­ственного здания, а лишь исправление отдельных де­формаций.

Уже первые годы перестройки показали, что нельзя достичь серьезного ускорения, да и в целом оздоровления общества, ничего кардинально в нем не меняя.

Для ускоренного обновления нужны, как минимум, слом механизма торможения и создание механизма ускорения, крупные структурные перемены в произ­водительных силах, производственных отношениях и в надстройке.

Второй этап – январский и июньский 1987 г. Пленумы ЦК – XIX Всесоюзная конференция КПСС (июнь-июль 1988 г.). Решения январского и июнь­ского (1987 г.) Пленумов ЦК КПСС положили начало практической перестройке политических и экономи­ческих отношений. В ноябре 1987 г. в связи с празд­нованием 70-летия Октября была предпринята попыт­ка по-новому оценить весь пройденный страной путь, не отказываясь от своей истории, отчетливо разли­чая в ней как светлые, так и трагические страницы. В июне – июле 1988 г., впервые за долгое время, со­стоялась Всесоюзная конференция КПСС, на кото­рой основные направления перестройки получили дальнейшее развитие. Перестройка предусматрива­ла кардинальные изменения в политике, экономике, социальной и духовной сферах. В частности, выдви­гались следующие задачи:

· решительное преодоление застойных процессов, слом механизма торможения, создание надеж­ного и эффективного механизма ускорения со­циально-экономического развития советского общества;

· пора на живое творчество масс, всестороннее развитие демократии, социалистического самоуп­равления, укрепление дисциплины и порядка, рас­ширение гласности, критики и самокритики;

· неуклонное повышение роли интенсивных факто­ров в развитии советской экономики, восстановле­ние и развитие в управлении народным хозяйством
ленинских принципов демократического центра­лизма;

· решительный поворот к науке, деловое партнер­ство с ней практики с целью достижения высших конечных результатов;

  • приоритетное развитие социальной сферы, все более полное удовлетворение потребностей советских людей в хороших условиях труда, быта, отды­ха, образование и медицинское обслуживание;
  • энергичное избавление общества от искаженной социалистической морали, последовательное про­ведение в жизнь принципов социальной справед­ливости.

КПСС пришла к выводу, что другого пути просто нет, отступать нельзя и некуда. На втором этапе также выявились некоторые иллюзии перестройки. Ярче все­го они отразились, например, в больших надеждах на переход к выборности руководителей предприятий. Однако он оказался совершенно неэффективным и был отменен специальным постановлением Верховного Совета СССР в начале 1990 г. Наряду с новыми широ­ко использовались и старые, казалось бы уже отжив­шие, административно-командные подходы к решению проблем: организация госприемки, создание Госагропрома для улучшения положения с продовольствием и др. Классическим образцом старых подходов явилась антиалкогольная кампания. Резкое сокращение произ­водства спиртного отозвалось вырубкой виноградни­ков, ростом самогоноварения и спекуляции.

Негативное воздействие оказало неблагоприятное сочетание таких обстоятельств, как тяжелейшая по своим последствиям авария на Чернобыльской АЭС (апрель 1986), землетрясение в Армении (декабрь 1988), снижение на мировом рынке цен на нефть — основ­ной продукт советского экспорта.

В итоге по истечении пяти лет перестройка не дала ощутимых социально-экономических результатов. Но этот период был объективно необходим обществу для широкого осознания бесперспективности существую­щей социально-экономической системы и выработки программы перехода к иной модели развития. XIX Всесоюзная партийная конференция была последним высшим форумом КПСС как властной организации. После нее и в соответствии с ее решениями начался процесс передачи власти Советам. И с этого времени эпицентр коллективных поисков путей дальнейшего осуществления перестройки перемещается в высшие советские органы.,

Третий этап в осознании сути и предназначения перестройки охватывает время альтернативных выбо­ров народных депутатов СССР весной 1989 г., работы I и II Съездов народных депутатов СССР в середине и конце того же года, сессий Верховного Совета СССР.

Внеочередной III съезд народных депутатов СССР весной 1990 г., а также летняя и осенняя сессии Верхов­ного Совета СССР обсуждали вопросы перехода к ры­ночной экономике. По замыслу инициаторов пере­стройки, она включала в себя проведение кардиналь­ных преобразований во всех сферах жизни в целях восстановления ленинской концепции социализма и достижения нового качественного состояния советского общества. Перестройка предусматривала:

в экономике – совершенствование производствен­ных отношений, системы управления и методов хозяйствования, формирование и развитие много­
образных и равноправных форм собственности;

во внутренней политике – глубокую реформу по­литической системы, переход от авторитарно-бю­рократического строя к обществу гуманного демо­кратического социализма;

в социальной области – повышение благосостоя­ния, улучшение условий труда и жизни советских людей, формирование социально однородного об­щества, всемерное упрочение и развитие единого союзного многонационального государства;

в идеологии и культуре – творческий подход к теории социализма, обеспечение плюрализма мне­ний, опора на гуманистические, нравственные традиции общества;

в области внешней политики – формирование нового политического мышления и признание при­оритета общечеловеческих ценностей над классо­выми;

в военной области – проведение реформы, осно­ванной на оборонительной доктрине и принципе разумной достаточности.

Конечной целью перестройки было глубокое об­новление всех сторон жизни, придание социализму самых современных форм общественной организации, наиболее полное раскрытие гуманистического харак­тера существующего строя во всех его решающих аспектах – экономическом, социально-политическом и нравственном.

Фундаментом перестройки явилась радикальная экономическая реформа. Главная экономическая про­блема заключалась в том, чтобы сделать экономику восприимчивой к постоянно изменяющимся и разви­вающимся потребностям общества, способной эффек­тивно ассимилировать достижения научно-техническо­го прогресса и быстро реагировать на любые проявле­ния творческой инициативы. В ней должны были гармонично учитываться интересы как отдельных про­изводителей, так и всего общества. Исходя из этого тре­бовалось решить по крайней мере такие основные задачи:

■ осуществить перевод всех предприятий и учреж­дений на хозрасчет и самофинансирование;

■ перестроить организационные структуры управ­ления в центре и на местах с целью повышения его эффективности;

■ обеспечить развитие кооперативного движения, разнообразных форм подряда и аренды;

■ выполнить программу финансового оздоровления народного хозяйства (реформа ценообразования, наведение порядка в бюджете, финансово-кредит­ной системе, деятельности банков).

  Государственная политика в экономической сфере осуществлялась в три этапа: первый (1985 – 1986) – по­пытка вывести хозяйство из состояния стагнации с по­мощью политики «ускорения»; второй (1987 – 1988) – попытка осуществления радикальной реформы управ­ления экономикой; третий (1989 – 1991) – попытка глу­бокой реформы хозяйственного механизма, изменения отношений собственности и перехода к рыночным, отношениям. Кратко остановимся на каждом этапе.

В 1985- – 1986 гг. в основу экономической политики была положена концепция «ускорения социально-эко­номического развития страны». Под ускорением преж­де всего понималось повышение темпов экономичес­кого роста. Так, к концу XX столетия предполагалось увеличить национальный доход почти в 2 раза при удвоении производственного потенциала; повысить производительность труда в 2,3 – 2,5 раза. В то же вре­мя суть ускорения состояла и в новом качестве роста, т. е. во всемерной интенсификации производства на основе научно-технического прогресса, структурной перестройки экономики, внедрения эффективных форм управления, организации и стимулировании труда.

Таким образом, лозунг ускорения по содержанию приобрел то же значение, какое имел до него лозунг всесторонней интенсификации общественного произ­водства, провозглашенный на XXVI съезде КПСС (1981), и не затрагивал основ экономической системы.

В 1987 – 1988 гг. стержнем и главным содержанием курса стали попытки осуществления радикальной реформы управления экономикой. Были приняты зако­ны «О кооперации СССР», «О государственном пред­приятии (объединении)». Последний существенно рас­ширил права предприятий, ставку делал на полный хо­зяйственный расчет, самоокупаемость, самоуправление всех отраслей народного хозяйства. Директивный госу­дарственный план заменялся госзаказом. Однако рас­ширение прав госпредприятий, согласно Закону «О го­сударственном предприятии (объединении)», сразу же привело к повышению заработной платы без роста или при мизерном росте выпуска продукции. Так, за 1987 – 1988 гг. средняя заработная плата рабочих и служащих увеличилась в 14 раз (согласно пятилетнему плану на­мечался к 1990 г. рост на 15%). С лета 1989 г. острота экономических проблем усугубилась серией забастовок. В 1990 г. впервые за послевоенный период был до­пущен абсолютный спад производства. По добыче неф­ти и угля, выплавке металла страна откатилась на пози­ции начала 1980-х гг. Нарушение межотраслевых про­изводственных связей, необеспеченность сырьем, полуфабрикатами, комплектующими изделиями, запча­стями поставили на грань остановки сотни предприя­тий. Каждое четвертое предприятие не выполняло до­говорные обязательства. Только из-за потерь рабочего времени было не выпущено продукции на 5 млрд. руб. Почему попытки осуществления радикальной ре­формы управления экономикой провалились?

Во-первых, по-прежнему хозяйство регулировалось старыми методами сверхцентрализованной экономики. Вместо преобразования системы управления экономи­кой в целом была предпринята попытка изменить толь­ко оплату труда, схему распределения доходов пред­приятий и частично модифицировать планирование.

Во-вторых, реформе оказали упорное сопротивле­ние стоящие у власти бюрократические структуры, так как преобразования начали угрожать их политическим и социальным позициям в обществе.

В 1989 – 1991 гг. – осуществление глубокой рефор­мы хозяйственного механизма, изменения отношений собственности и переход к рыночным отношениям.

Первая правительственная программа, соответству­ющая стратегии преобразования хозяйственного меха­низма на рыночных принципах, была одобрена II Съез­дом народных депутатов СССР в ноябре 1989 г. Рас­стройство финансовой системы привело экономику весной 1990 г. к кризису. В этих условиях правительство принимает решение несколько отойти от концепции реформы, принятой в ноябре 1989 г., и реализовать программу форсированного перехода к планово-регу-лируемой рыночной экономике. В ее основе лежала реформа государственных, розничных, оптовых и заку­почных цен, в результате проведения которой рознич­ные цены на товары народного потребления должны были вырасти в 2, а на хлеб даже в 3 раза. Этот вариант был отвергнут Верховным Советом СССР.

К осени правительство выносит на рассмотрение Верховного Совета СССР третий вариант программы. Она отличается от второй более «сглаженной» рефор­мой розничных цен. Но к этому времени был разрабо­тан альтернативный вариант программы перехода к рыночной экономике, который известен под названием Программы «500 дней» С.С. Шаталина и Г.А. Явлинско­го. Н.И. Рыжков 19 октября на сессии Верховного Сове­та СССР говорил, что не 500 дней надо, чтобы перейти к рынку, а 6 – 8 лет. В 1991 г. это подтвердили и разработки экономистов в США.

В связи с тем, что найти взаимоприемлемый комп­ромиссный вариант правительственной программы и Программы «500 дней» не удалось, были предоставле­ны особые полномочия Президенту СССР, в том числе и право издавать указы о путях перехода к рыночной экономике. В октябре 1990 г. Верховный Совет СССР одобрил «Основные направления по стабилизации на­родного хозяйства и переходу к рыночной экономике». В программу заложили новый, еще неапробированный эксперимент по созданию государственной рыночной экономики. Характерными особенностями последней являются тесное переплетение, сращивание государ­ственно-монополистических структур с формами и ин­ститутами классической рыночной организации. Итогом подобной попытки могло быть или подавление старыми административными структурами чуждых им элемен­тов, или коммерциализация государственных структур.

Таким образом, экономическая реформа в XII пя­тилетке радикальной не стала, и в том виде, в каком задумывалась руководством СССР, оказалась нереаль­ной вообще. Распад СССР, крушение всех его власт­ных структур поставили точку в осуществлении ради­кальной экономической реформы.





1




Сейчас читают про: