Современные политические школы

В современной зарубежной политологии выделяются следующие основные школы.*Англо-американская - разрабатывает проблемы политической модернизации, стабильности, политических конфликтов, внешней политики (С. Липсет, К. Райт, С. Ф. Хантингтон, Г. Моргентау, Дж. Сартари, Р. Дарендорф).*Французская - занимается проблемами типологии политических режимов, легитимности, партийно-политической инфраструктуры (М. Дюверже, Ж. Бурдо, М. Крозье, Р. Арон).* Немецкая - занимается сравнительным анализом политических систем, проблемами функционирования гражданского общества и правового государства (Г. Майер, И. Флетчер).*Польская - проводит исследования политической жизни общества, главных направлений демократизации политической системы (Е. Вятр, Т. Бодио, А. Боднар, К. Опалэк, Ф. Рышка).

4.Особенности российской политической мысли. Русская общественно-политическая мысль как оригинальное образование мировой политической науки в своем развитии прошла следующие этапы:*этап. 11 - 17 вв., что типологически соответствует эпохе Средневековья в западноевропейской культуре.* этап. Конец 17 - первая четверть 19 в.* этап. Вторая четверть 19 в. - октябрь 1917 г.* этап. Октябрь 1917 г. - начало 90-х гг., коммунистический. Характерные черты российской политической мысли: * преобладание крайностей радикализма и консерватизма;*односторонность, категоричность и нетерпимость радикализма и консерватизма, неприятие либерализма;* тесная взаимосвязь политических, религиозных, нравственных, философских идей и концепций;* своеобразие набора и содержания поставленных и решаемых вопросов;* чрезмерная идеализация и мифизация прошлого - консерваторами, будущего - радикалами;* недостаточная политическая и экономическая обоснованность выдвигаемых идей и путей практической реализации. 1 этап. Основателем общественно-политической мысли на Руси считают киевского митрополита Иллариона (11 в.). В своем труде "Слово о Законе и Благодати" он обосновал включенность русской земли в общемировой процесс торжества христианства над язычеством. 2 этап развития российской политической мысли связан с именем Петра I. Реформы Петра оформили русское феодальное государство в абсолютную монархию, положили начало преодолению промышленной, военной, культурной отсталости страны. 3 этап. Начало ему положило восстание декабристов. В этом периоде политическая мысль сконцентрирована на борьбе с феодализмом и поиске лучших (чем реальный капитализм) путей исторического развития. 4 этап - коммунистический. После революции октября 1917 года и установления советской власти в России российская политическая наука развивалась только в одном направлении - марксизм-ленинизм. Политическая наука превратилась в наукообразный официоз, идеологическое обеспечение политики ВКП(б) - КПСС.

5.Политика как общественное явление. Структура, функции, причины возникновения политики.Политология изучает политику. Существует много определений поли-тики. Политики есть выражение разума.Политология - это наука и искусство. Политология - взаимоотношения между нациями и государством. Политология - это цепь компромиссов.Политология - реальная комбинация компромиссов, интересов, поли-тических пристрастий. Все экспромты в политике предусмотрены. Функции:1. Гноссеологическая (познавательно-объянительная): информация о роли государства, знания о политике.2. Прогностическая - прогнозирование последствий принимаемых ре-шений. Взгляд в будущее, как в жизни использовать полученные знания.3. Критическо-мироваззренческая - подвергает критике политические, социальные взгляды, помогает найти ценные аспекты политическо-го учения.4. Инструментально-прогматическая. Как принять решение? Как най-ти выход из тяжелой политической ситуации? В структуру политологии как достаточно разветвленной системы знаний о политике входят следующие науки:— история политической мысли (история политических учений). Она изучает этапы эволюции представлений о политической жизни и ее компонентах (в первую очередь о государстве и праве), которые существовали в различные исторические эпохи;—политическая философия (философия политики). Часть политологии, определяющая принципы исследования и представления о месте политики в системе социальных отношений; она осуществляет формирование категориального, понятийного аппарата политической науки;— политическая социология. Наиболее разветвленная отрасль политического знания, занятая изучением конкретных политических явлений и процессов, построенным на сборе, обобщении и анализе эмпирических данных. В наше время служит рациональной базой реальной политики, используется для прогнозирования и принятия политических решений, при постановке задач и выборе тактики достижения политических целей;— политическая психология. Она изучает политическое поведение и его мотивацию, особенно в массовых формах;— политическая антропология. Ее объект — человек, в той или иной форме занимающийся политической деятельностью. Она исследует предпосылки, условия вхождения людей в эту сферу социальной жизни, ее интересует личностное измерение политических отношений, она стремится установить “следы присутствия” человека в политике.

6.Политическая власть: сущность, структура, ресурсы, функции, механизм осуществления. Основными компонентами власти являются ее субъект, объект, средства (ресурсы) и процесс, приводящий в движение все ее элементы. Субъект власти воплощает ее активное, направляющее начало. Им может быть отдельный человек, организация, общность людей, например, народ или даже мировое сообщество, объединенное в ООН.Для возникновения властных отношений необходимо, чтобы субъект обладал рядом качеств. Прежде всего, это желание властвовать, воля к власти. Помимо желания руководить субъект власти должен быть компетентным, знать суть дела, состояние и настроение подчиненных, уметь использовать ресурсы, обладать авторитетом. Конечно, в реальной жизни власть имущие в разной степени наделены этими качествами.Субъект определяет содержание властного отношения через приказ (распоряжение, команду). В приказе предписывается поведение объекта власти, указываются (или подразумеваются) санкции, которые влечет за собой выполнение или невыполнение распоряжения. От приказа, характера содержащихся в нем требований, во многом зависит отношение к нему объекта, т. е. исполнителя - второго важнейшего элемента власти,Власть возможна только при условии подчинения объекта субъекту. Если такого подчинения нет, то нет и власти, несмотря на то, что стремящийся к ней субъект обладает мощными средствами принуждения. Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей другими является неравномерное распределение ресурсов власти.Ресурсы власти можно трактовать как совокупность средств, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Ресурсы представляют собой либо важные для объекта ценности (деньги, предметы потребления), либо средства, способные повлиять на внутренний мир, мотивацию человека (телевидение, пресса), либо орудия (инструменты), с помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей, высшей из которых является жизнь (оружие, карательные органы в целом).Ресурсы, наряду с субъектом и объектом, выступают одним из важнейших оснований власти. Они могут использоваться в качестве позитивных (предоставление благ) и негативных (лишение благ) санкций. В процессе их мобилизации субъектом они трансформируются во власть, которая и представляет собой способность превращать определенные ресурсы во влияние в системе властных взаимоотношений.Ресурсы власти так же разнообразны, как и многообразны средства удовлетворения различных потребностей и интересов людей. Как правило, ресурсы власти делят на:1) экономические (материальные ценности, необходимые для производства и потребления, деньги, плодородные земли, полезные ископаемые, продукты питания и т. д.);2) социальные (способность повышения или понижения социального статуса или ранга. Социальные ресурсы выступают и в качестве таких показателей, как должность, престиж, образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение и т. д.);3) культурно-информационные (знания и информация, а также средства их получения и распространения: институты науки и образования, СМИ и т. д.):4) силовые (оружие, аппарат физического принуждения, в государстве это: армия, полиция, службы безопасности, суд и прокуратура);5) демографические (люди как универсальный, многофункциональный ресурс, который создает другие ресурсы).Использование ресурсов власти приводит в движение псе ее компоненты, делает реальностью ее процесс, который характеризуется способами и механизмами властвования.Способы властвования могут быть различными: демократическими, авторитарными, тоталитарными, конституционными, деспотическими, либеральными и другими.

7.Экономические основы формирования и функционирования властных отношений. Собственность и власть. Экономическая власть -- это контроль над экономи-ческими ресурсами, собственность на различного рода ма-териальные ценности.Экономические властные отношения основаны на типе социальной деятельности, характеризующемся производством товаров, торговлей, ростовщичеством. Этот тип властных отношений специфичен нацеленностью властного субъекта на результат (экономически измеримый) и на клиента как на источник результата. Властный субъект находится под влиянием институтов рынка: права, денег, капитала. Одним из характерных социумов для данного типа отношений является бизнес-компания, которая характеризуется сильной центральной властью. Властный субъект персонифицирован и сосредоточен.

8.Проблемы и особенности функционирования политической власти в России. Государственная власть в России постоянно стремилась к трансформации исторического сознания и менталитета, пытаясь создать соответствующие структуры, оправдывающие ее деятельность. Такими доминирующими структурами стали прежде всего этатизм и патернализм, которые являются в известной степени универсальными в массовом сознании евразийского суперэтноса.Этатизм: а) термин, употребляемый для характеристики государства как высшего результата и цели общественного развития; б) процесс усиления роли государства в экономической и политической жизни общества.Патернализм – отеческая забота со стороны государства по отношению к своим гражданам.Отношение к государственной власти в России обусловливается этатистским представлением о необходимости сохранения политического единства и социального порядка в качестве антитезы локализму и хаосу. И этот «этатистско-патерналистский» порядок является реальным основанием соединения разнородных национальных традиций и культур. Поэтому дуализм общественного бытия в России имеет иную природу, чем на Западе. Он выражается в первую очередь в таких конфликтных тенденциях, где одной из сторон всегда выступает универсальная и автономная государственность. Это — конфликт между государственностью и регионализмом, государственностью и национальными культурными традициями, государственностью и социальными общностями.С этой точки зрения характер российского общества в отличие от западноевропейского определяется не столько соглашением подданных и государственной власти об обоюдном соблюдении законов, а молчаливым сговором об обоюдной безнаказанности при их нарушении. Поэтому в российской цивилизации, где стороны перманентно нарушали законы, государство выступало не «примиряющим», а «усмиряющим» началом, а подданные — «безмолвствующим большинством» или «бунтарями».

9.Элита как социальный компонент власти. Классические теории элит. Политическая элита – это социальная группа, обладающая определенным уровнем политического влияния и являющаяся основным источником руководящих кадров для институтов власти того или иного государства. Равнозначные понятия понятию "элита" – "правящая верхушка", "правящий слой", "правящие круги". Теоретические концепции, пытающиеся обосновать «элиту»:1.. элитные теории Моска. Полагал, что любое общество делится на класс управляемых и управленцев, и главный путь попадания в этот класс – умение управлять. Считал существование элит – неустранимо. Он рассматривал 2 тенденции развития элит – аристократическая (стремление элит стать наследственными), демократическая (обновление элит за счет социума). 2.. Парето полагал, что миром должно править меньшинство – элита-, кот должна иметь след качества: психологические, вражденные и социальные, как результат влспитания и образования. Элита: -правящая (элита Лис) метод их работы переговоры, уговоры, лесть -контрэлита(Львов). Люди, обладающие необходимыми качествами, но не имеют доступа к руководству из-за соц препонов.3..Михельс. изучал соц механизмы, порождающие элитарность. Вывел жизненный закон олигархических тенденций.

10.Современные теории элит. 1.. теория флюралистических элит. Основные концепции: -элитарность – нормальное явление развития общества -гл качество для попадания в элиту – подготовленность к управлению -отрицание элиты как единой, сплошной группы 4..отрицание разделения общества на элиту и массу, т.к. между элитой и массой устанавливаются отношения партнерства и масса контролирует элиту 5.. гл в полит жизни не деятельность Э а социгруппы и их представители. Полным антиподом явл леволиберальная элитная концепция. Тезисы: -гл элитообразующий признак – обладание должностью -элита предст собой сплошную группу и основа этого сплочения – соц статус -глубокое различие между Э и массой -рекрутирование элиты из собственной среды -гл функция элиты – обеспечить свое господство. Причины существования Э: -психологич и соц неравенство людей и разное желание принимать участие в полит жизни -существование разделения труда, треб управленческого труда -полит пасивность широких масс -высокая общест значимость управл труда и его стимулирование. Типология элиты: -наследственная (аристократия) -властная (те, кто непоср обладает властью) функциональная (професионалы, управленцы высшего ранга) по отношению к власти элита правящая и оппозиционная. По способу рекрутирования – открытая и закрытая.

11.Современная политическая элита: источники власти, структура, система отбора. Политическая элита - это социальная группа, занимающая наиболее высокие позиции в обществе, обладающая в максимальной степени политической властью и возможностью влияния на общество. Она является основным источников руководящих кадров для институтов власти того или иного государства или общества.Элита охватывает наиболее влиятельные круги и группировки экономически и политически господствующего класса. Это люди, которые сосредоточили в своих руках большие материальные ресурсы, технико-организационные средства, средства массовой информации. Это профессиональные служащие, политики и идеологи и т.д. Но политическая элита - это не просто арифметическая сумма правителей и властителей. Это образование более сложное. Суть не только в том, что ее члены концентрируют в своих руках власть путем монополизации права на принятие решения, на определение целей, но это прежде всего особая социальная группа, которая основана на глубоких внутренних связях входящих в нее политиков, идеологов и т.д. Их объединяют общие интересы, которые связаны с обладанием рычагами реальной власти, стремлением сохранить на них свою монополию, не допустить к ним другие группы, стабилизировать и укрепить позиции элиты как таковой, а следовательно, и позиции каждого ее члена. Типы элит. Типология элиты: -наследственная (аристократия) -властная (те, кто непоср обладает властью) функциональная (професионалы, управленцы высшего ранга) по отношению к власти элита правящая и оппозиционная. По способу рекрутирования – открытая и закрытая.

12.Политическая элита в России. До конца 80-х годов советская элита занимала господствующее положение в нашей стране. Отличительной чертой советской элиты являлась монополия на владение собственностью и право распоряжаться ею и всеми стратегическими ресурсами. Именно положение в структурах власти обуславливало право распоряжаться собственностью. Это позволяет охарактеризовать советскую элиту как этакратическую. Для обозначения элитных групп советского общества используют термин «номенклатура». Номенклатура воспроизводит себя через монопольное положение в системе власти, через свою собственность на государство. «Партийная бюрократия» обретает свою власть, привилегии, идеологию и распространяет ее от имени народа и общества. Это была идеологически объединенная элита с высокой степенью интеграции на основе общей единой идеологии. Характерные признаки советской элиты: строгая иерархичность, неподотчетность высших слоев перед низшими, низкий уровень конкурентности и невысокая степень конфликтности между внутриэлитными группами. Это была закрытая элита: вхождение в ее состав осуществлялось на основе таких критериев, как партийность, стаж работы, социальное происхождение, возраст, личная преданность и политическая лояльность.С 1989 по 1994 г. в российском обществе произошли главные события. Мы построили капитализм за одну «пятилетку». В период с 1989 по 1993 г. была возможность обогатиться и продвинутся наверх для всех россиян. Это был период открытости высшего класса России. Советская элита осознала, что ее прежняя закрытость ведет к деградации и упадку. Поэтому был открыт доступ в нижние и средние элитные группы для наиболее способных представителей общества. Рекрутация новых лиц в состав элиты обеспечивался за счет выборов. Выборами правящая элита стремилась создать под своим контролем новые механизмы легитимности власти. С 1989 г. начинается процесс бурного формирования контрэлиты, в состав которой входили руководители различного рода «демократических движений», протопартий, представители творческой и научной интеллигенции. В процессе реформирования общества появляется экономическая элита, ее основу составили представители прежней политической и административной элит, обогатившиеся в результате приватизации.Легкость, с какой делились крупные капиталы в 1989-1992 гг., исчезла. Сегодня, чтобы получить доступ в элиту, необходимы капитал и возможности, какими большинство людей не располагает. Поэтому можно говорить, что происходит закрытие высшего класса: он принимает законы, которые ограничивают доступ в его ряды, создает частные школы; сфера развлечений недоступна другим. Еще одна особенность - неразличимость, неясность границ между политической элитой и бюрократией составило специфику политической системы России. Новая российская элита характеризуется в отличие от советской, такими чертами: 1. Утрата обязательной объединяющей идеологии. Образование конкурирующих внутриэлитных групп. Дезинтеграция элиты. Отсутствие объединения консенсусного типа;2. Расширение доступа в элиту из неэлитных групп. Обновление состава элиты;3. Кооптация как механизм формирования элит дополняется выборами;4. Критика этакратической (номенклатурной) элиты со стороны контр-элиты. Утрата механизмов легитимности власти;5. Утрата монополии на власть, разделение внутри элиты на политическую и экономическую элиты. Активизация процессов «капитализации» власти. Трансформация привилегий и льгот в экономические ресурсы.Остановимся на важном пункте - основным способом формирования элиты становятся выборы. Выборы представляют собой способ формирования органов власти и управления с помощью выражения по определенным правилам политической воли граждан. Победитель получает не только место у кормила власти, но и легитимную поддержку населения. Несмотря на функционирование избирательной системы, радикальной смены состава элиты в 90-х гг. не произошло. Это обстоятельство позволяет утверждать, что в 90-е гг. ограничился приток новых членов в элиту из не-элитных групп. Что позволяет опять сделать вывод о постепенной закрытости российской элиты.Внутри правящей элиты современного российского общества наблюдается две тенденции в развитии межгрупповых отношений:- обостряется конкуренция между внутриэлитными группами, по поводу распределения власти, сфер влияния, собственности, капиталов и т.п.;- нарастает понимание необходимости к выработке общих правил политической «игры», поиск взаимных компромиссов и уступок.В 2002 г. в России продолжается процесс консолидации политической элиты наряду с укреплением основных институтов государственной власти в логике рыночной демократии западного типа. Формируются на базе центристских фракций Государственной Думы («Единство», ОВР, «Регионов России») пропрезидентская партия «Единая Россия», нацеленная на завоевание большинства в парламенте. В левой части политического спектра имело место размежевание на сторонников тесного сотрудничества с президентской властью и сторонников сохранения оппозиционного облика КПРФ.

13.Политическое лидерство. Сущность и типология. Полит. лидерство – это такое полит. отношение субъекта к сообществу, при кот. лидер наделен объемом прав и ответственности формулировать и выражать интересы, цели сообщества, выступать инициатором в их осуществлении, организовывать участие в нем всего сообщества и направляет его на достижение общих целей. Полит. лидерство – это управленческий статус, социальная позиция субъекта, связанная с принятием властных решений. Истоки: 1) психологический подход стремится дать психологическое объяснение истоков и функций лидерства. Этот подход пытается объяснить феномен лидерства с позиции мотивации лидера и с позиции мотивации ведомых на основе глубинных подсознательных процессов. Лидер отождествляется с Отцом. 2) Системно-функциональный подход тесно связывает причины возникновения с социальными потребностями общества.Функции: 1) диагностическая – лидер изучает ситуацию, оценивает ее, определяет наиболее важные проблемы, вычленяет негативные тенденции и устанавливает, что и как должно быть исправлено. 2) директивная, т.е функция принятия решения, включающая в себя приказы, что и как следует предпринять и т.д. 3) мобилизующая, состоящая в мобилизации масс на выполнение решений и достижение поставленных целей. 4) коммуникативная – полит. лидер выступает как своеобразный аккумулятор идей и настроений в обществе, выразитель жизненных стремлений людей. 5) интегративная – направлена на поддержание целостности и стабильности общества, гражданского мира и согласия. 6) легимитизация строя – устанавливается культ личности, на основе которого принимаются усилия по обретению доверия граждан к установленному режиму (культ личности Ленина и Сталина) Различают формального и неформального руководителя. Формальный назначается или избирается на должность в соответствии с установленными нормативными процедурами. Это представитель административной власти. Лидерство – это не формальная должность, а общественный статус, лидер – это неформальный руководитель, это член группы (организации), которому эта группа делегировала больший объем прав, чем другим своим членам, и кот. в силу этого добровольно принял на себя значительно большую ответственность, чем этого требуют формальные предписания и нормы данной организации. Власть лидера основывается не на формальных, нормативных актах, а на авторитете. Полит. лидер по своему статусу – авторитетный член группы, организации, общества, влияние которого позволяет ему играть важную роль в принятии и реализации властных решений в полит. процессе.

14.Группы интересов. Понятие "группы интересов" характеризует совокупность сложных общественных образований. Англичанин Р. Доуз относит к ним ассоциации индивидов, сосредоточенные на влиянии на правительство способами, наиболее отвечающими интересам этого объединения. Американские исследователи Г. Алмонд и Дж. Пауэлл считают их группами людей, объединенных особыми связями, выражающими взаимную заинтересованность или выгоду для составляющих их граждан. Если же учесть и ряд других, наиболее типичных подходов к пониманию групп интересов, то коротко их можно определить как по преимуществу добровольные объединения, приспособленные или специально созданные людьми для выражения и отстаивания своих властно значимых интересов в отношениях с государством, а также другими политическими институтами. Эти объединения, будучи посредниками в отношениях государства с народом, представляют интересы социальных, национальных, региональных и прочих человеческих общностей и являются формой коллективных действий их членов. Участвуя в деятельности групп интересов, граждане делают шаг от социальной к политической активности. Чем шире представительство социальных потребностей группами интересов, тем разностороннее связь между обществом и государством. Чем оптимальнее осуществление их функций, тем гибче властные институты реагируют на социальные запросы населения. При этом там, где правительство шире вовлечено в управление социальными и экономическими проблемами, группы давления, как правило, обладают большими возможностями и большим влиянием на политические решения. Причем помимо отечественных групп интересов при исполнительных и представительных государственных органах могут действовать и объединения, выражающие интересы зарубежных стран, мировых экономических и финансовых центров и прочих групп, способствующие решению разнообразных международных проблем.

15.Проблемы корпоративизма. Корпорати́зм, или корпоративи́зм (от лат. corpus — тело) — политическая теория, согласно которой элементарными ячейками общества являются определённые социальные группы, а не отдельные лица. Проблема корпоративизма связана с широким кругом теоретических и прикладных аспектов ее изучения, что предопределило глубокий интерес политологов, философов, экономистов, социологов, правоведов и других специалистов к данному общественному феномену. Он изучается как сложное междисциплинарное явление, затрагивающее многие сферы и проявления общественной жизни: как форма организации экономики, как идеология, как тип политической культуры, государственного устройства, общественной организации, как политический институт, способ разрешения конфликтов и т.д.

16.Политическая система общества. Политическая система общества - совокупность государственных, общественных и партийных органов, которые участвуют в политической жизни общества, то есть имеют отношение к власти или ее распределению.Структурные элементы политической системы общества могут быть разделены на ряд групп в зависимости от того, в какой степени они вовлечены в политическую активность. Можно выделить:1. Собственно политические органы и организации. К этой группе относятся государство, а также политические партии и движения. Общим признаком собственно политических субъектов является непосредственная связь с политикой и политической жизнью. Их существование в значительной степени оправдано именно политическими целями.Государство участвует в политической жизни естественным образом; в определенном смысле это главный и даже наиболее влиятельный субъект политической жизни, поскольку именно государство определяет правила, по которым протекает политическая жизнь, и отвечает за соблюдение этих правил; кроме того, именно за государством, в конечном счете, остается последнее слово при изменении этих правил. Так, например, противостояние советскому строю могло продолжаться очень долго и, в конечном счете, не привести ни к какому результату, если бы в руководстве страны не оказалось людей, разделявших демократические взгляды.Что касается политических партий, то они являются собственно политическими участниками в несколько ином смысле. Политические партии и движения создаются определенными группами внутри общества для достижения собственно политических целей, например, для влияния на государство или для достижения представителями данных групп власти (что, в конечном счете, также имеет целью изменение политики государства).К несобственно политическим органам и организациям можно отнести объединения, которые возникают не по политическим, а по экономическим или каким-то иным причинам: разного рода экономические и культурные объединения, например, профсоюзы, профессиональные объединения, общины национальных меньшинств, прочие объединения меньшинств и т.д. Такие организации создаются не для достижения собственно политических целей, хотя достижение глобальных целей таких организаций предполагает активное участие в политической жизни.Так, объединения национальных меньшинств имеют целью сохранение родной культуры представителей данной народности, что невозможно, например, без существования национальных школ, издания книг, газет и журналов на родном языке данной народности, поддержания связей с представителями той же народности в других странах и т.д. Однако достижение этих целей невозможно без взаимодействия с государством. По крайней мере, подобные объединения должны быть признаны государством, которое вполне может оказывать им поддержку. С другой стороны, данные организации могут стремиться к принятию законов, которые благоприятствовали бы их деятельности. А это уже непосредственно политическая цель.Понятно, что между собственно и несобственно политическими участниками политической жизни достаточно трудно провести четкую границу. Кроме того, несобственно политические субъекты могут различаться на основании степени влияния на политическую сферу (например, общество филателистов будет гораздо менее заинтересовано в политической деятельности, чем профсоюзное объединение). Однако такую разницу все же установить можно, и заключается она в том, какие цели - политические или неполитические - для объединения являются первичными.

17.Особенности политической системы России. Одна из особенностей политической системы России состоит в том, что избираемые голосованием институты государства (президент и Дума), участвуя в формировании исполнительной власти, реально никакой ответственности за ее деятельность не несут. Правительство, назначенное президентом и только ему подотчетное, в любой момент может быть отправлено в отставку по соображениям политической целесообразности или вследствие «подковерной» борьбы.Согласно Конституции Российской Федерации, Государственная Дума зависит от решений Совета Федерации, формирующегося на основе регионального представительства. При этом законодательная власть Федерального собрания, в свою очередь, ограничена, во-первых, правом президента издавать указы, имеющие силу законов, и, во-вторых, практикой издания исполнительной властью многочисленных подзаконных актов, способных сорвать выполнение любых законов.В рамках действующей политической системы партии практически не имеют возможности выполнять роль посредника между обществом и властью, что xapaктерно для демократических государств. Победа партии на выборах не дает ей возможности проводить курс, заявленный в программе, а статус Думы не позволяет эффективно контролировать исполнительную власть. Более того, политические партии, представленные в парламенте, превратились в элемент политического режима и не являются противовесом корпоративным группам правящей элиты. Они оказались неспособными выполнять функции защиты интересов избирателей, не стали пока преградой на пути коррупции и криминализации политической жизни.Словом, предстоит еще немало сделать для того, чтобы демократия получила адекватное выражение в функционировании политической системы.

18.Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России. Особенности становления гражданского общества в России. Формирование и становление правового государства, демократии неразрывно связаны с развитием гражданского общества. Исторически идея гражданского общества относится к античности (Древняя Греция, Древний Рим), к философии Аристотеля и Цицерона. Однако понятие «гражданское общество» появилось в Новое время, и особенно после Французской буржуазной революции XVIII века. В трудах Ш. Монтескье, Дж. Локка, Т. Гоббса концепция гражданского общества базировалась на идеях естественного права (право на жизнь, свободу и собственность) и общественного договора. Гражданское общество, по их мнению, является результатом соглашения, по которому общество и государство добровольно на взаимной основе договариваются о правовых формах и методах сотрудничества. В то же время гражданское общество может существовать лишь в таком государстве, которое выражает интересы граждан. Английский экономист Адам Смит разработал материальную основу гражданского общества, главными элементами которого стали частная собственность, рыночная экономика, экономическая независимость людей.Значительный вклад в дальнейшую разработку концепции гражданского общества внес Гегель. Гражданское общество для Гегеля – это сфера частной жизни граждан, представляющая собой сложное сочетание интересов частных лиц, классов, различных групп и институтов, взаимодействие которых регулируются правом, фундамент гражданского общества образуют частная собственность, общность интересов и формальное (то есть оформленное законами) равенство граждан.В отличие от своих от предшественников Гегель рассматривает гражданское общество и государство как самостоятельные институты. По Гегелю, гражданское общество должно функционировать наряду с государством, а не внутри него. Гражданское общество он рассматривает как особую стадию на пути от семьи к государству: государство – высшая по сравнению с гражданским обществом ступень развития.На ограниченность концепции Гегеля обратил внимание К. Маркс. Полемизируя с Гегелем, он не противопоставлял государство гражданскому обществу, а доказывал, что государственная власть не должна навязывать свою волю последнему. Государство, осуществляя властные функции, должно опираться на потребности и интересы гражданского общества, разумно выражать и защищать их, искать варианты сближения, преодоления возникающих противоречий.В XX веке идея гражданского общества приобрела еще большую актуальность. Это было связано как с появлением тоталитарных и авторитарных режимов и необходимостью борьбы с ними за демократию, так и с процессом упрочения демократических ценностей, принципов и институтов.Таким образом, гражданское общество – это продукт исторического развития человечества, высшая форма самореализации личности. Оно появляется в период перехода от феодализма к капитализму по мере роста благосостояния, культуры и самосознания народов. Обязательным условием возникновения гражданского общества является появление возможности экономической самостоятельности граждан на базе частной собственности. Важнейшей предпосылкой формирования гражданского общества являются ликвидация сословных привилегий и появление гражданских прав. Политическим фундаментом гражданского общества служит правовое государство, которое обеспечивает права и свободы личности. Формирование гражданского общества в России имеет ряд специфических особенностей, которые оказывают существенное влияние на весь этот процесс.Во-первых, в психологии граждан России сформировалась привычка подчинения сильной власти, которая всегда брала на себя всё решение важнейших вопросов общественной жизни.Во-вторых, в российском сознании традиционно сильны коллективистские начала, привычки вести совместную жизнедеятельность.В-третьих, основная часть населения России никогда не была реальным собственником, была отчуждена от земли и средств производства.

19.Политический режим как функциональная сторона политической системы. Классификация политических режимов. Характеристика любой политической системы страны неразрывно связанна с методами осуществления государственной власти. Политическая система государства объединена с таким понятием как политический режим. Политический режим - это функциональная сторона политической системы общества, это совокупность способов и методов осуществления власти на определенной территории. Политический режим определяется способами формирования органов власти, способами распределения и разделения государственной власти в стране, формами контроля со стороны общества за всеми ветвями власти, реальной мерой прав и свобод населения, способами разрешения социальных конфликтов и т.п. В зависимости от перечисленных выше элементов осуществления власти подразделяют несколько основных типов политической власти: авторитарный, тоталитарный и демократический. Для каждого из них характерны ряд особенностей, благодаря которым и происходит разделение на типы. Политических режимов следующие четыре:- демократический, - авторитарный, - тоталитарный, - либеральный. ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ — государственный режим, основанный на признании народа в качестве источника власти, его права участвовать в управлении делами общества и государства и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод. Д.р. основывается на принципах народовластия, свободы и равенства граждан. АВТОРИТАРНЫЙ РЕЖИМ — политический режим, при котором государственная власть осуществляется одним лицом либо узким кругом лиц (правящей элитой) при минимальном участии населения. А.р. — это режим, ограничивающий демократию и устанавливающий власть одного лица или группы лиц (диктатуру). Такой режим существенно ограничивает полномочия представительных институтов, игнорирует принцип разделения властей, ущемляет гражданские и политические права, незаконно присваивает, узурпирует или захватывает власть. ТОТАЛИТАРНЫЙ РЕЖИМ— крайнее проявление авторитарного режима, при котором государство стремится к установлению абсолютного (тотального) контроля над различными сторонами жизни каждого человека и всего общества в целом, используя при этом преимущественно принудительные средства воздействия. Либеральный- разновидность демократического режима, характеризующаяся совокупностью методов и способов осуществления власти, основанных на демократических и гуманистических принципах, признании индивидуализма и частной собственности наивысшими ценностями политической и экономической жизни

20.Сущность избирательной системы и типология выборов. Избирательная система в России. Выборы - это не только существенный признак, атрибут демократии, но и ее стержень, необходимое условие. Демократия - режим, при котором правители назначаются посредство свободных и честных выборов.Избирательная система есть порядок организации и проведения выборов в представительные учреждения или индивидуального руководящего представителя (например, президента страны), закрепленный в юридических нормах, а также сложившейся практикой деятельности государственных и общественных организаций.Выборы бывают президентские, парламентские, в местные органы самоуправления - региональные (областные), муниципальные (городские), выборы судей и некоторых других должностных лиц. Кроме того, выборы бывают очередными, внеочередными, дополнительными.Наибольший интерес заслуживает классификация выборов согласно принципам избирательного права, отражающим степень правового, демократического развития той или иной страны, ее избирательное системы. В этом случае общепринятое деление приобретает вид парных противоположностей: всеобщие - ограниченные (цензовые); равные -неравные; прямые - косвенные (многостепенные); с тайным -с открытым голосованием.Большинство стран современного мира провозгласили в своих конституциях или специальных избирательных законах права граждан на всеобщие и равные выборы при тайном голосовании. Избирательная система России на современном этапе развивается на основе признанных мировым сообществом критериев проведения свободных демократических выборов. Стержнем для формирования избирательной системы в РФ стало обеспечение политической свободы каждого гражданина, его права избирать и быть избранным. Современная избирательная система России очень молода. Она формировалась в сложных условиях: во-первых, правовой вакуум 1993г., во-вторых, нежелание принять на вооружение демократические традиции российского государства, а заимствование в большей мере Германского избирательного права, сделали избирательные законы во многом конъюнктурной мерой, реакцией властей на шок результатов выборов 1993 года. Введение смешанной системы мажоритарно-пропорцинального представительства на выборах в Государственную Думу явилось показателем демократизации политической системы и способствовало формированию политически-структурированного парламента, это стабилизирующий фактор политической системы в рамках многопартийности, которая содействует превращению партий в партии парламентского типа.Существенным механизмом, обеспечивающим выборные гарантии, едва ли не единственным, является система электоральной демократии. Это способ непрерывной политико-правовой оценки и ревизии действий всех субъектов государственной системы и прежде всего самого государства в лице его выборных законодательных органов. Гарантии свободы выборов являются неотъемлемой частью электоральной демократии, необходимо осознавать ее не как вид демократии, а как одну из государственных доктрин в области строительства избирательной системы.С конца сентября 1993 года ведется отсчет нового этапа в истории избирательной системы России, главными отличительными особенностями которой стали открытость и состязательность кандидатов, демократические стандарты. В России на регулярной основе проходили выборы федеральных и региональных законодательных (представительных) и исполнительных органов местного самоуправления; на базе российской Конституции создано новое, соответствующее международным нормам и стандартам федеральное и региональное законодательство о выборах и референдумах, разработаны и внедрены передовые избирательные технологии, впервые на российскую политическую сцену вышли в качестве основных участников избирательного процесса политические партии и движения.Реформирование российской избирательной системы серьезно затронуло как федеральное, так и региональное законодательство о выборах и референдумах. Сегодня только избирательное законодательство субъектов Федерации насчитывает около 700 законов и иных нормативных актов. Несмотря на значительное количество принятых законодательных актов, не следует забывать и об оставшихся проблемах. Не завершена работа по устранению в региональных законах так называемых цензовых ограничений. В федеральных законах не созданы надежные заслоны, исключающие проникновение в органы власти лиц с криминальным прошлым, использование в избирательной кампании «теневых денег» и т.д. в законах должна быть закреплена наиболее совершенная избирательная система, решена проблема повышения порога явки избирателей на выборах, создание им режима «наибольшего благоприятствования» в день голосования.

21.Основные стадии избирательного процесса. Особенности избирательных технологий. Стадии избират. процесса. * назначение даты выборов* образование (определение) избирательных округов* установление избирательных участков* создание избирательных органов* регистрация избирателей* Период выдвижения кандидатов или партийных списков.* Агитационный период — период, в течение которого разрешается проводить предвыборную агитацию.* Голосование.* Опрос на выходе, или экзит-поллы — неформальное предложение проголосовавшим записать свой выбор для контроля действий избирательной комиссии.*Подсчёт голосов, определение результатов выборов избирательной комиссией. Контроль за соблюдением законоположений об избирательном процессе;избирательно-правовые споры;ответственность за избирательные правонарушения. Электронные выборы При электронных выборах вместо обычных бюллетеней используются специальные электронные устройства для голосования. Это позволяет значительно упростить процедуру подсчёта голосов. Однако, преимущества использования компьютеров при голосовании являются спорными. Некоторые критики утверждают, что электронные выборы противоречат принципу гласности и открытости выборов, так как не позволяют проследить ход голосования и могут быть сфальсифицированы хакерами. Конституционный суд Германии, исходя из этих соображений, вынес решение в марте 2009 года о запрете использования компьютеров при голосовании во время выборов. Избирательные технологии В общем понимании это политическая реклама и консультирование. Прогнозирование выборов. Однако в реальности под политическими технологиями следует понимать комплекс специфических мер, приёмов и методов, применяемых специалистами по организации участия в выборах («политическими технологами»), направленных на победу в выборах. В качестве «инструментария» в выборных технологиях выступают социология, рекламные технологии и технологии формирования общественного мнения (PR), отдельные методы маркетинга и социальной психологии. В настоящее время наиболее крупные выборные кампании организуют и проводят специализированные агентства и профессиональные коллективы специалистов, представляющих объединённые в понятии выборных технологий профессии.

22.Политическая власть и бюрократия. Мы уже видели, что политические элиты осуществляют свою власть над массами не непосредственно, но используют для этого бюрократический аппарат. Этот аппарат выполняет роль посредника между вершиной и основанием политических систем. В самых различных исторически существовавших политических системах можно обнаружить посредническую функцию, осуществляемую группой чиновников, на которых возложена ответственность за управление повседневными делами, поскольку в повседневной жизни господство - это в первую очередь управление. Эта функция предполагает принятие решений, и поэтому о бюрократическом аппарате можно говорить как об одном из основных элементов политических систем. Прежде всего, представители бюрократии сознают свою роль и претендуют на выражение общих интересов общества. Однако даже поверхностный анализ показывает, что объективное положение бюрократии в политических системах приводит к возникновению у нее специфических интересов. Бюрократия стремится стать воплощением всеобщих интересов общества, однако на практике вырабатывает свои особенные интересы. Как правило, бюрократический аппарат страдает от внутреннего конфликта, поскольку, с одной стороны, он вынужден выполнять универсальные функции, оправдывающие его существование в глазах масс, а с другой - стремится к защите своих собственных интересов. Посредническая роль и концентрация возможности принятия решений в руках бюрократического аппарата ослабляют способность масс влиять на функционирование политической системы. Этот аппарат имеет иерархическую структуру, отражающую выраженное разделение труда между членами. Последние, как правило, настроены консервативно, опасаясь изменений, которые могут повлиять на их статус. Бюрократический аппарат обладает высокой стабильностью и может сохраняться даже при изменении политических элит. Лишь в ходе революционных процессов этот аппарат лишается своего положения, хотя для этого и необходим достаточно длительный период. Когда возникает новая бюрократия, лояльная по отношению к революционному режиму, старая окончательно теряет свои позиции. Исторический опыт показывает, что функция бюрократии необходимо для любой политической системы. Но он показывает также, что эта функция существенно ограничивает участие масс в политической жизни. Поэтому некоторые исследователи рассматривают бюрократию как "необходимое зло". Без нее невозможно сколько-нибудь эффективно управлять повседневными делами политической системы, однако при ее содействии массы отдаляются от принятия решений, которые существенно затрагивают их положение. Касаясь этих проблем, Макс Вебер отмечал, что "бюрократия продолжает делать для победившей революции (если только она не заменяется новой. - Авт.) или для захватчика то же самое, что она делала для правительства, которое было до этого законным. Вопрос всегда заключается в том, кто именно господствует над существующей бюрократией". Это означает, что "бюрократический вакуум", отсутствие административного аппарата для любой политической системы является смертельным. Поэтому со времен античности политические элиты создавали свои собственные бюрократии (вспомним о бюрократии Египта времен фараонов или императорского Китая). В нашу же эпоху бюрократический аппарат играет важнейшую роль как при капитализме, так и при социализме. Главная проблема, которую ставит бюрократический аппарат в самых разных политических системах, связана с его автономизацией, с его становлением как власти, стоящей над обществом в целом и осуществляющей свой курс без учета фундаментальных интересов масс. В подобных случаях политические контуры системы устанавливаются элитой и реализуются на практике бюрократией, причем массам остается маргинальная роль. Данная проблема может быть разрешена, по крайней мере, частично, если в политической системе, какова бы ни была ее природа, имеются институты, делающие возможными участие и эффективный контроль масс. Без эффективного контроля за поведением элиты и бюрократического аппарата со стороны базовых слоев общества политическая власть становится вездесущей, всемогущей и произвольной, а остальная часть общества играет по отношению к ней пассивную и зависимую роль. Однако каковы условия и пределы этого контроля? Этот вопрос ставит старую проблему политического участия, которую мы и рассмотрим ниже.

23.Признаки и типы политических партий. Функции партии в механизме политической власти. Политические партии - организации, выражающие политические интересы, цели и идеалы социальных групп, состоящие из их наиболее активных представителей и руководящие ими в процессе завоевания и использования государственной власти в обществе. Признаки полит. партий * Организация, т.е. относительно продолжительное во времени объединение людей.* Существование устойчивых местных организаций, поддерживающих регулярные связи с национальным руководством.* Цели партии - завоевание и осуществление власти.* Стремление обеспечить себе поддержку народа с помощью выборов или других способов.* Партия - носитель определенной идеологии, мировосприятия. Функции полит. партий * Представительство интересов социальных групп и слоев общества.* Борьба за обладание государственной властью, за политическое руководство или упрочение своего руководящего положения.* Идеологическая (деятельночть, направленная на производство идей и политическая социализация личности).* Разработка и осуществление политического курса.* Организаторская (деятельность по подбору, расстановке кадров в самой партии и в других государственных и общественных организациях).* Обеспечение связи масс с государственными структурами, институализация политического участия граждан.* Интеграционная (сглаживание конфликтов, согласование интересов борющихся сил, политическая стабилизация общества). Тип партии – это понятие, отражающее наиболее существенные признаки определенной группы политических партий. В основу типологии могут быть положены различные критерии: социальная база, идеологический облик, принципы организации, методы деятельности и др.По своей классовой сущности партии подразделяются на буржуазные, мелкобуржуазные, помещичьи, крестьянские, рабочие.С точки зрения их идейно-политической ориентации различаются коммунистические, социал-демократические, либеральные, консервативные партии, а также партии, опирающиеся на различные религиозные и национальные доктрины.По отношению к существующему порядку, содержанию целей и задач выделяют революционные партии (стремящиеся к радикальному качественному преобразованию общества), реформистские (стремящиеся к улучшению общественной жизни без структурных принципиальных изменений), консервативные (отстаивающие сохранение устойчивых, сложившихся форм общественной жизни) и реакционные партии (стремящиеся к восстановлению предшествующих общественных порядков и структур).

По месту в системе государственной власти партии подразделяются на правящие и оппозиционные, по условиях деятельности – на легальные, полулегальные и нелегальные.В соответствии с характером членства, принципами организации партии делятся на кадровые и массовые. Кадровые партии отличаются немногочисленностью, аморфным, свободным членством, организационной рыхлостью, децентрализованной структурой. Отсутствует система официального членства с соответствующей регистрацией и регулярной уплатой членских взносов. Кадровая партия ориентируется на участие и победу в выборах. Опирается не столько на партийную массу, сколько на партийный актив и партийных функционеров, а также финансовую поддержку влиятельных кругов общества. В наибольшей степени типу кадровой партии соответствуют в настоящее время Республиканская и Демократическая партия США.Массовая партия стремится вовлечь в свои ряды возможно большее число членов, поскольку основным источником ее финансирования являются членские взносы. Для массовой партии характерно фиксированное членство, четная организационная структура, централизованный характер, тесные и постоянные связи между членами партии. Примером массовых партий могут служить коммунистические и социалистические партии.Деление партий на кадровые и массовые дополняется типологией партий на парламентские и авангардные по характеру их деятельности. Парламентская партия борьбу за власть связывает главным образом с выборами в представительные учреждения. Свою организаторскую деятельность она осуществляет в основном в ходе избирательной кампании, стремясь к завоеванию максимально возможного числа мандатов и проведению своей политики через парламент и правительство. Парламентские фракции партий, депутаты различных уровней пользуются широкими полномочиями в решении всех, в том числе внутрипартийных проблем. Авангардная партия не ограничивает свою деятельность борьбой за депутатские мандаты. Она осуществляет широкую внепарламентскую деятельность, большое внимание уделяет идеологической и воспитательной работе, формируется на мировоззренческой основе.

24.Сущность и разновидность партийных систем. Взаимосвязь партийных и избирательных систем в обществе. Партийные системы представляют собой совокупность устойчивых связей и отношений партий различного типа друг с другом, а также с государством и иными институтами власти. Партийные системы противостоят апартийным, т.е. таким формам организации политической власти, где либо совсем не существует партийных объединений, либо их наличие имеет сугубо декларативный характер (как это было, например, в СССР, Албании, а сегодня также на Кубе, в Северной Корее). по числу действующих в стране партий выделяют следующие партийные системы:

-однопартийные, внутри которых различают деспотические и демократические разновидности;-полуторапартийные, в которых действует коалиция, состоящая из доминирующей партии и близкой ей по взглядам, но менее популярной организации;-двухпартийные с двумя относительно равноценными по популярности конкурирующими партиями;-двух с половиной партийные системы, в которых наличие двух авторитетных партий сочетается с деятельностью посреднической, но одновременно альтернативной организации, играющей роль «третьей» силы, которая позволяет примирять этих двух противников;-многопартийной, с числом партий более тре х.Французский политолог М. Дюверже сформулировал «три социологических закона» взаимосвязи партийной и избирательной систем. Их основные положения таковы:пропорциональная избирательная система обусловливает возникновение и существование многопартийной системы, характеризующейся автономностью партий и их жесткой структурой;-абсолютная мажоритарная система способствует формированию многопартийной системы, в которой партии занимают гибкие позиции и стремятся к поиску консенсуса и компромисса;-относительная мажоритарная система порождает двухпартийную систему. Избирательные системы являются чувствительными индикаторами реальных политических процессов, поэтому избирательное законодательство каждой страны совершенствуется и развивается. Мажоритарная избирательная система — система выборов, при которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов избирателей по избирательному округу, где они баллотируются. Различают мажоритарные системы абсолютного, относительного и квалифицированного большинства.Пропорциональная избирательная система — порядок определения результатов голосования, при котором распределение мандатов между партиями, выставившими своих кандидатов в представительный орган, производится в соответствии с полученным ими количеством голосов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: