Особое место в системе управления фирмой занимают специальные информационные системы — системы поддержки принятия решении (СППР). В большинстве случаев процесс принятия решения сводится к следующему: 1) выбор наилучшего варианта из пакета альтернатив; 2) ранжирование множества возможных вариантов в зависимости от степени их влияния на достижение цели; 3) выработка критериев оценки. Например, в качестве критериев оценки вариантов при принятии решений по инвестиционному проекту могут выступать срок окупаемости, величина затрат и др. В качестве примеров ситуаций, когда требуется использование СППР, можно привести следующие: выход на новый рынок, определение стратегии развития фирмы, поиск помещения под офис, выбор оборудования. Методы, помогающие решению этих проблем, в виде соответствующего математического аппарата реализованы в СППР.
В своем развитии СППР прошли несколько этапов: от систем, предназначенных для выполнения рутинных операций регистрации, накопления, хранения и выдачи информации, до экспертных систем, где в формальном виде представлены знания экспертов (рис. 17.4).Первый этап— системы обработки трансакций, предназначенные для выполнения рутинных операций с информацией. Второй этап — появление концепции автоматизированной системы управления (АСУ в бывшем СССР или МIS(management information system) западных странах). Эта система позволяет делать выборку и интегрировать данные из многих источников. В это же время появляются системы управления базами данных (СУБД). Третий этап характеризуется автоматизацией конторской деятельности. На этом этапе используются преимущества распределенных баз данных, устраняется излишняя централизация обработки данных. На четвертом этапе появляются возможности использовать диалоговую компьютерную систему (DS). Пятый этап становится вершиной развития информационных систем: появляются экспертные системы, чья база значительно расширена за счет знаний экспертов.
![]() |
Рис. 17.4. Эволюция систем поддержки принятий решений







